Культурология в системе научного знания

Лекция № 1

Культурология в системе научного знания

План:

Становление культурологии как науки

Место культурологии в системе других наук

Причины возникновения культурологии, её предмет и объект

Структура культурологии

Методы культурологии

Становление культурологии как науки

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют долгую историю.

Первая такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679) и немецким правоведом Самуэлем фон Пуфендорфом (1632-1694).

Они высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях – естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Термин «культурология» впервые использовал немецкий ученый Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) в 1915 г. в книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения.

Культурология выделяется в научную дисциплину в XX веке и связана с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975), который в своих работах

«Наука о культуре» (1949),

«Эволюция культуры» (1959),

«Понятие культуры» (1973)

создал новую концепцию понимания культуры, переосмыслил понятие эволюции культуры и применил его для анализа культуры человечества.

Уайт утверждал, что предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой более высокую ступень в постижении человека и мира.

Место культурологии в системе других наук

– Культурология и философия. Философия ставит перед культурологией целый ряд проблем, например, о смысле культуры, об условиях ее существования. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах.

– Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

– Культурология и социология

Социология исследует особенности отношения к культуре различных слоев общества, модели поведения человека в обществе.

Но социология не относится к предметному полю культурологии.

В отличие от социологии, культурология акцентирует внимание на вопросах, связанных с

Функционированием культуры как целого;

Общностью и отличием отечественной и европейской культуры.

– Культурология и культурная антропология

Культурология и культурная антропология имеют общий предмет исследования – человека в условиях различных культур.

Основные отличия культурной антропологии от культурологии заключаются в том, что она носит по преимуществу практический характер и не обращается к проблемам кризиса культуры.

Культурологическое исследование не нацелено на эмпирическое (основанное на опыте) описание культуры.

Культурная антропология исследует процессы адаптации человека к окружающей культурной среде.

Таким образом, культурология – это интегративная дисциплина, описывающая, классифицирующая и объясняющая феномены культуры в совокупности их ценностно-смысловых и знаково-коммуникационных характеристик.


3. Причины возникновения культурологии

Причины возникновения отечественной культурологии

Одной из причин возникновения отечественной культурологии в начале 90-х гг. XX века явился общественный интерес к проблемам культуры.

При культурологическом сопоставлении разных обществ существенным критерием является тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность.

Культурология изучает:

– образ жизни людей;

– сущность, структуру, функции, закономерности формирования и развития культуры;

– культуру общества и его субъектов.

Объектом культурологических исследований является социокультурная система, включающая культуру.

Предметом изучения культурологии являются модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения.

Структура культурологии

Социокультурные институты

– государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля,

– общественные организации (политические партии, профсоюзы),

– воспитательные, просветительские и образовательные заведения,

– средства массовой информации,

– издательства,

– рекламные и туристические структуры,

– система физкультуры и профессионального спорта.

Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов инкультурации и социализации людей.

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.

Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни, склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у себя на родине, а, скажем, в США или Западной Европе.

Цель культурной политики достигается через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные и иные государственные и общественные институты.

Культурные институты представлены несколькими группами:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населением, в их числе можно выделить:

– просветительские институты (библиотеки, музеи, лектории и т.д.);

– институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий);

– досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество);

2) творческие институты – театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты – организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Структура современной культурологии также может быть представлена:

– теорией культуры,которая вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате;

– историей культуры, которая охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития.

Методы культурологии

1. Компаративный – требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале.

2. Системный – рассматривает культуру как целостное образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Структурно-функциональный метод

3. Структурно-функциональный – рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений.

Метод функциональной школы

Лекция № 1

Культурология в системе научного знания

План:

Наши рекомендации