Для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов
Фонд оценочных средств
Для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов
по дисциплине
1. Типовые контрольные задания или иные материалы,
Необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
1.1 Контрольные задания и иные материалы,
Используемые в процессе текущей аттестации
Темы для подготовки рефератов и презентаций
- Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
- Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН.
- Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин).
- Проблема истинности и рациональности в социально- гуманитарных науках.
- Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
- Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Преемственность в развитии науки.
- Культурологический подход к исследованию развития науки. Соотношение науки, культуры и цивилизации.
- Язык, «языковые игры», языковая картина мира.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
- Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук.
- Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
- Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
- «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
- Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
- Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.
- Личность как субъект общественных отношений и как объект гуманитарного познания. Индивид, личность, индивидуальность. Характер их соотношения. Философия человека и ее методологическое значение для социально-гуманитарного знания.
- Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Проблемы этики в современной медицине.
- Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность как социальный институт, как особая форма культуры. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание. Роль науки в современном образовании и формирования личности.
- Функции науки и жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Перечень компетенций, этапы их формирования,
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
Их формирования, описание шкалы оценивания
Перечень компетенций, этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов по дисциплине
Для самостоятельной работы особенно рекомендуется использовать учебную и учебно-методическую литературу, доступную в библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова:
1. Ивин А.А. Социальная философия.- М., 2003.
2. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов-на-Дону, 2005.
3. Миронов В.В. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. - М., 2006
4. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 2003.
5. Поппер К. Объективное знание. - М., 2002.
6. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии. 2004. № 3.
7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. М., 2007 //http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadohin-culturology-teor_i_ist_cult-2007-a.htm
8. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании // Общественные науки и современность. 2002. №2.
9. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры. М., 2003.
10. Шнирельман В.А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/schnir_nac_simv.php
Также для подбора учебной литературы рекомендуется использовать широкий спектр интернет-ресурсов:
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru) - электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств (*регистрация в электронной библиотеке – только в сети университета. После регистрации работа с системой возможна с любой точки доступа в Internet.).
2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/catalog).
Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта - Федеральное государственное автономное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика") www.informika.ru.
ИС «Единое окно» объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Разделы этой системы:
- Электронная библиотека – является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.
- Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних ресурсов, а также содержит описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. Общий объем каталога превышает 56 000 метаописаний (из них около 25 000 – внешние ресурсы). Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.
- Избранное. В разделе представлены подборки наиболее содержательных и полезных, по мнению редакции, интернет-ресурсов для общего и профессионального образования.
- Библиотеки вузов. Раздел содержит подборки сайтов вузовских библиотек, электронных каталогов библиотек вузов и полнотекстовых электронных библиотек вузов.
Для самостоятельного подбора литературы в библиотеке ЯрГУ рекомендуется использовать:
Энциклопедия "История философии" on-line
http://dic.academic.ru/contents.nsf/history_of_philosophy/
Энциклопедия "История философии" предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение историко-философской традиции в ее классической, неклассической и постнеклассической версиях. Издание включает в себя более семисот статей, посвященных ключевым понятиям, традициям, персоналиям и текстам, определившим собою как философский канон, так и современные направления философской мысли. Адресуется специалистам-философам, а также аспирантам и студентам гуманитарных и естественно-научных специальностей. В электронной версии энциклопедии имеются алфавитный указатель и возможность контекстного поиска.
Фонд оценочных средств
для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов
по дисциплине
1. Типовые контрольные задания или иные материалы,