Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России
Создание блока в 1949 г. СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 г. в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 г. военный блок из государств, проводящих просоветскую политику - Варшавский договор. 7 июня 2007 г. президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира», о статусе Сил от 19 июня 1995 г. и Дополнительного протокола к нему».
В январе 2008 г. к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.
23 сентября 2008 г. в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН генеральные секретари НАТО и ООН Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун. Подписал «Декларацию о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». В связи с подписанием данного документа Россия выразила протест.
5 марта 2009 г. министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.
В июле 2009 г. помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом».
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане.
Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 г. заместитель директора государственной корпорации Рос. технологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.
Как бы то ни было, Россия неизбежно воспримет расширение НАТО как недружественный акт, как объединение всей Европы против русской опасности.
Не исключен вариант, что она будет отвечать отказом от сотрудничества с альянсом, военно-политической интеграцией СНГ, мерами вооружения, опорой на ядерное сдерживание, поиском союзников на Юге и Востоке.
Вот тогда-то у стран Центральной Европы в действительности возникнут причины для страхов перед Россией, и они должны будут признать, что вместе с Западом способствовали этому. Страны региона должны быть заинтересованы в предсказуемом, демократическом и рыночном развитии России, что дает им наиболее надежные гарантии безопасности.
Расширение же альянса могло бы толкнуть Россию в обратном направлении. Иными словами, расширение НАТО может привести именно к тому, чего страны Центральной Европы хотят избежать «расширением зоны стабильности и демократии в Европе».
3. Взгляд на вопрос об обоснованности утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»
В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации. Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.
Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целинных земель.
Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела к усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.
Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества.
Важнейшая из этих черт – единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза. Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. В Советском Союзе сложилась новая историческая общность – советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.
Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. советский история социалистический
Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение марксизм-ленинизм и одну цель – построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.
Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. Распад СССР произошел на фоне усиления тяги к самоопределению наций. Нарушалась территориальная и национальная целостность народов.
Самостоятельная работа:
Задание 1.
Ответьте на вопросы:
1. Что вы знаете о Евросоюзе?
2. Какую роль он играет в международных отношениях?
3. Как происходит формирование рынка труда?
4. О каких политических ориентирах России вы помете рассказать?
Задание 2.
Напишите реферат и создайте презентацию по темам:
«Евросоюз: история создания, функции, основные направления деятельности»
«НАТО: история создания, функции, основные направления деятельности»
«Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России»
«Россия и мировые интеграционные процессы»
ТЕМА 2.7.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира
План:
1. Современное мировое образовательное пространство.
2. Развитие единого образовательного пространства
стран СНГ.
3. Участие России в Болонском процессе.
4. Современное образование в России.
1. Современное мировое образовательное пространство
Мировое образование – это система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.
В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:
– стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
–обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
– значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
– увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
– разрастание рынка образовательных услуг;
– расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
– в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
– образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
– постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
– отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
– поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К крупным международным проектам относятся:
• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
• ЛИНГВА – это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
• ЭСПРИТ – проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
• ЕИПДАС – это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
•ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
•ИРИС – это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.
Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.
В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).
Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».
К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.
В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) – генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.
В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.
В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии – 18%, Италии – 26%, Великобритании –7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире – выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира – 68 %, для сравнения – 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.
Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем – 1620 долларов.
Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.
Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы.
Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур.
Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 г., предполагается полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми – или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке.
К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.
В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн. африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии – 2,l года затем в Буркина-Фасо – 2,4 года, в Гвинее – 2,7 года, в Джибути – 3,4 года.
К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.
В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субрегионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд. долларов в год (по данным начала 1990-х гг.), а на образование одного учащегося – около 300 долларов.
В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования.
Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-1990-е гг. в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.
2. Развитие единого образовательного пространства
стран СНГ
Интеграция в единое образовательное пространство – это не простая ассимиляция, тем более не поглощение сильным (в каких-то отношениях) сообществом слабого, а добровольное взаимовыгодное движение к такой целостности, которая воплощает в себе лучшие характеристики интегрируемых субъектов. |
Анализ современного состояния образовательных систем разных государств – участников СНГ позволил выявить ряд факторов, подтверждающих интеграцию: |
• менталитет народов бывшего СССР. Особенно это касается славянских народов – русских, белорусов и украинцев. Глубокие родственные связи. К примеру, на Украине каждый пятый житель – русский; |
• становление и развитие образования во всех бывших республиках Советского Союза на протяжении нескольких десятков лет осуществлялось на единой методологической, организационно-структурной и методической основе. На этой же основе происходит становление теперь уже национальных систем образования во всех странах Содружества; |
• важным фактором интеграции является язык общения. Далеко не все граждане стран Содружества знают западные языки, но практически все они в той или иной степени владеют русским языком. Эта тенденция имеет перспективу, о чем свидетельствует лишь один факт: в Республике Беларусь в 1997/1998 учебном г. 68% первоклассников избрали для учебы классы с русским языком обучения; |
• ход интеграционных процессов во многом предопределяется главным действующим лицом образования – педагогом. В силу этого на первый план выдвигаются вопросы его подготовки. Изучение данной проблемы (Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.) дает основание сделать вывод о том, что в реформировании педагогического образования, обновлении его концептуальных основ есть много общего: введена многоуровневая система подготовки педагогических кадров, осуществляется дифференциация в подготовке учителя для различных типов школ, сделан акцент на личностный подход в обучении, увеличилась доля самостоятельной работы студентов по самообразованию и самовоспитанию, важное значение придается второй специальности будущих учителей, так как она расширяет их профессиональные возможности; |
• творческие связи, обмен практическим опытом. |
Процесс формирования единого образовательного пространства может быть успешным, если: |
• все граждане Содружества, входящие в единое образовательное пространство, будут иметь возможность получить доступ в образовательные учреждения других государств на условиях, предоставленных гражданам этих государств (принцип единых возможностей); |
• финансовая поддержка реализации этой возможности будет, в первую очередь, осуществляться государственными органами на основе достигнутых договоренностей; |
• все учащиеся, студенты образовательных учреждений будут иметь право перехода для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории единого образовательного пространства по единым правилам; |
• все государства единого образовательного пространства будут содействовать гражданам других государств в освоении языка обучения; |
• все уровни и ступени образования, установленные в каждом из государств (субъектов) единого образовательного пространства, на основе взаимных соглашений, будут описаны и приравнены в единой классификационной таблице. На базе этой таблицы будет произведено официальное взаимное признание учебных планов, курсов, дипломов и степеней; |
• государствами единого образовательного пространства будут согласованы и реализованы принципы обмена информацией; |
• образование ведется на основе единых согласованных образовательных стандартов, по единой методологии осуществляются аккредитация образовательных учреждений и аттестация обучающихся; |
• одним из подходов, способствующих реализации главных задач в этой области, будет содействие удовлетворению образовательных потребностей населения Содружества, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, а также не являющихся гражданами этих государств. |
Формирование единого образовательного пространства имеет особое значение и для защиты образовательных интересов граждан, проживающих за пределами своих государств. Интеграция в образовании характеризуется рядом важных специфических черт: |
– во-первых, характером своего воздействия на интеграционные процессы в различных сферах; |
– во-вторых, опережающим характером развития интеграции в образовании по отношению к ходу этих процессов; |
– в-третьих, способствованием целостному развитию непрерывного образования в рамках Содружества. |
Единому образовательному пространству как сложному, многоуровневому процессу взаимосвязанных преобразований, в результате которого возникает новое качественное состояние системы, свойственны следующие основные системные принципы: |
– принцип целостности – как определенная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве. Принцип целостности сложной организации педагогических явлений лежит в основе технологии системного подхода к их исследованию, моделированию и прогнозированию; |
– принцип взаимосвязи системы и окружающей среды. Для образовательного пространства взаимодействие, при котором формируются его свойства, отличается различными экономическими, социальными и культурными связями, общественно-политическими и правовыми институтами; |
– структурность как системный принцип, предоставляющий возможность описать рассматриваемую систему через выявление основных ее элементов, особенностей их взаимодействия и внутренних связей; |
– множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложной многоуровневой системы, включающей экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научно-методический уровни и, наконец, важнейший личностный уровень – единый образовательный стандарт, гарантирующий равные образовательные возможности. |
Основными принципами формирования единого образовательного пространства являются: |
– сближение национальных систем образования государств – участников СНГ, интегрируемых в единое образовательное пространство; |
– согласованность государственных образовательных стандартов; |
– поддержка инициатив субъектов образования всех уровней (федерального, республиканского, регионального, муниципального) по организации сотрудничества в области образования; |
– кооперация и сотрудничество в исследовательской, управленческой и учебно-воспитательной деятельности, выполнении совместных образовательных проектов; |
– открытость информации о состоянии и деятельности образовательных систем Содружества. Основными направлениями формирования единого образовательного пространства являются: |
– научное обоснование и разработка предложений о создании законодательно-нормативной и информационно-источниковой базы, регулирующей вопросы интеграционных процессов в сфере образования; |
– постоянное отслеживание и выявление тенденций развития образования; |
– научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение коррекции образовательных стандартов; |
– научно-организационное обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов, выданных выпускникам образовательных учреждений разного уровня; |
– расширение информационного обмена по вопросам образования путем создания научных советов, служб маркетинга по выявлению образовательных потребностей населения сотрудничающих государств Содружества; |
– разработка согласованных критериев мониторинга состояния и качества образования в государствах – участниках СНГ, механизмов его совместного проведения; |
– научно-организационная, научно-методическая и информационная поддержка существующих и вновь открываемых русскоязычных образовательных учреждений, в которых преподавание ведется на языках народов СНГ. |
Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, можно выделить следующие этапы формирования единого образовательного пространства стран СНГ (имеется в виду, что это неравномерный и многоуровневый процесс): |
1-й этап (1998 г.) – разработка концепции непрерывного образования в едином образовательном пространстве государств – участников СНГ; |
2-й этап (1998–1999 гг.) – анализ уже согласованных законодательных актов в области образования государств Содружества в целях формирования единого образовательного пространства. На этом этапе предполагается разработка научно-методических и организационных аспектов межгосударственной и национальных программ сотрудничества на основе принятых типовых модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, научное обоснование социально-педагогических условий формирования единого образовательного пространства; |
3-й этап (1999-2001 гг.) – создание системы социально-педагогических и научно-организационных механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования (в общей системе социально-экономических механизмов) на основе уже согласованных принципов обмена информацией по вопросам образования. При участии межгосударственного фонда поддержки интеграционных процессов в сфере образования предполагается разработка согласованных критериев качества образования; |
4-й этап (2001-2005 гг.) – углубление интеграции в сфере образования стран Содружества, обеспечивающей развитие единого образовательного пространства. Таким образом, для всего образовательного пространства стран Содружества еще недавно была единая система образования, регулируемая едиными нормативными актами. Это обусловливало органическую целостность того самого образовательного пространства, которое определяло функционирование системы как целостности. Разделившись в процессе государственных преобразований на ряд самостоятельных образовательных систем, образование тем не менее в любой из стран Содружества развивается, имея сходные стартовые позиции и в русле неотвратимых единых прогрессивных процессов развития, отвечающих общемировым тенденциям глобализации и всемирной интеграции. |