Святилища и обрядовые сосуды

Как и по всей Юго-Восточной Европе, святил ща культуры тиса имели ту же архитектуру, что обычные дома. Представленное на рис. 3-25 ду)к этажное строение, скорее всего, было святилище! на нижнем уровне располагались мастерские, а верх нее помещение было обрядовым. В одном из noMfc

fiwz III. Зенит европейской цицивизации: Центральная яВосточная Европа, 5500-3500гг. до ,

S>


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

 


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-27

Рис. 3-26 Примерная реконструкция по­мещения с набором церемони­альной утвари: глиняный стол, прямоугольные коробы, крышка, увенчанная головой птицы (см. рис. 3-27), сосуды, керносы (справа) с рогами и с закреплен­ными по краю маленькими сосу­дами для приношений статуэтка восседающей на троне Богини (предположительная реконст-рукция) Весте-Мапю Восточ-наяВентия ок 5000 гдонэ или первые векаV тыс.до н.э. . .

Рис. 3-27 Найденная на глиняном столе в святилище (см. рис. 3-26) тер­ракотовая крышка с головой птицы. Разбитый на секции на­резной орнамент из сетей, зиг­загов и ромбов. С обеих сторон ручки с двойными насечками. Вестё-Marop, Восточная Венг­рия, 5000-4800 гг. до н. э; высо­та 19,7см.



Гимбутас М. Цивилизация Великой I



щений многокомнатного комплекса в Горже (см. рис. 3-24: верхняя комната справа) были стенные рос­писи и отдельный вход, а кроме того, богатая внут­ренняя обстановка, большая пирамидальная печь и множество сосудов. Возможно, что его также исполь­зовали в качестве святилища. Судя по постройкам культуры тиса, поклонение божествам было перепле­тено с повседневными делами.

В жилищах культуры тиса археологи находят боль­шое количество чаш на массивных ножках, амфоро-видных биконических кувшинов, блюд, горшков и прямоугольных сосудов. Как правило, они украше­ны меандрами: чаще всего используется именно этот орнаментальный мотив, далее идут шевроны и неко­торые другие мотивы. Все это — часть символического языка, связанного с культом Богини-дарительницы жизни. Любопытно, что при гравировке орнамента некоторые участки на сосудах оформлялись как от­дельные художественные фрагменты (рис. 3-28, 3-29, 3-30). Среди обрядовой керамики особо примечатель­ны небольшие вместилища или лампы с протомами в виде бараньих голов (цветная вклейка 13).

Что касается технологии керамического производ­ства, то тут, в отличие от эпохи неолита, к глине пе­рестали примешивать мякину, так что разница меж­ду грубой и тонкой керамикой практически исчезла. Кроме того, появился новый - типичный для клас­сического периода культуры тиса — вид емкостей: их покрывали слоем битума, куда добавляли кусочки мелко нарезанной соломы или мякины, из которых складывался орнамент44. Другой распространенный декоративный мотив — черная роспись с широкими полосами.

Захоронения

На территории распространения культуры тиса были проведены раскопки около 400 могил, распо­лагавшихся как вне, так и в пределах поселений. В классический период культуры тиса при захоронении использовались деревянные фобы. При раскопках в Весте были найдены дощатые фобы с выступами в верхних углах для переноски (рис. 3-31): это первые из известных в Европе. В пределах поселения в че­тырех разных слоях были обнаружены 18 захороне­ний в фобах.

Заключительная фаза

Появление в Восточной Венфии, Восточной Сло­вакии и примыкающей к ним Трансильвании тиса-польгарского комплекса определяет конец культуры тиса и расширение ее восточной и северной фаницы вплоть до Южной Польши. Согласно радиоуглерод­ной датировке, данная фаза имела место между ХLIV и XXXIX вв. до н.э. (Табл.9). Ее заключительный этап, лажняны, известен только по ингумационным

и кремационным захоронениям в Восточной Сл кии и представляет собой умирающую, изолирова ную культуру, отмеченную упадком медного и об дианового производства, дефадацией керамиче го стиля45. Скорее всего, это угасание явил следствием первой волны курганной культуры, ои| торой речь пойдет в главе X.

Культура лендель Среднедуна некого бассейна и северных районов Центральной Европы

В Ценфальной Европе и в бассейне Среднего ная на смену культуре линейно-ленточной керами пришла культура лендель с иными архитектурн технологическими и творческими традициями. № селения культуры лендель имели некоторое сходее с культурными комплексами данило и бутмир:: тоже окружали У-образные широкие рвы, а их жт ли изготовляли характерные расписные сосуды rpt шевидной формы и «фруктовницы». Сформирон лась эта культура в Славонии, Сирмии и Паннога под влиянием усилившихся контактов с западным областями - Боснией и побережьем Адриатики: целом этот процесс напоминал формирование rpyi пы бутмир46. По-прежнему шлаторговляобсидиано и раковинами спондилус которые возможно вьщ нивали на соль и сельскохозяйственные продукты.! начала V тыс. до н.э. население западных и севррнь областей Среднего Дуная отчетливо выделилось самостоятельную культурную гоуппу с собственнш художественным стилем

Поселение Лендель, давшее имя данной культу как и ее крупные поселения Зенгёварконь и Асод,рк положены в Западной Венфии. Другие места о& ния носителей культуры лендель разбросаны пол статочно большой территории, включая плодородии лессовые низины Северо-Западной Югославии, Во точной Австрии, Моравии, Западной Словакии Южной Польши47 (рис. 3-32). Они не образовыга телли: это были крупные горизонтальные поселен из глинобитных домов.

Хронология

Согласно радиоуглеродным датировкам рядап селений, формирование этой культурной фуппык ходит приблизительно к 5000 г. до н.э. (Табл. II Стратифафия и типология керамики позволяют делить 5 фаз ее развития, лендель I-V48. Раннийг риод культуры лендель, имевший место в первой ловине V тыс. до н.э., отличает многообразие расл ной керамики. Как и в культурах бутмир и данило, сосудах сперва вырезали спирали, меандры и дру мотивы, а затем окрашивали их красным, желтым черным красителями. Заметно преобладание ярки

Гша III. Зенит европейской цицивизациии:ентральная яВосточная явропа, 5500-35000г. до н.эн




Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-28 Чаш на ножке, украшенная панелями из меандров и ли­ниями точек (сама чаша), шевронами и точками (нож­ка). Внутри нарисован бе­лый четырехчастный знак. Классический период куль­туры тиса, Сегвар-Тюзкё-веш, Юго-Восточная Венг­рия, ок. ХLV1II-XLVII вв. дон.э.; высота 29,7 см.

Рис. 3-28 1\

Рис. 3-29


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-29 Сосуд на ножке с характер­ным нарезным орнаментом из меандров. На передней секции меандры меньшего размера и по шесть точек сверху и снизу. Классический период культуры тиса, Сег-вар-Тюзкёвеш, Юго-Восточ­ная Венгрия, ок. ХLVIII— ХLVII вв. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизация Вешкой Богш



 
  Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-30.1

ЩШ

 

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru Рис. 3-30 Два антропоморфных сосуда на нож­ках классического периода культуры тиса. Лик Богини обрамлен (1) шев­ронами и (2) тройными линиями. На тулове — разбитый на несколько сек­ций выгравированный орнамент из меандров и зигзагов с белой инкруста­цией. Сегвар-Тюзкёвеш, Юго-Вос­точная Венгрия, ок. XLVin-XLVU вв. до н.э.

Рис. 3-30.2

Рис. 3-31 Захоронение в гробу, культура тис! Вестё-Магор, Восточная Венгры начало V тыс. до н. э.

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

hm III. Зенит европейской цивилизации: Центральнаяи Восточная Европа,5500-3500гг. ддо.н._______________________ 89 Поселения и архитектура Систематические раскопки ряда поселений в Венг­рии и Чехословакии (конечно те, отчеты о которых были опубликованы) являются основным источни­ком информации о классическом периоде культуры лендель. В этот список входят Зенгёварконь (Западная Венгрия)50, поселение и захоронения Асод к северу от Будапешта51, могильники поселение Лужянки52, атак-же Сводин (самое крупное поселение из более чем

кирпичноокрасного цвета гематитных пигментов. Ещедля стиля лендель характерны небольшие «на­росты» или «пуговицы», расположенные по четырем сторонам корпуса биконических сосудов или «фрук-товниц» (рис. 3-ЗЗА). Следующий этап развития да­тируется серединой Утыс. до н.э.: гончарные изде­лия в эту эпоху в основном окрашивались в белый цвет, а на ее заключительных фазах — оставлялись неокрашенными. Общая типология керамики куль­туры лендель представлена на рис. 3-ЗЗВ.

По завершении фазы V изделия культуры лендель более не находят ни в Западной Венгрии, ни в Запад­ной Словакии; их вытесняет южный комплекс бала­ган. Однако керамика культуры лендель появляется в контексте западноевропейских культур кортайо и михельсберг, а также на Верхнем Дунае, Эльбе и Оде­ре. Распространение культуры лендель из Баварии, Центральной Германии и Западной Польши49 по се­верным районам Центральной Европы совпало с про­никновением курганной I культуры в Нижнедунай­ский бассейн. Не исключено, что это продвижение на север было результатом цепной реакции, вызван­ной событиями в восточных частях Центральной Ев­ропы, в результате которых были разрушены культу­ры караново и винча, что побудило их носителей пе­реместиться в западные и северные регионы.


последних
1000 домов)53, оба

в Западной Словакии.

Поселения располагались неподалеку от источников на естественно защищенных широких террасах. Посе­ление Асод занимало от 20 до 25 га, и, насколько мож­но судить, там жило как минимум 300 человек. Доволь­но трудно определить, каковы были размеры этих по­селений в то или иное время, поскольку раскопаны лишь небольшие их части. К.примеру, в Асоде полно­стью отрыты только пять домов, а окончательные от­четы по Сводину еще не были обнародованы54. Дома были размером примерно 8 на 5 м или 6 на 4 5 м; строи-ли их из вертикально составленных бревен которые затем покрывали слоем глины; крышу делали двускат­ной Некоторое представление об архитектурных де­талях построек можно составить по их миниатюрным глиняным репликам. Так, у одной из моделей имеется пшпокий Rxon увенчанный головой барана или быка" не исключено,,что это модель святилища (рис. 3-34).'Систематические исследования польских низин показали, что свойственные культуре лендель орга­низация поселений и способы выживания карди­нально отличались от тех, что были характерны для культуры линейно-ленточной керамики. Заселявшие эти места носители культуры лендель перешли к по­стоянному и круглогодичному земледельческому хо­зяйству. В Куявии (Западная Польша) крупные посе­ления располагались на черноземных участках по берегам озер и извилистых ручьев. В Бжесць-Куяв-ском идентифицировано более 50 домов, из которых за последние полвека многие были раскопаны поль­скими и американскими археологами55 (рис. 3-35). В некоторых других местах — например, в Круша-Зам-кове, домов было меньше, но сами поселки также имели перманентный характер. Многое указывает на то что носители культуры лендель выращивали зер-новые культуры и в большом количестве разводили свиней овец коз и оленей А их потребление птицы рыбы моллюсков и черепах превышает ранее извест­ные показатели56. В центре поселений культурылен-дель обычно "стояло несколько длинных сооружений трапециевидной формы длиной от 15 до 40 м (в ос-новном более 20 м), которые возвОДИЛи по пОИНци-тту засыпания 'канав. Более мелкие поселения оаспо­лагались примерно в радиусе 5 км Можно выделить тмтипапосмений крупные с несколькими длин-ньми строениям JТс^т^^ш^ъ^тхх-нием ивременные'стоянки бе Готедов перманент-



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богл,

Рис. 3-32


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru



/// - основной ареал, ок. 5000-4500 гг. до н.э. ill - распространение на север и на запад после середины Vтыс. до н.э.

\\\ - распространение культуры тиса по терри­тории Южной Польши, тисапольгарский период, конец V тыс. до н. э.

Основные поселения культуры лендель:

1.Зенгёварконь

2. Лендель

3. Стржелице

4. Сводин

5. Лужянки

6. Асод

7. Бжесць-Куявски

Рис. 3-32 Распространение культур лендель.


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

шоШ. Зенит ееропейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500ггг.о н.н._______________________ 91_ Рис. 3-ЗЗА Расписная керамика классиче­ского периода лендель, ок. 4900—4600 гг. до н.э.: крышки, округленные или бикониче-ские горшки, чаши на ножках («фруктовницы») и сосуд с длинным цилиндрическим гор­лом. Роспись яркого кирпич-но-красного цвета (краситель — гематит) на сером фоне. Вся утварь - часть погребального инвентаря из захоронений ря­дом с домами в поселении Зен-гёварконь, провинция Баранья, район г. Печ, Западная Венг­рия.

 



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бк



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-ЗЗВ.Ш


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-ЗЗВ.Н


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-33B.I

Рис. 3-ЗЗВ

Типология керамики лендель: I — ранняя, в том числе расписная керамика с красными, желтыми и черными узорами, XLK--XLVI вв. до н. э.; II — средняя, менее красочная, с белой росписью, сер. V тыс. до н. э.. ;II — поздняя яерамика аез росписи, XLIII-ХХХГХвв.дон.э.

Гит Ш. Зенит европейской цицивизации: Центральная яВосточная явропа, 5500-3500гг. до н.эн




Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-34

Рис. 3-34 Глиняная модель дома или святилища культуры лендель; судя по ней, стены были из прямостоя­щих бревен, промежутки между ними заполнены переплетенными прутьями и покрыты слоем гли­ны. Конек двускатной кровли, покоящейся на 5 центральных и боковых массивных балках, ук­рашен изображением головы какого-то животно­го. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Там же были найдены и ста­туэтки животных. Начало Vтыс. до н. э.



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru ных построек57. Здесь, как и в случае культуры тиса, прослеживается отчетливая иерархия размеров посе­лений.

Искусство

Именно искусство культуры лендель — раскрашен­ные гончарные изделия и в высшей степени индиви­дуализированные женские изображения — вызвали в начале XX столетия интерес любителей археологии. Одним из его первых ценителей и организаторов рас­копок был Фр.Вильдомец из Зноймо (Моравия), ко­торый собрал немало образцов классического перио­да культуры лендель, в основном найденных им во время раскопок Стржелице и других поселений в ок­рестностях Зноймо. Значительная их часть осталась в его частном собрании и по сей день хранится в одном «близлежащих поселков. Коллекции искусства куль­туры лендель есть также в археологических музеях Брно, Праги, Будапешта, Вены, Печа и др.

Скульптурный стиль лендель имеет ряд отличий от соседних групп. Как и в других случаях, статуэт­ки по большей части схематичны: биконические го­ловки, обрубки вместо рук, огромные ягодицы. Лица или маски обозначены редко, однако у некоторых бывают намечены глаза, брови, заостренные носы, иногда даже прически и бусы. Характерной особен­ностью этого стиля являются стоящие фигурки, у которых центр тяжести приходится на нижнюю часть тела, в то время как верхняя редуцирована и практически безгруда (рис. 3-36, 3-37). Встречают-

ся и женские статуэтки, сидящие на скамеечках. Помимо обычных разновидностей статуэток, кото­рые производились в больших количествах, иногда можно найти настоящие произведения искусства, поражающие изобретательностью форм. Таковы со­суды на подставке в виде человеческой ноги (рис. 3-38) или опять-таки одноногая модель святилища с птичьей головой на кровле (рис. 3-39). Последняя находка - из могильника Асод (могила девочки). Поразительные сосуды были обнаружены в раннем поселении культуры лендель Ше неподалеку от Сом-батхея (Западная Венгрия). Один из них имеет вид женщины, которая держит над головой кувшин. Еще одна находка из тех мест - скульптурное изображе­ние богини с удлиненным торсом и хорошо разви­той грудью, известное как Владычица Ше (рис. 3-40). К списку удивительных творений культуры лен­дель добавим ритуальные сосуды в виде медведей из поселения Абрахам (Западная Словакия; рис. 3-41), лампы с двурогими звериными головами, сосуды с широким отверстием и круглыми или рогообразны-ми выступами.

Культура боян Нижнедунайского региона

После середины VI тыс. до н.э. культура старчево (криш), по-прежнему существовавшая в бассейне Нижнего Дуная, перешла в раннюю фазу культуры винча. Около 5000 г. до н.э. к северу от Карпатских гор появились земледельцы—носители культуры линейно-ленточной керамики, которые осели в Молдавии,



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Вт



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Н - раскопки 1976-1977 гг. t~v/** — часть территории, разрушено при добыче песка — планы неолитических домов

Рис. 3-35.3

^■«•"Ч

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru Рис. 3-35.1

Рис. 3-35.2


 

• ь * \

Рис. 3-35

(1) Трапециевидные длинные дома из поселения Бжесць-Куявски, Западная Польша; раскопки 1930-х гг. - К.Яжджжп и 1970-х гг. - П. И. Богуцки и Р. Грыгель. (2) Приблизительная реконструкция К.Яжджевского. (3) План соследамим для столбов и канав в северной части постройки. Вдоль стен - контуры ям. Правая сторона дома была разрушен! Поселение культуры лендель в Нова-Гуте в окрестностях Кракова, Южная Польша, ок. 4300-4100 гг. до н.э.

Ima 111. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропа, ,500-3500гг. до н.э.




Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru
Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-36.1 £\

Рис. 3-36.2

\

Рис. 3-36.3 /f~~\

Рис. 3-36.4

Рис. 3-37

Рис. 3-36 Типичные статуэтки культуры лен-дель: (1) статуэтка с биконической аморфной головой, обрубками вместо рук, маленькой грудью и тяжелой нижней частью тела. (2-4) Головы с волосами, глазами и носом. Ранний период культуры лендель, XLIX-ХЦУНвв.дон.э.

Рис. 3-37 Богиня-птица культуры лендель: за­остренный нос вместо клюва, руки-обрубки вместо крыльев, маленькая грудь, массивные ягодицы. Вид с двух сторон. Поселение Стржелице в окрестностях г. Зноймо, Моравия. Ранний период культуры лендель, Х1IX-XLVIПвв.дон.э.



Гимбутас М. Цивилизация Великой I



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru Рис. 3-38

Рис.3-39



Рис. 3-40

Рис. 3-38 Тройной сосуд для принош ний в форме человечен! ноги. Обожженная глина. Щ боке-Машувки у г. Зной район Брно, Моравия. Pai период культуры ленде*, ХиХ-ХЬУПвв.дон.э.

Рис. 3-39 Модель святилища, стояща! на большой человеческой на| и увенчанного птичьей вой: найдена в Асоде к сев от Будапешта, в могиле девон ки (захоронение № 2<Щ Х1ЛХ-Х1М1вв.дон.э.;выта 25 см.



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-40 Один из прекраснейших^ разпов скульптурного иа ства культуры лендель, «В.в дычица Ше»: к сожалению голова не сохранилась ( расположен рядом с г. Ваш Сомбатхей, Западная Bнi рия). Ранний период культур лендель XLIX-XLVII вв я н.э.; высота 24 см.


hmalil. Зенит европейской цивилизации: Центральная яВосточная Европа, 5500-3500гг. да д.э.




Рис. 3-41

Поселения-телли



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

В целом известно около ста по­селений культуры боян, по боль­шей части — телли, которые тянут­ся к северу и к югу от Дуная вплоть до Балканских гор. Крупномас­штабные раскопки здесь почти не проводились. Поселения в основ­ном располагались к северу от Нижнего Дуная и к югу от Бухаре­ста, на возвышенностях, мысах, высоких речных и озерных бере­гах. Многие стратифицированные телли были заселены на протяже­нии более 500 лет. К примеру, рас­копки телля в Тангыру выявили 21 строительный уровень (12 — KwibTVDbi боян а остальные—сме-нившей ее культуры гумельница)" Благодаря стратиграфическому и типологическому анализу можно выделить четыре Фазы культуры боян:I болинтиняну II джулешти

III видра и IV шпанцов60.

В поселениях культуры боян нет длинных домов, которые были ха­рактерны для культуры линейно-ленточной керамики. В период боян I люди жили в полуземлянках, в период боян II жилища стали на­земными. Как показали раскопки в придунайском поселении Радова-ну (Румыния), в период боян III-

IV дома строили из дерева, пол де­
лали глинобитным, площадью при­
мерно 7 на 3,5 м61 (рис. 3-43).

Рис. 3-41

Сосудвформе медведя с цилиндрическим горлом, расписанным красными по­ми. Абрахам у г. Пьештяни, Западная Словакия, начало Vтыс. до н.э.

Мунтении (район Бухареста) и Трансильвании. Воз­никший симбиоз ранних форм культуры винча и культуры линейно-ленточной керамики привел к формированию новой культуры, названной «боян». На черноморском побережье в Добрудже возникла обладавшая собственным художественным стилем культура хаманджия, которая после 4700 г. до н.э. была абсорбирована культурой боян (рис. 3-42). Благодаря миграции носителей данной культуры ее вторая ста-щиоказала существенное влияние на Трансильванию иМолдавию, тем самым сыграв некоторую роль в фор­мировании великих культур петрешти и кукутени, речь о которых пойдет в конце главы.

Название «боян» дало одноименное островное поселение на озере Боян (Юго-Восточная Румыния), раскопанное в 1924 г.58

Керамика

Гончарные изделия культуры боян отличаются большим своеобразием; их характерной чертой явля­ется резной, окрашенный белым цветом орнамент. Спиралевидные и прямоугольные мотивы, как пра­вило, процарапывали, а ряды из маленьких треуголь­ников и шахматный узор вырезали, как при резке по дереву. После обжига узорные поверхности окраши­вали в белый или в красный цвет (рис. 3-44). Широ­кое распространение имели сосуды на ножке-«стол-бике» (рис. 3-45), атакже биконические чаши и горш­ки прямоугольной формы. Высококачественную керамику изготавливали из хорошо очищенной гли­ны; она была тонкостенной, нередко пепельно-серо-г о или черного цвета.


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой I

дилус и браслеты из раковин пектункулус (рис.З-^ кольца-подвески и костяные кольца, цилиндрк1 ские, круглые и разрезанные бусины из раковин,неф рита, меди и просверленных зубов лося. В одной могил была также найдена схематичная кост фигурка категории столбообразных изображений.!

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Захоронения В бухарестском могильнике Черника было раско­пано 362 захоронения культуры боян I (болинтиня-ну)62. Это - самый ранний и самый крупный из из­вестных могильников данного региона. Покойников укладывали в ямы в вытянутой позе, ориентируя с запада на восток. Судя по характеру скелетов, насе­ление относилось к общесредиземноморскому типу, с грацильными костями и малым или средним тело­сложением; однако черепа не гомогенны. В придачу к долихоцефальным там были найдены мезоцефаль-ные, брахицефальные и даже гипербрахицефальные (альпийские) типы; лицевой указательтоже варьиру­ется, что говорит о смешении мигрантов с местным населением. В погребальный инвентарь входили со­суды, каменные топоры и резцы, костяные иглы и шилья. Из украшений - диадемы из раковин спон-

Рис. 3-42

Распределение культуры хаманджия • - поселения культуры боян # - основные могильники и поселения + - поселения культуры линейно-ленточной керамики


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

ГтвШ. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до н.э.


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-43

Рис. 3-43 Расчищенные глиня­ные полы построек культуры боян из телля Радовану, расположен­ного неподалеку от Ду­ная, Южная Румыния. Первый жилой гори­зонт. Культура боян III (видра). Дома стояли рядами. На втором жи­лом горизонте обнару­жено два ряда домов ок. XLVII-XLVIbb.дон.э.

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru - глиняные платформы

■ров



|___ Г—раскопанная часть

Гранины поселении

ра й раковин спондилус), что ее носители были вы­ходцами из Восточного Средиземноморья. Однако у нее скорей всего были местные корни: на это указы­вает связь ранней керамики культуры хаманджия с культуройстарчево (криш), как и то, что микролити­ческое кремневое производство здесь было известно с древних времен. Согласно анализу костных остан­ков, обитатели здешних мест принадлежали к средиземноморскому (в нескольких вариантах) и про-

литического пшедмостского типа , который продол­жал сущеетвовать на побережье Черного моря и по­сле исчееновения культуры хаманджия.
Е

дному грацилизирующему типу. Кроме леды присутствия потомков позднепалео-о т

Поселения и хронология

Полуподземные жилища культуры хаманджия рас­полагались на низких озерных террасах, как, например, в Головице, неподалеку от Бая-Хаманджия. Типологи­ческий анализ помог установить пять фаз развития дан­ной культуры, которые параллельны культурам боян и караново Ш-1У(приблизительно 5500-4700 гг. до н.э.). Существует только одна радиоуглеродная датировка культуры хаманджия III — 5880 до н.в. (данные лабо­ратории Гронингена), что с уточнением дает прибли­зительно XLIX-XLV1II вв. до н.э.

Могильник Чернаводэ расположен на возвышен­ности рядом с Дунаем и включает в себя не менее 600 ингумационных захоронений, из которых 400



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Ет



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-44

Рис. 3-44 Сосуд культуры боян III (ф джулешти); выемчатый орна! в виде ромбов и «шахматнск| узора, инкрустированный пастой. XLIX-XLVIII вв.док!| высота 11,8 см.

Рис. 3-45


Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-45 Сосуд на ножке-«столбике» св чатым орнаментом и белой инк? стацией. Культура боян HI (вщЦ| ок. ХLVHI-XLV1 вв. до н.э.; вы та 27,9 см.




Ima HI. Зенит европейской цивилизации: Цеетральнаяи Восточная Еввопа, 5500—3500гг. ддо.н




Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

----- '

Рис. 3-46




Рис. 3-46 Скелеты из бухарест­ского могильника Чер­ника с наручными браслетами из ракови­ны пектункулус и диа­демой из перфориро­ванных пластинок из раковин спондилус. Конец VI тыс. до н.э.

было раскопано. Как в мужских, так и в женских могилах обычно имеется один или два сосуда, от­полированные каменные инстру­менты и одна или две глиняных или мраморных статуэтки столбо­образного типа. Однако такого рода инвентарь есть далеко не во всех захоронениях, большинство находок было сделано в верхней части могильника, которая счита­ется более поздней. Рядом с голо­вой покойника нередко бывает положена галька или куски мрамо­ра круглой, полукруглой или ром­бовидной формы. Более поздние захоронения часто размещали по­верх более ранних или же более древние останки вынимали и пе­резахоранивали вместе с новыми.

Особый иНТСОСС пОСЛсТЭ-ВЛЯЮТ ри-

туальные захоронения черепов которые вместе с остатками пир­шеств обнаружены в нескольких местах к западу и к северу от ос­новного могильника ВI них также были черепа и челюсти Ж И R от­нят* — огтеней свиней ifnvnHorn рогатого скота коз -которые возможнг^ служили^имволами оегенерапии Не источено что ^хороненГчер^овбьтивторич ными Другие косГГглисчи та™ся менее важными"

Первые отчеты о крупномас­штабных раскопках Х.Тодоровой и Т.Димова причерноморского посе­ления Дуранкулык (Болгария) уви­дели свет, когда эта книга была за­вершена65. Эти раскопки были на­чаты в 1978 г. и по сей день еще не закончены. Однако уже можно ска­зать, что безусловный интерес представляют найденные там полу­подземные жилища культуры ха-манджия и 846 захоронений разных фаз культурного развития, равно как и поселение культуры варна, пришедшей на смену хаманджия. Работа археологов показала, что здесь на протяжении трех четвертей V тыс до н э существовала неггое-рывная преемственность культур­ных традиций Теперь стало воз­можным исследовать генетическую связь между культурами хаманджия и варна которые ранее раСС M3TD И "



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Bad



Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Святилища и обрядовые сосуды - student2.ru

Рис. 3-47 Черные сосуды с орнм том в виде зигзагов и ~-угольников и белой ин стацией. Могильник4q водэ, культура хаман ХLIX-XLVIII вв. дою Высота (1) 11см; (2) 15а (3) 13 см.

вались как отдельные явления. О богатом материалами могильнике Вар­ны мы еще будем говорить в этой главе, в разделе, посвященном торго­вому обмену.

Искусство

Носители культуры хаманджия обладали собственным художествен­ным стилем, для которого характерна черная керамика с лощеным орна­ментом (зигзагами и наколами, меандрами и треугольниками) и белой инкрустацией (рис. 3-47) и чрезвычайно индивидуализированная терра­котовая и мраморная скульптура. Так, в ряде захоронений были найдены статуэтки Белой Богини смерти. У некоторых сидящих или стоящих жен­ских изображений — тучное тело и штырек вместо головы, у других эти черты редуцированы (рис. 3-48). В одном из захоронений Чернаводэбыли обнаружены две парные статуэтки, представляющие женское и мужское божество: они обнажены, в масках и оба сидят. Скульптуры выполнены из серовато-коричневой лощеной глины с орнаментом и имеют пример­но 12 см в высоту. Мужчина сидит на скамеечке, обеими руками подпи­рая подбородок; у женщины более удобная и непринужденная поза, ее руки покоятся на согнутом правом колене (см. рис. 7-42). За сходство со скульптурой Родена мужское изображение окрестили «Мыслителем»: это одно из самых широко известных произведений европейского энеолита. Кроме того, в могильниках часто встречаются статуэтки столбообразных, а в деревнях - беременных богинь При раскопках поселения Гооовица вдобавок к домам-ямам была найдена одна нU 1емНЭ.Я пОСТООЙКЭ плотна -дью 6 нэ 5 м скоосй всего использовавшаяся для культовых целей. Bhvt-ри на полу было обнаружено четыре теппакотовых статуэтки беремен-ных женщин со сложенными на животе руками.

Культура караново-гумельница Фракии и Восточной Македонии

и распространение

Наши рекомендации