Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия)
ЧЧ0ft г. ^пн.ч. | ||
кукутени В 3 кукутени В 2 кукутени В 1 | триполье С I триполье С I триполье С I | |
^75ft Г ЛО н. ч | ||
кукутениAB 1&2 кукутени А 3 кукутени А 2 кукутени А 1 440П г. ДЛ н.!4. | триполье В 1с триполье В 1с триполье В Ib триполье В 1а | |
предкукутени предкукутени предкукутени 5000 до н.э. | III 1I | триполье Ab триполье Аа |
Происхождение
При колонизации Молдавии нижнедунайскими носителями боян местная неолитическая традиция линейно-ленточной керамики претерпела существенные изменения. Результатом этого стало появление к северу от Карпатского хребта, в долинах рек Сирет, Прут, Верхнего и Среднего Днепра, впадающего в Черное море Южного Буга и Дуная кукутенской культуры (рис. 3-61). Ее древнейшие поселения располагались между реками Олт и Сирет. В дальнейшем ареал данной культуры расширился, охватив долины Прута, Днестра и Южного Буга, а примерно в 4000 г. до н. э. и Средний Днепр. Постепенно заселялись черноземные земли Молдавии и Западной Украины. Хронологически древнейшие кукутенские поселения совпадают, а стратиграфически находятся поверх поселений культуры линейно-ленточной керамики .
Хронология
Рассматриваемая нами культура делится на три основных периода: ранний, классический и поздний. Ранний период до сих пор именуется «предкукутени», поскольку был открыт уже после кукутени А. Классический период — кукутени А — имеее тти дополнии
♦
Гимбутас М Цивилизацяя Великой Бо,
Рис. 3-61
Черное море |
Рис. 3-61
Ареал распространения культуры кукутени (триполье). Прерывистой линией очерчен район формирования ранней кукутенской культуры, непрерывной — границы максимального распространения. Обозначены упомянутые в тексте поселения. V — начало IVтыс. до н.э.
ГтаШ. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропа, ,500—3500гг.до н.э.
тельных подразделения; затем следует кукутени АВ, имеющий два подразделения. Поздний период, или кукутени В, опять-таки делится натри фазы. Что касается принятой в России классификации, то триполье А соответствует раннему периоду кукутени, триполье В -классическому, а триполье С -позднему. Ранний период кукутен-ской культуры относится к XLVIII— ХLVII вв. до н.э., ее классический период твердо датируется второй половиной Утыс. до н.э., а поздний - первой половиной Р/тыс. до н.э. (см. Табл. 12, где представлена хронологическая классификация, основанная на радиоуглеродной датировке, стратиграфии и типологии).
Рост поселений
Рис. 3-62
3 м |
инским археологам удалось установить границы позд-некукутенских поселений, располагавшихся в окрестностях Умани: вместе они образовывали от 10 до 12 концентрических эллипсов протяженностью более 2 км84. Самое крупное из них имело до 2 тыс. домов и занимало площадь в 300-400 га (рис. 3-63). Многие плотно заселенные позднекукутенские поселения на Западной Украине были обнаружены благодаря аэрофотосъемкам и сбору поверхностных материалов. Было замечено, что крупные поселения |
;; — рвы □ |
Кукутенская культура просуществовала более тысячи лет, приблизительно с 4800 по 3500 г. до н.э. В рамках этого периода можно наблюдать стремительный и поражающий своими пропорциями рост поселений и плотности населения. Если раннее кукутенское поселение в среднем состояло из двадцати домов, то в классический период их могло быть около сотни (см. рис. 3-62, где представлено полностью раскопанное поселение Хэбэшешти и рис. 9-3 с изображением поселения Трушеш-ти). Так, раскопки поселения Тру-шешти показали, что оно состояло
из98ЖИЛИШ KOTODbIC КЗК в КУЛЬ-
Рис. 3-62 План и реконструкция поселения классического периода кукутенской культуры; расположено на широкой террасе, дома стоят группами. Хэбэшешти, Молдавия, Северо-Восточная Румыния, приблизительно 4300 г. до н.э. |
туре винча были сгр^пированы по два-три дома (иногда более) по-видимому беспорядочно без заранее намеченного плана Поселения классического периода с открытой стороны были защищены мпонкообпячными канавами а на его заключитель-ной фазе переместились в низинные, более откры-
тые мргтя ---- как ппявило на тттирокие теппасы ок-
генные широким и глубоким рвом Скорее всего этот поиск естественно защищенных мест объясняется угрозой набегов степных обитателей83.
Рост плотности населения достиг своей высшей точки в поздний период кукутенской культуры, ко-щна Западной Украине появились крупные города. С помощью магнитометра и аэрофотосъемок укра-
Гимбутас М. Цивилизация Великой BoaJj
можно поделить на две категории: одни занимают 30-70 га, другие - 250-400 га и являются большими городами. Обе категории подробно изучены. В 1907 г. фон Штерн раскопал 8 домов из 498 построек расположенного между Прутом и Днестром крупного поселения Петрены. В 1970-х гг. аэрофотосъемки К.Шишкина показали, что его дома составляли 10 концентрических кругов. В основном размеры жилищ не превышали 8 на 5 м, однако по краям были обнаружены и более крупные постройки. В центре схождения кругов находилась овальная платформа, рядом с ней - два больших строения. Поселение не имело защитных сооружений типа рвов или насыпей (рис. 3-64). В 1981 г. В.Маркевич подсчитал, что число жителей Петрен должно было равняться примерно 4 тысячам85.
Из известных нам больших городов лишь три привлекли внимание археологов и были частично раскопаны. Это Майданецкое, Доброводы и Тальянки (рис. 3-65). Майданецкое расположено на возвышающемся над речной долиной широком плато и покрывает около 270 га. Считается, что в нем было примерно 1700 строений, составлявших от 10 до 12 концентрических кругов. Более крупный город Тальянки занимал 400 га, в плане имел овальный рисунок, примерно 3,5 на 1,5 км. В нем могло быть до 10 тыс. жи-телей86.
Составленная по данным аэрофотосъемок карта окрестностей западноукраинского города Умань (рис. 3-65) показывает соотношение крупнейших кукутен-ских городов и поселений среднего размера, занимавших от 30 до 70 га. Заметим, что не все отмеченные небольшими точками более мелкие поселения суще-
ствовали в одно и то же время, хотя большая чсс! крупных городов, скорей всего, принадлежит кон ному периоду. Интересно, что располагаются <щ примерно в 15 км друг от друга. Поражает плотное^ поселений: на площади в 900 кв. км их было зафш сировано 253.
Дома и святилища
Для кукутени наиболее характерны прямоу ные, двух- или трехкомнатные постройки длиной 8-20 м и шириной в 5-6 м, со стенами из прямост»! щих бревен, покрытых досками или глиняной обма1 кой. В центральной части устанавливался ряд кр ких подпор, которые изнутри поддерживали покаг кровлю (рис. 3-66). Самые крупные строения ы достигали 30 м и имели три—четыре комнаты.
По крайней мере в шести поселениях были она ружены двухэтажные постройки позднекукутенск периода (рис. 3-67); в этом же районе находили ш-няные модели подобных сооружений. Согласно ре| конструкции Маркевича, осуществившего раскоп двухэтажных домов в Варваровке (Молдавия), ихосновные характеристики таковы: толщина обмазан глиной с примесью соломы стен достигала 30 см, причем продольные стены делали из рассеченных надв кольев которые закрепляли крест-накрест округло! стороной вверх, а затем покрывали 5—12 см гли смешанной с нарезанной соломой. Поверх в качест.. облицовки накладывался еще один слой глины в I-2 см. После этого возводились меньшие по разма стены второго этажа87. В небольших поселениях (м нее 200 домов) обычно бывает по одной-две дууй
Рис. 3-63
Рис. 3-63 Позднекукутенский город в Майданецком,район г. Умань, Западная Украина. Дома длиной ок. 30 м образуют 12 концентрических колец: их удалось идентифицировать при помощи магнитометра и по остаткам обожженных глиняных полов. В глелом поселение покрывало более 300 га. Начало IVтыс. до н.э.
ы |
mill. Зенит европейский цивилизации: Центральная и иосточная Европаа,500—3500 гггдо н.э.
Рис. 3-64
Рис. 3-64 Город Петрены, расположенный между Верхним Прутом и Верхним Днестром; около 500 домов (и где-то 4000 тыс. жителей), составлявших 10 концентрических кругов. Дома 8 на 5 м, по краю города шел ряд более крупных построек. Рвы и защитные укрепления отсутствовали. Поздняя фаза классического периода кукутенской культуры, ок. 4000 г. до н. э.
тажных постройки, а вот в крупных городах, например в Петренах, их было найдено несколько. Археологи считают, что это - мастерские по из-овлению керамики: во всех трех комнатах пер-юго этажа были большие печи и значительное количество высококачественной керамики; предполагается, что второй этаж использовался для ее сушки. Я придерживаюсь несколько иных взглядов и решусь утверждать, что эти постройки были не просто мастерскими. Скорей всего, они служили храмовыми мастерскими, в которых изготавливались сосуды и другие предметы религиозного на-шачения. Здесь самые искусные умельцы создавали удивительные керамические произведения, меж тем как второй этаж, по-видимому, служил местом религиозного культа: на это указывают как куку-тенские, так и карановские модели святилищ.
Уже в 1907 г. фон Штерн, занимаясь раскопками Петрен, предположил, что эти просторные трехкомнатные мастерские по изготовлению керамики имели культовое назначение, поскольку в них он не нашел ни домашних очагов, ни съестных припасов, ни повседневных инструментов или утвари. Вместо это-
го он обнаружил, что эти строения были до такой степени заполнены керамикой, что в них буквально нельзя было шагу ступить88. Здесь хранили и берегли сосуды — случается, что до семи чаш могут быть составлены одна в другую, - по всей видимости, использовавшиеся для определенных обрядов.
Керамика
Своим качеством кукутенская керамика превосходит все современные ей изделия Древней Европы. В классическом варианте она двухцветная или трехцветная — в последнем случае превалируют белые, черные и красные краски минерального происхождения. Как правило, поверхности изящных сосудов на ножке или подставок для них расписаны свободно-обтекаемыми спиралями в форме буквы «Б» (рис. 3-68). Кроме того, в орнаменте встречаются меандры, шевроны, яйцевидные - целые и разделен-ные надвое - и четырехугольные фигуры (рис. 3-69). Характерной чертой кукутенской культуры являются полые сосуды, формой напоминающие бинокль, которые вряд ли могли иметь какое-либо назначение,
*
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой к
помимо ритуального (рис. 3-70). Около 4000 г. до н.э. (кукутени АВ) роспись сосудов изменилась: мастера стали делить их поверхность на несколько горизонтальных плоскостей или фризов, каждая из которых имела собственный символический орнамент, в основном белый на темно-коричневом фоне. Для позд-некукутенского периода типичны фризы с изобразительным зооморфным или антропоморфным орнаментом. Красные сосуды расписывали монохромным черным цветом (рис. 3-71). Эти позднекукутенские фигурные росписи являются бесценным источником для реконструкции мифологических представлений (из которого я почерпнула немало информации для моих предшествующих работ о древнеевропейских верованиях).
Изучение технологии производства кукутенской керамики89 показало, что в ранний и раннеклассиче-ский период имело место и ее домашнее изготовление. Что касается позднеклассического и позднего периода, то есть основания предполагать, что тогда был изобретен и стал использоваться примитивный гончарный круг. (Подробней об этом изобретении и об использовании печи для обжига см. ниже раздел, посвященный ремеслам.)
Искусство кукутени, в особенности удиви двух- и трехцветные керамические сосуды (нш рые из них достигают 1 м в высоту), антропомош ные подставки для них, большие сосуды-«бинок алтарные ширмы, черпаки, зооморфные и анр морфные статуэтки, — все это уже на протяже! десятилетий вызывает восхищение исследовал (цветная вклейка 14-16). Ему посвящена мооогЛфия «Искусство кукутенской культуры» Владимч|Думитреску, вышедшая в Бухаресте в 1979 г.
Скульптура
Скульптура кукутени крайне схематична. Уp| некукутенских фигурок, как правило, огромные» дицы, тонкое туловище, ноги соединены вмес прочерчен лобковый треугольник. Статуэтки шса*ческого периода еще тоньше; на их поверхности iJбоко выгравирован символический рисунок, ча[ всего — шевроны, сходящиеся посередине туловнш в ромбы (рис. 3-72). Скульптурные изображен^ позднего периода еще более схематичны: для нихя рактерны круглые дискообразные головы с ршотверстий по краям и клювообразные носы. Вмя
6o№Ui^ |
Рис. 3-65 Кукутенские поселения разных размеров в районе г. Умань, Западная Украина, по данным воздушной съемки. Крупные города расположены приблизительно на равном расстоянии друг от друга.
Рис. 3-65
Вьи*
Поселения с 250-400 жителями Поселения с 25-75 жителями Хорошо документированные поселения Плохо документированные поселения
1. Майданецкое
2. Доброводы
3. Тальянки
4. Небеливка
5. Глыбочок
6. Сушкови
7. Краснс 8.Чичирш
9. Пьянижкок
10. Костенив
Гша аll. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропа, ,550-3500гг. ддо.э.
Рис. 3-66
О |
2м
I------------------------ 1
I
Рис. 3-66 Дома кукутенской (трипольской) культуры, реконструкция Т. Пассек 1949 г. по раскопкам поселения Коломий-щина I в окрестностях Киева, Украина. Позднекукутен-ская культура, начало IV тыс. до н. э.
Рис. 3-67 |
Рис. 3-67 Примерная реконструкция двухэтажной постройки. Поселение Раковец, Западная Украина, позд-некукутенская (трипольская) культура, начало IV тыс. до н.э. |
Рис. 3-68 Сосуды классического периода кукутенской культуры, 4400-4200 гг. до н.э. Полихромная окраска (белый, красный итан но-коричневый цвет) с текучим орнаментом из Б-образньи спиралей по всей внешней поверхности. Противопоставлю друг другу спирали или змеиные головы — основной мотив классического периода кукутенской культуры. Концы спирай окружены концентрическими дугами, что может быть символическим обозначением энергетического поля, возникаю при сближении двух концов спиралей. (1) Фрумушика; (2) Извоаре у г. Пьятра-Нямц; высота (1) 13,5 см, (2) ок. 40 см. |
Г.та1П.Зе1 Рис. 3-69 |
Глава Ш. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до и.:.
Рис. 3-70
Рис. 3-69
Антропоморфный церемониальный сосуд кукутенской культуры. В верхней части — полоса из знаков «V»» в сред-й-столбцы шевронов, в нижней - свернувшиеся змеи. Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, район г. Пьятра-Нямц, 4300-4100 ГГ. до н. э.
Рис. 3-70 Характерный для классического периода кукутенской культуры сосуд-«бинокль». Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, 4300-4100 гг. до н.э.
.гук-закругленные обрубки, напоминающие крылья (рис. 3-73), в которых зачастую проделаны дыры, возможно, для перьев или иных украшений. Представленные в скульптуре типы божеств мож-обособить лишь путем тщательного изучения резных и рисованных символов, разнообразных поз, форм масок или лиц, равно как и происхождения каждого экземпляра. Большая их часть - изображения Богини в образе птицы или змеи, а также Беременной Богини (см. главу VII). Столбообразные фигурки с круглыми масками на лицах чаще всего обнаруживаются в захоронениях, иногда сразу по три штуки. Мужские статуэтки в целом редки, однако можно с уверенностью различить несколько типов: человек, сидящий в скорбной позе, поддерживая голову руками, бородатый мужчина и стройный юноша. Последний, насколько можно судить по некоторым материалам, является спутником Беременной Богини и принимает участие в связанных с ней обрядах. Как и в других древне-европейских культурах значительное место в кукутен-ском искусстве занимают зооморфные сосуды и статуэтки (около 30% от общего числа, или даже более) медведей оленей псов свиней быков лягушек и птиц Однако большая часть зооморфных статуэток также
не СХСМЗ.ТИЧНа.
Днепро-донецкая культура на Украине
Наше знание этой культуры основано на находках примерно из 200 мест, в том числе могильников, в которых бывает более сотни захоронений. Ее поселения, как правило, располагались на низких речных террасах, а могильники — намного выше, на лессовых террасах90.