Становление культурологии как науки

Место культурологии в системе других наук

Причины возникновения культурологии, её предмет и объект

Структура культурологии

Методы культурологии

Становление культурологии как науки

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют долгую историю.

Первая такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679) и немецким правоведом Самуэлем фон Пуфендорфом (1632-1694).

Они высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях – естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Термин «культурология» впервые использовал немецкий ученый Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) в 1915 г. в книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения.

Культурология выделяется в научную дисциплину в XX веке и связана с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975), который в своих работах

«Наука о культуре» (1949),

«Эволюция культуры» (1959),

«Понятие культуры» (1973)

создал новую концепцию понимания культуры, переосмыслил понятие эволюции культуры и применил его для анализа культуры человечества.

Уайт утверждал, что предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой более высокую ступень в постижении человека и мира.

Место культурологии в системе других наук

– Культурология и философия. Философия ставит перед культурологией целый ряд проблем, например, о смысле культуры, об условиях ее существования. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах.

– Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

– Культурология и социология

Социология исследует особенности отношения к культуре различных слоев общества, модели поведения человека в обществе.

Но социология не относится к предметному полю культурологии.

В отличие от социологии, культурология акцентирует внимание на вопросах, связанных с

Функционированием культуры как целого;

Общностью и отличием отечественной и европейской культуры.

– Культурология и культурная антропология

Культурология и культурная антропология имеют общий предмет исследования – человека в условиях различных культур.

Основные отличия культурной антропологии от культурологии заключаются в том, что она носит по преимуществу практический характер и не обращается к проблемам кризиса культуры.

Культурологическое исследование не нацелено на эмпирическое (основанное на опыте) описание культуры.

Культурная антропология исследует процессы адаптации человека к окружающей культурной среде.

Таким образом, культурология – это интегративная дисциплина, описывающая, классифицирующая и объясняющая феномены культуры в совокупности их ценностно-смысловых и знаково-коммуникационных характеристик.


3. Причины возникновения культурологии

Причины возникновения отечественной культурологии

Одной из причин возникновения отечественной культурологии в начале 90-х гг. XX века явился общественный интерес к проблемам культуры.

При культурологическом сопоставлении разных обществ существенным критерием является тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность.

Культурология изучает:

– образ жизни людей;

– сущность, структуру, функции, закономерности формирования и развития культуры;

– культуру общества и его субъектов.

Объектом культурологических исследований является социокультурная система, включающая культуру.

Предметом изучения культурологии являются модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения.

Структура культурологии

Наши рекомендации