Культура, функции культуры и культурная картина мира

Лекция № 4

Основные понятия культурологии

План:

Культура, функции культуры и культурная картина мира

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Нормы культуры

Классификация культурных норм

Привычки и манеры

Этикет

Обычаи, традиции и обряды

Церемония и ритуал

Нравы и запреты

Закон и право

Мода и увлечения

Инкультурация

Культура и культурная картина мира

Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.

Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.

Функции культуры

Можно выделить следующие функции культуры:

1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры;

2) познавательную (информационную) – познания мира;

3) трансляционную – передачи культурных достижений;

4) регулятивную – создания норм поведения;

5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;

6) знаковую – создания языка культуры;

7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;

8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.

Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.

Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.

По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.

Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.

Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.

Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.

Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству.

Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи –деревянные.

Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.

Культурная картина мира

Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение вкультурной картине мира (ККМ).

ККМ– это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.

Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.

Ядром культурной картины мира является менталитет.

Выражение культурной картины мира

Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.

Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему.

Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.

У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели.

И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.

Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

Виды ценностей

Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:

– витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

– экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

– социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

– политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

– моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

– религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

– эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.

Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:

1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.

Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
Различия в восприятии культурных ценностей

Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.

Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.

Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.

Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.

Нормы культуры

Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.

Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).

Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на:

– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);

– этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);

– конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.

Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

Этикет

Этикет – совокупность специальных приемов и черт поведения, с помощью которых происходит выявление, поддержание и обыгрывание коммуникативных статусов партнеров по общению.

Обычаи, традиции и обряды

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Обычай бинтования ног

Бинтование ног – обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX вв.

Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно.

Обычай встречи Нового года

Примерами могут быть и обычаи встречи Нового года в разных культурах.
Так, итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год.

Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель.

Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.

Новый год в Болгарии

В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки – непременный атрибут новогоднего праздника.

Первого января дети, подходя к родным и близким, слегка ударяя палочками, поздравляют с праздником.

С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты.

Болгары радуются, если за столом кто-то чихнет. Говорят, это приносит удачу.

Новый год в Шотландии

В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани.

По обычаю, на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, старый год и приглашая новый.

Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год.

Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки.
Новый год в Бирме и Тайланде

Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды.

Люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал – пожелание счастья в Новом году.

Новый год во Вьетнаме

В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды.

По преданию, на спине карпа плавает бог, который в Новый год отправляется на небеса, чтобы поведать там, как живут люди на Земле.

Новый год на Кубе

На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытые окна на улицу.

Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый был таким же ясным и чистым, как вода.

Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми.

Традиция

Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.

В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Примеры традиций

Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых.

В Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить.

Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть.

И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение.

Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.

Обряды

Разновидностью традиции является обряд.

Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции.

Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, имянаречение), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Примеры обрядов

Амазонское племя индейцев сатеремаве использует для проведения обряда инициации мальчиков-подростков рукавицу, заполненную муравьями-пулями, чей яд в 20 раз сильнее укуса обычной осы.

Многие мальчики во время обряда теряют сознание, а их тела сотрясаются в конвульсиях. Боль от укуса муравья действует не менее 24 часов.

Обряд раскуривания трубки мира

В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира.

Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.

Наиболее древние обряды, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия.

Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу.

Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину.

Тот делал несколько затяжек и передавал соседу.

Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями.

Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира.

Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие обряды во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев – «трубка мира».

Церемония и ритуал

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.

Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Коронование – яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

Ритуал обладает символическим значением.

Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет.

Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы.

Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов – ожидание команды «Взлет разрешен».

Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п.

Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Пример ритуала

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.).

Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах.

Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары.

На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

2.3.5. Нравы и запреты

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

От этого слова происходит понятие «нравственность» – этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества.

Латинское слово «moralis» означает «нравственный».

Табу – абсолютный запрет, накладываемый накакое-либо действие, слово, предмет.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм.

Вкус, увлечения и мода

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний.

Здесь нет свободы выбора.

Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.

Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Модутакже понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.

Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п.

Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются.

Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.

Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы.

Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры.

Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.

Мода – периодическая смена образцов массового поведения.

Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.

Инкультурация

Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией.

Стадии инкультурации

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия,начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.

В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.

Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки.

Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.

Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут.

Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Вторичная стадия инкультурации

Лекция № 4

Основные понятия культурологии

План:

Культура, функции культуры и культурная картина мира

Нормы и ценности культуры

Ценности культуры

Нормы культуры

Наши рекомендации