Лидерская составляющая руководства Динамика руководства

Вопросы и задания к практическим занятиям

1. Какие исследования труда эффективных менеджеров вам
известны? Кто их авторы? Что общего и что специфичного и
этих исследованиях?

2. Проанализируйте разработанную Г. Юклом таксономию по
веденческих категорий руководителя. Какие из этих категорий
вам пришлось наблюдать в поведении знакомых вам руково-

in гелей? Используя эти категории, рассмотрите повседнев­ную деятельность какого-либо руководителя.

I Какие культурно-психологические измерения или синдро-мы вы могли бы назвать? Как они отражаются в поведении менеджеров? Приведите конкретные примеры.

1 Назовите основные типы деловых культур. Чем они специ­фичны? Что отличает менеджмент в рамках этих культур? ()характеризуйте особенности культурной детерминации ме­неджмента в российских условиях.

!). Как соотносятся между собой процессы глобализации и универсализации некоторых характеристик эффективных ру­ководителей? Приведите известные вам конкретные приме­ры такого рода универсализации.

(i. Какой выдающийся психолог прошлого стоял у истоков исследования стилей руководства? Какие стили руководства исследованы и описаны в его школе, что можно сказать о них сегодня?

7. Какие направления исследований характеризуют разработ­
ку проблематики стилей руководства? В чем их специфика?
Укладываются ли все наблюдавшиеся вами проявления стиле-
ного поведения руководителей в имеющиеся научные схемы?

8. Вспомните самого эффективного и наименее профессиональ­
ного, на ваш взгляд, руководителя из тех, с которыми вам до­
водилось работать. Какое место они заняли бы в стилевом про­
странстве «управленческой матрицы» Р. Блейка и Д. Моутон?

9. В чем суть соучаствующего руководства? В организациях
какого типа наиболее уместен этот управленческий стиль?

10. Почему важно изучать соотношение лидерства и руковод­
ства? Какую лидерскую роль полезно реализовывать руково­
дителю, чтобы повысить управленческую эффективность?

И. С помощью какого феномена можно описать динамику ру­ководства? Назовите основные компоненты имеющейся дина­мической модели. Насколько завершенной выглядит эта модель?

Лидерская составляющая руководства Динамика руководства - student2.ru

Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУК0В0ДС1Ц

ва (см. 1.3), так и разработанного в тот же период вероятжи ного подхода в менеджменте (см. об этом: [Мескон и др., 199Г»

В результате ученые, придерживавшиеся ранее традиционно стилевой парадигмы, начали включать в свой анализ отдел! ные ситуационные компоненты.

Так, А. Л. Журавлев [Журавлев и Рубахин, 1976], первой! чально использовавший классическую трехстилевую модсл! дополнил ее затем, во-первых, всевозможными комбинаци! ми стилей, а во-вторых, обратил внимание на такие ситуацЦ онные факторы, как социально-психологическое своеобр.ыи коллектива и объективные условия его деятельности. Прсуми лагалось, что эти переменные влияют на выбор того или шщ го управленческого стиля. Однако строгой эмпирической кон кретизации это предположение не получило.

Еще более подробный анализ ситуации и возможных ее »,щ яний на эффективность руководства был проведен псих(ш гами упоминавшейся в 6.1 огайской исследовательской группы. Выявленные ими две поведенческие характеристики рукони дителя - «внимание» и «инициирующая структура», на миЙ взгляд, в определенной мере могут рассматриваться и в качм стве своеобразных стилей руководства. В дополнение к ним ученые [Kerr et al., 1974] выделили целый ряд ситуационны» переменных: потребность подчиненных в информации; ожн дания подчиненных, связанные с тем или иным способом руководства; степень независимости подчиненных от орган и зации; сходство установок и поведения непосредственно! it руководителя с управленческим стилем более высокого |»у ководства; характеристику задач, решаемых группой или up ганизацией, и т.д.

В итоге были сформулированы две общие гипотезы:

• чем больше подчиненные зависят от руководители и обеспечении необходимой или значимой работой, тем выше позитивная связь между показателями руководства и стене нью удовлетворенности и продуктивности подчиненных;

1.2. Вероятностная модель эффективности руководства___ 311

• чем больше руководитель способен предоставить под­чиненным значимые, необходимые или ожидаемые виды ра­боты, тем выше позитивные связи между характеристиками поведения руководителя и степенью удовлетворенности и продуктивности подчиненных.

К сожалению, эмпирическая проверка упомянутых гипотез не принесла ожидавшихся результатов, и сегодня «вероятно­стная попытка» огайских психологов может рассматриваться лишь как фрагмент исследовательской истории, практически не оказавший, о чем свидетельствуют литературные данные, ни малейшего влияния на последующую разработку проблемы.

Таким образом, назревала очевидная необходимость в постро­ении специальных вероятностных моделей руководства, вклю­чение в которые фактора ситуации носило бы не случайный, л изначально достаточно продуманный и логически обосно-нанный характер. К их обсуждению мы и переходим далее.

Наши рекомендации