Для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов

Фонд оценочных средств

Для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов

по дисциплине

1. Типовые контрольные задания или иные материалы,

Необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

1.1 Контрольные задания и иные материалы,

Используемые в процессе текущей аттестации

Темы для подготовки рефератов и презентаций

  1. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
  2. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН.
  3. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин).
  4. Проблема истинности и рациональности в социально- гуманитарных науках.
  5. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
  6. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Преемственность в развитии науки.
  7. Культурологический подход к исследованию развития науки. Соотношение науки, культуры и цивилизации.
  8. Язык, «языковые игры», языковая картина мира.
  9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
  10. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук.
  11. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
  12. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
  13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
  14. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
  15. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.
  16. Личность как субъект общественных отношений и как объект гуманитарного познания. Индивид, личность, индивидуальность. Характер их соотношения. Философия человека и ее методологическое значение для социально-гуманитарного знания.
  17. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Проблемы этики в современной медицине.
  18. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность как социальный институт, как особая форма культуры. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание. Роль науки в современном образовании и формирования личности.
  19. Функции науки и жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Перечень компетенций, этапы их формирования,

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах

Их формирования, описание шкалы оценивания

Перечень компетенций, этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов по дисциплине

Для самостоятельной работы особенно рекомендуется использовать учебную и учебно-методическую литературу, доступную в библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова:

1. Ивин А.А. Социальная философия.- М., 2003.

2. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Миронов В.В. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. - М., 2006

4. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 2003.

5. Поппер К. Объективное знание. - М., 2002.

6. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии. 2004. № 3.

7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. М., 2007 //http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadohin-culturology-teor_i_ist_cult-2007-a.htm

8. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании // Общественные науки и современность. 2002. №2.

9. Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры. М., 2003.

10. Шнирельман В.А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/schnir_nac_simv.php

Также для подбора учебной литературы рекомендуется использовать широкий спектр интернет-ресурсов:

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru) - электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств (*регистрация в электронной библиотеке – только в сети университета. После регистрации работа с системой возможна с любой точки доступа в Internet.).

2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/catalog).

Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта - Федеральное государственное автономное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика") www.informika.ru.

ИС «Единое окно» объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Разделы этой системы:

- Электронная библиотека – является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.

- Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних ресурсов, а также содержит описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. Общий объем каталога превышает 56 000 метаописаний (из них около 25 000 – внешние ресурсы). Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.

- Избранное. В разделе представлены подборки наиболее содержательных и полезных, по мнению редакции, интернет-ресурсов для общего и профессионального образования.

- Библиотеки вузов. Раздел содержит подборки сайтов вузовских библиотек, электронных каталогов библиотек вузов и полнотекстовых электронных библиотек вузов.

Для самостоятельного подбора литературы в библиотеке ЯрГУ рекомендуется использовать:

Энциклопедия "История философии" on-line

http://dic.academic.ru/contents.nsf/history_of_philosophy/

Энциклопедия "История философии" предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение историко-философской традиции в ее классической, неклассической и постнеклассической версиях. Издание включает в себя более семисот статей, посвященных ключевым понятиям, традициям, персоналиям и текстам, определившим собою как философский канон, так и современные направления философской мысли. Адресуется специалистам-философам, а также аспирантам и студентам гуманитарных и естественно-научных специальностей. В электронной версии энциклопедии имеются алфавитный указатель и возможность контекстного поиска.

Фонд оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации магистрантов

по дисциплине

1. Типовые контрольные задания или иные материалы,

Наши рекомендации