Мальтийские святилища IV—III тыс. до н.э.
Прообразом мальтийских святилищ были яйцевидные подземные гробницы. Даже в пору своего расцвета в IVтыс. до н.э. — начале IIIтыс. до н.э. эти храмы, в отличие от святилищ Юго-Восточной Европы, имели мало сходства с жилищами, но напоминали очертаниями огромные яйцевидные ягодицы регенерационного тела Богини (см. рис. 5-25-5-29). Этот образ воспроизводят многочисленные каменные скульптуры Богини.
Все символические изображения, которые можно видеть на керамике, рельефах, стенных росписях, каменных плитах и алтарях, являются частью общих символов возрождения. Так, весьма распространены изображения лобкового треугольника Богини: его высекали из больших камней и устанавливали, узким концом вниз, в качестве алтаря в храмовых апсидах и нишах (рис. 7-60).
Треугольники, алтари, колонны и каменные плиты - все они почти сплошь покрыты ямками. Не исключено, что это был не просто способ декорирования и что за ним, как и за чашевидными знаками на западноевропейских менгирах и мегалитических гробницах, стоял некий символический смысл. Эти небольшие отметины были в какой-то мере проникновением в стихию Богини.
К образам, связанным с регенерацией, следует также отнести изображения поднимающихся вверх змей и ящериц. Рельеф с изображением такой змеи был найден в святилище Гжантийи. В святилище Тарксиенны обнаружены скульптурные изображения ящериц и фаллосов, по двое—трое расставленные по нишам (рис. 7-61). В святилище Хагар-Ким неподалеку от входа был установлен алтарь в виде небольшого стола, который с лицевой стороны украшало изображение растущего из сосуда дерева. Поблизости от него был большой столообразный алтарь, над которым была вырезана пара рельефных изображений двойной змеевидной спирали, упирающейся вверху в треугольник. Этот же мотив можно видеть на каменной плите изтарксиеннско-го святилища знаменитого своим спиралевидным орнаментом. В него вплетены изображения бутонов и пробивающихся ростков, что указывает на более глубокое значение этого геометрического
узора — прославление растительной энергии и весеннего обновления жизни.
В тарксиеннском святилище на каменных плитах были обнаружены резные рельефы с изображениями двух быков с большими рогами (рис. 7-62.1, 2), а рядом с ними — суки с тринадцатью новорожденными щенками (рис. 7-62.3). Сохранился фрагмент сосуда с рельефным изображением рогов, между которыми сидит птица (рис. 7-63). На одной из каменных плит была искусно вырезана целая процессия животных — овец, свиней и коз. Хотя существует мнение, что это — жертвенные животные, однако это также могло быть шествие во славу обновления жизни в животном мире.
На Мальте было найдено более 30 чрезвычайно впечатляющих каменных скульптур, высотой от 5 см до 3 м30. Основную группу составляют изображения обнаженных женщин с яйцевидными ягодицами, у которых одна рука опущена вниз, а другая покоится на груди. Они были обнаружены в гипогее Халь-Саф-лиени и в святилище Хагар-Ким. Одни изображены стоящими, другие сидят, подвернув ноги вправо или влево (цветная вклейка 21). Некоторые облачены в длинные одежды с воротом. Двойной мотив яйца — подчеркнуто увеличенные ягодицы — связывают эти скульптуры с идеей возрождения. В Халь-Сафлиени были также найдены подвески в форме ягодиц и вырезанные из кости статуэтки, полностью выдержанные в схематическом стиле, с цилиндрическими или фаллическими головами.
Самая крупная каменная скульптура, чья высота, должно быть, достигала 3 м, была обнаружена в тарксиеннском святилище: не вызывает сомнений, что это изображение наиболее почитаемого божества данной обители. Уцелела лишь ее нижняя часть в один метр высотой - ноги яйцевидной формы, от колена до середины икры закрытые юбкой (рис. 7-64). Кроме того, в тарксиеннском святилище сохранился менее внушительный фрагмент схожего, но на сей раз сидячего скульптурного изображения. Там, ниже края юбки, у ступней Богини сидят четыре тучные женщины, представленные в виде рельефа. Эти гигантские скульптуры уникальны для доисторического искусства хотя бы потому что деревянные и глиняные извая-ния крупных размеров просто не сохранились.
Кто эта Богиня-великанша? Сохранившийся фрагмент нижней части ног показывает, что она во многом схожа со скульптурами богини из Хагар-Кима. У нее неестественно толстые икры и маленькие ступни. Не исключено, что в этом скрыт некий символический подтекст: предположим, что на самом деле это не ноги, а яйца. Это дает еще один ключ к пониманию функций данной Богини. Наперекор общепринятому представлению, она не просто богиня плодородия: ее тучность имеет более глубокий смысл и связана с идеей регенерации. Иными словами, это — чисто мальтийское воплощение Богини возрождения.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Боям |
288
Рис. 7-60.1
Рис. 7-60.2
Рис. 7-61 Змея, ящерица и тройной фаллос — регенерационные символы мальтийских храмов. (1) Поднимающаяся вверх змея, Гжантийя, ок. 3600 г.до н.э.; (2) статуэтка ящерицы; (3) тройной фаллос из Тарксиенны, ок. 3000 г.до н.э.
Рис. 7-60 Алтари мальтийских храмов в форме лобкового треуголънш.
(1) Треугольный камень с ямочным орнаментом, стоящийв нише храма Хагар-Ким (восточная часть, внешняя сторона).
(2) Большой треугольный камень с ямочным орнаментом в храме Мнайдры, комната 1. 3500-3000 гг. до н.э.; высота 1,6 м.
Рис.1
Терракотовая маска Богини с цилиндрической шеей, найденная в Суфли-Магула близ г. Ларисса, Фессалия. Культура
сескло, начало VI тыс. до н.э.; высота ок. 7см.
Рис.2
Рис. 2 Носители культуры сескло отличались искусной резьбой по мрамору, алебастру, порфиру и зеленому камню. Это — печать или игровая доска с 9 желобками, заканчивающимися круглыми углублениями и сквозными выходами. Ахиллейон IV, Фессалия, 5900—5800 гг. до н Э ; длина 5 5 см
Рис.3 Ранний образец расписного сосуда (красный узор на белом ангобе) ранней культуры сескло («протосескло»). Отзаки, Фессалия, ок. 6300 г. до н. э.
Рис.4
Чашка культуры сескло с крас-1 ной росписью на белом анообе. | Ее узор может быть стилио ванным изображением барань-1 их рогов или соединенных вмс-1 сте бычьих голов. Ручка украшена противолежащими тре-1 угольниками над ручкойи|
внутри чашКИ — уЗКИЕ ТЦЕ' I
угольники или изобозженм I клюва. Цани Фессалия, ок 5900-5800 гг. до
Рис. 5
Маска Богини часто фигурирует на горловинах ритуальни| сосудов: таково назначение]! этой крупной маски культура сескло. Ахиллейон IV, 5900-1 5800 гг. до н. э.
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис. 6
Рис.7
Рис.7 Сферический сосуд, украшенный рельефом из соединенных между собой Б-образных спиралей. Культура бутмир, Небо, Босния, начало Vтыс. до н.э. |
Рис.8
Рис. 6
Антропоморфный сосуд середины VI тыс. до н. э., представляющий Богиню; роспись из множественных шевронов, меандров, зигзагов, тройных линий и знаков «М». Разнонаправленные меандры сходятся в области лба, а тройные шевроны под клювом превращаются в знак «М». Двумя небольшими меандрами обозначена грудь; в нижней части шеи — красные треугольники, являющиеся особым символом Богини. Культура старчево, Градеш-ница, к северо-западу от г. София, Болгария.
Рис.8 Сидящая на стуле терракотовая Богиня-птица с У-образ-ным воротом или ожерельем, на котором закреплен круглый медальон. На маске обозначены миндалевидные глаза и напоминающий птичий клюв огромный нос, рот отсутствует. Среди особых символов Богини-птицы - тройные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, а над ним - четыре черточки, объединенные горизонтальной линией. Культура винча. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота 18,5 см.
Рис.9 |
Рис. 10 Крышка в виде совы с ушами в качестве ручек, украшннна! вертикальными линиями с решетчатым узором и белой иик-1рустацией на тонкой черной текстуре. Культура винча, Фафос |Пуг. Косовска-Митровица, край Косово, 5000-4500гг.дон.э. высота 16,5 см. Рис. 12 |
Рис.9 Треугольный сосуд для приношений на ножках с «шахматной» росписью красного, черного и белого цвета. Культура винча, Фафос близ г. Ко-совска-Митровица, край Косово, ок. 4500 г. до н. э. (или ранее); высота 15,3 см.
Рис. 11
Рис. 11 Маска культуры винча в натуральную величину, с большими миндалевидными глазами. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота
17,5 см.
Рис. 12 Восседающая на троне Богиня (голова и ноги отбиты), украшенная спереди и сзади разбитым на секции нарезным орнаментом из зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвешуг. Сентеш, Юго-Восточная Венгрия, начало V тыс. до н.э.; высота 21,7 см.
Рис. 15 |
Рис. 15 Сосуд в форме «бинокля» с черной росписью на красном фоне, центральный символ - бегущий пес. Поздне-кукутенская (кукутенская В) культура Бильче-Злоте, Галиция, Юго-Восточная Польша, ок. 3800—3600 гг. до н.э.; высота ок. 15 см. |
Рис. 14 Грушевидный сосуд с крышкой, украшенный символической росписью. На фронтальной части - вульвообразные формы, окруженные свободно парящими спиралями, которые затем повторяются на крышке. Верхняя полоса росписи состоит из заполненных шахматным узором шевронов и треугольников. Поздняя фаза классического периода кукутенской культуры, Драгушени, Северо-Восточная Румыния, ок. 4300—4200 гг. до н.э. |
Рис. 13
Сосуд для приношений или светильник на четырех ножках, на каждом углу по голове барана; орнамент из спиралей, шевронов и меандров. Культура тиса, Сегед, начало Vтыс. до н.э.; высота 12см,длина 11,8 см.
Рис. 13
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 16
Блюдо кукутенской культуры!I росписью на внутренней стороне в виде двойных плодов, рамляющих центральный ромб.I Позднекукутенская (кукутей-екая В) культура, Подей-Тыргу-Окна, Северо-ВотточнаяЩ мыния, ок. 3800-3600п.и н.э.; диаметр ок. 40 см.
Рис. 17 Сосуд стиля «серра-д'альток характерными фантастическими ручками трехмерной лепке и двойным спиральным мои-] вом. Период серра-д'алио южноитальянского неолтта,I Патерно к западу от Катаики, Сицилия, конец V тыс. до н.з.I
Рис. 18
Сосуд стиля «диана» с трбчаа-1 тыми ручками и блестящей, лишенной каких-либо украшений поверхностью. Период ди-ана южноитальянского неолита. Патерно к западу от Катании, Сицилия, ок. 4000 г. до н.э.; высота 13,5 см.
•к. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 19
Шествие животных — барана, свиньи и козы (еще три козы не вошли в снимок): рельеф на каменной плите у алтаря святилища Тааксиенны, Мальта, ок. Mr. до н.э.
Рис.20 Малььийский храм из известняковых плит: Хагар-Ким, Юго-Восточная Мальта. Возвышающийся над постройками справа башнеобразный менгир, возможно, представляет саму Богиню. Вторая половина IV тыс. до н.э.
Рис. 21
Стоящая Богиня с тучными бедрами и ягодицами из святилища Хагар-Ким, Мальта, ок. 3500-3000 гг. до н.э.
Рис. 21
Рис. 22 | ||
« | ||
™ | ||
Рис, 23 |
Рис. 22
Кентавр с головой (или маской) человека и туловищем быка, покрыты! росписью из ре генерационных символов: его передние ноги имеют яйцевидную форму и расписаны черны! узорами в виде пузырей. В верхней части маски — знак «М», грудь пересекают три линии. Терракота, культр винча, Валач у г. Косовска-Митрови-ца, край Косово, ок. 4500г. дон.э:,т сота 19,5 см.
Рис. 23
Богиня из Лепенски-Вира (Север: Югославия), сочетающая черты рыбн (рот), женщины (груди и вульва)и хищной птицы (птичьи лапы вмстте человеческих рук). Это каменш изображение стояло на краю ajmpi (святилище № 44) вместе с еще одно» яйцевидной скульптурой Богини-рыбы. Ок. 6000 г. до н.э.; высота51 см.
Рис. 24 Яйцевидная скульптура из песчаника, изображающая вульву перед родами Лепенски-Вир, святилище №51, обнаружена на краю алтаря. Скулпптр была густо окрашена красной охрой. Размер: 18 на 13,8 см.
Рис. 24
ии т. РелигияБогини
Рис. 7-62 |
Рис. 7-62 (1,2)Двабыкаи(3)сука с!3 щенками, рельеф на извеесняковой плите. Регенераиионные символы из храмов Таркси-снны; высота (1, 2) 27 см, (3)18 см.
Рис. 7-63
Рис. 7-63 Птица, появляющаяся между рогов быка, рельеф на сосуде, святилище «жсиенны.
Мальтийские святилища строились попарно, чему лучший пример храмы Гжантийя и Мнайдра (см. рис. 5-25, 5-27). Как можно предположить, они представляли разные ипостаси Богини и были местами проведения разных ритуалов: более крупный западный храм — тех, что связаны со смертью и регенерацией, а восточный - тех, что связаны с рождением и возрождением не только природы, но и людей. Апсиды западных храмов сделаны из более темного красно-коричневого известняка globigerina и покрашены в красный цвет, тогда как восточные храмы выстроены из более светлого камня. Не исключено что парные храмы были посвящены парным божествам — матери и дочери или двум сестрам имеющим вид сиамских близнецов: изображения такого рода часто встречаются в Европе и в Анатолии VII—III тыс. до н.э.
В святилищах Мнайдры и Тарксиенны были обнаружены глиняные статуэтки беременных женщин с отвисшей грудью и разбухшей вульвой; не исключено, что это — миниатюрные (в 5-6 см высотой) подобия Богини-роженицы (см. рис. 7-2). Нам трудно назвать их красивыми: Дж.Д.Эванс считал, что они «уродливы» и «патологичны»31. Однако очень важно постараться не проглядеть их символический смысл. Не принимать в расчет те или иные произведения доисторического искусства лишь из-за их несоответствия современным представлениям о красоте значит упустить нечто гораздо более значимое. Любопытно отметить что у обеих фигурок на спине есть 9 горизонтальных насечек — не исключено, что они обозначают 9 месяцев беременности. Эти статуэтки могли иметь вотивный характер их могли подносить Богине-роженице чтобы она поспособствовала благополучному разрешению от бремени Возможно что ролы проходили в восточных святилищах' посколь-kv именно там находят изображения ТЭ.КОГО
Около святилища Хагар-Ким был также найден торс обнаженной женщины с большой грудью, общей высотой в 12,5 см (рис. 7-65). Поскольку эта статуэтка гораздо ближе к идеалу красоты XX в., она удостоилась пристального внимания археологов и получила имя «Мальтийской Венеры». Еще одно изображение чуть меньшего размера было найдено в святилище Тарксиенны: это изваяние нагой непринужденно сидящей женщины. К сожалению, головы обеих скульптур были утеряны. Но существует еще немало шедевров мальтийского искусства, чье назначение и смысл до сих пор остается тайной. Таковы найденные в ги-
погее Халь-Сафлиени известняко- Рис. 7-64вые головы с юными чертами лица (рис. 7-66). |