Эмпирическое исследование этнокультурных ценностей подростков
В связи с тем, что объектом нашего исследования выступают подростки, закономерно было предположить, что результаты будут определяться в основном действием двух мощных «факторов»: с одной стороны, психологическими особенностями данной возрастной группы с вытекающими из этого положения следствиями; с другой – общекультурными, общечеловеческими требованиями к подрастающему поколению, включающими с необходимостью этнопсихологический компонент (особенности этнокультурной среды, национального воспитания и т.д.)
В исследовании мы ставили перед собой следующие задачи:
1) провести кросскультурный сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций подростков – русских и бурят;
2) сравнить эмпирические распределения ранжирования подростками (бурятами и русскими) тех инструментальных и терминальных ценностей, которые по литературным данным испытывают наиболее сильное влияние этнокультурной среды.
из всей выборки испытуемых, участвовавших в исследовании, для большей «чистоты» эксперимента были отобраны две группы подростков из русских (120 человек) и бурятских (108 человек) семей, в которых оба родителя общаются с детьми на родном языке, так как «в процессе социализации индивид осваивает исторически сложившиеся универсальные коммуникативные структуры своей общности – национальный язык, общие формы мышления, типические модели традиционной культуры» [1, с. 30]. таким образом, косвенно снимается проблема, связанная с выделением групп только по признаку этнической принадлежности. В данном эксперименте в качестве контрольных были 2 группы по 145 человек (буряты и русские) из этнически смешанных классов общеобразовательных школ г улан-удэ и Республики Бурятия.
В исследовании использован модифицированный тест «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, дополненный приемом В. Пантелеева (измерение степени реализованности ценности в реальной жизнедеятельности), а также опросник личностных ценностей Г. Кинга (оЛЦ). Полученные данные показали, что в выборке русских подростков высший доминирующий уровень иерархии ценностей – целей составили любовь, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, творчество, свобода, общественное признание. Высший доминирующий уровень ценностей – средств у данных подростков составили независимость, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения.
Средний предпочитаемый уровень терминальных ценностей составили развлечения, интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, счастье других, а инструментальных – аккуратность, широта взглядов, честность, рационализм, твердая воля. На низшем уровне иерархии оказались из терминальных ценностей здоровье, познание, счастливая семейная жизнь, развитие, уверенность в себе, патриотизм, жизненная мудрость, а из инструментальных – терпимость, чуткость, ответственность, воспитанность, образованность, жизнерадостность, исполнительность.
Применение приема В. Пантелеева позволило выявить субъективные представления подростков о степени реализованности ценностей в реальной жизни. такими ценностями оказались любовь (96%), здоровье (93%), активная деятельная жизнь (90%), твердая воля (90%), общительность (93%). Менее всего реализованы такие ценности, как независимость, патриотизм, материально обеспеченная жизнь (12%), жизненная мудрость (25%), смелость в отстаивании своего мнения, терпимость (30%).
Согласно данным методики Г.Кинга (опросник личностных ценностей), для выборки русских подростков ориентация ценностей носит преимущественно прагматический характер (69%). иными словами, ориентация ценностей подростков направлена на «успех – неудачу». Ценности аффективной направленности (в направлении «приятного – неприятного») в реальной жизни характерны для 27% подростков. у 4% подростков ориентация ценностей носит «моралистский» характер (в направлении «добра – зла»).
Результаты исследования иерархии ценностей в выборке подростков – бурят свидетельствуют о том, что для них наиболее приоритетными оказались среди терминальных ценностей такие ценности – цели, как наличие хороших и верных друзей, познание, жизненная мудрость, любовь,
материально обеспеченная жизнь, патриотизм, а среди инструментальных ценностей высший доминирующий уровень иерархии ценностей составили такие ценности, как исполнительность, высокие запросы, рационализм, образованность, ответственность, воспитанность.
На среднем (предпочитаемом) уровне иерархии по ранговым показателям терминальные ценности в выборке подростков – бурят распределились следующим образом: счастливая семейная жизнь, интересная работа, здоровье, активная деятельная жизнь, общественное признание.
Средний уровень инструментальных ценностей составили общительность, твердая воля, жизнерадостность, деловая эффективность, аккуратность, смелость в отстаивании своего мнения. На низшем уровне иерархии оказались такие терминальные ценности, как развлечения, творчество, уверенность в себе, свобода, развитие, общественное признание, счастье других, и такие инструментальные ценности, как широта взглядов,
самоконтроль, независимость, твердая воля, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения.
Анализ субъективных представлений подростков о степени реализации ценностей в реальной жизни установил их следующий порядок: жизненная мудрость (96%), исполнительность (99%), общественное признание (94%), ответственность (90%). Менее всего реализованы такие ценности, как патриотизм (33%), независимость (31%), смелость в отстаивании своего мнения (30%), свобода (15%).
Анализ ориентации ценностей подростков – бурят, согласно методике Г. Кинга (оЛЦ), показал доминирование прагматической ориентации (в направлении «успеха – неудачи») – 54% и моралистской ориентации (в направлении «добро – зло») – 42%. В меньшей степени ценности подростков в реальной жизни ориентированы в направлении «приятного – неприятного» (аффективная ориентация) – 4%.
Сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций русских и бурят по t – критерию Стьюдента показал, что между двумя выборками подростков существуют достоверные различия в абсолютных значениях анализируемого списка в иерархии терминальных ценностей: познание (Р = 0,98), жизненная мудрость (0,98), свобода (0,98), общественное признание (0,96), патриотизм (0,97), творчество (0,96), развлечения (0,95).
В иерархии инструментальных ценностей достоверные различия в абсолютных значениях выявлены в следующих ценностях: образованность
(0,96), независимость (0,98), ответственность (0,96), исполнительность (0,98), смелость в отстаивании собственного мнения (0,95), непримиримость к недостаткам в себе и в других (0,96).
Анализ полученных иерархий ценностных ориентаций подростков показал, что они имеют и общие элементы (рис. 1, 2). таковыми явились наличие хороших и верных друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь, высокие запросы, которые можно отнести к базовым ценностям.
Высокий показатель ценности «наличие хороших и верных друзей» в какой-то мере отражает естественный процесс личностного развития: подросткам свойственно ориентироваться на общение, коллектив, на первом месте по значимости кооперативные отношения. Вместе с тем, наряду с ориентацией на общество и коллектив, в подростковом возрасте особый интерес начинает вызывать собственная личность. В старшем подростковом возрасте значимым становится процесс индивидуализации личности, при котором особую ценность приобретает она сама, анализ ее внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера, чувств, желаний и т. д.
Данное обстоятельство объясняет в определенной мере значимость такой ценностной ориентации, как «любовь», для подростков обеих этносоциальных групп.
Выявленная при сравнении группировки ценностей-целей и ценностей-средств значимость таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь, высокие запросы, у русских и бурят отражает, по-видимому, те изменения, которые произошли в социально-экономической жизни страны в последнее время. Думается, что кризисное состояние общества существенно повлияло
на психологический облик молодежи, более значимыми стали прагматические и эгоистические ценности. Формирование потребительского или производительного способов самореализации личности существенно связано с установкой подростка относительно материальных ценностей, которая во многом предопределяет прагматизм или альтруизм, творчество или потребительство в поведении. Можно предположить, что данные совпадения в ценностных доминантах у подростков обусловлены, прежде всего, фактором возраста;
социокультурные условия здесь индифферентны. однако они (социокультурные условия) в определенной степени влияют на ценности, занимающие у русских (свобода, творчество, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и в других и т.д.) и бурят (познание, жизненная мудрость, патриотизм, исполнительность, образованность, ответственность и др.) верхние иерархии, которые можно отнести к базальным ценностям национальных культур, транслирующихся из поколения в поколение.
Литература
Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. С. 83–87
1. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М., Кцоева Г.У. Не1. которые проблемы этнопсихологических исследовании // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – №3. – C. 2-34.
2. Лурия С.В. Метаморфозы традиционного сознания: 2. опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. – СПб., 1994. – C. 66.
3. Собкин В.С. Сравнительный анализ особенностей 4. ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника: тр. по социол. образов. – Т. 3. – М.: Центр социологии образов. РАС, 1995. – C. 6-63. Вып. 4.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: ИП РАН; 5. Академический проект, 2007.
5. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики эт6. нокультурного развития человека // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – C. 60-73.
6. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности лич7. ности современного подростка. – Улан-Удэ, 2002.
Список литературы
7. 3. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов [Текст] // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4. С. 34.
8. 4. Блохина Л.В. Доклад «Национальные культуры народов России: Проблемы и перспективы» Российская культура: ее уникальность и значимость в прошлом и настоящем [Электронный ресурс]//URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-203347.html (дата обращения 06.03.2012).
9. 5. Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутскогосельского социума[Текст]: диссертация канд. пед. Наук/ А.П. Божедонова: РГБ ОД. - Москва. -2006.- 172 с. 61:07-13/833
10. 10. Валеев Г.Х. Личностно адаптивная система обучения [Текст]// Педагогика. - № 7. - 2002. С. 66
11. 17. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Учебное пособие. Издательство Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина [Текст]/ Тамбов. - с. 272-273
12. 18. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение [Текст] /Л.Н. Гумилев// Доклады Географического общества СССР. - 1968.- вып.3.- с. 193-202. (со сноской - публикуется в порядке обсуждения. - Ред.журнала Изв.ВГО)
13. 25. Жибраева К. Этнокультурный подход к воспитанию [Текст]// № 3 (76).- 2010
14. 27. Зенкова Л.Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств [Текст] / Л.Г. Зенкова // Вестник Томского педагогического университета. - 2012. - вып. 4. - С. 195-197.
15. Куц А.К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие [Текст]/ А.К. Куц. - Омск: ОмГУ. - 1997. -212 с.
16. Трофимова Е. Д. Этнокультурная составляющая в профессионально-педагогическом становлении студентов [Текст] / Е.Д. Трофимова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3(78). - С. 131-138.
17. Тюленасова Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста: автореферат диссертации канд.педагог.наук [Текст] /Э.Р. Тюленасова: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: 2011. № 4841001
18. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [принят Президентом РФ в 2012 г.) [Электронный ресурс]// URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1644521 (дата обращения 29.12.2012)
19. 56. ФЗ «О национально-Культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ [Принят Государственной Думой в 1996 г. Одобрен Советом Федерации в 1996 г.] //Российская газета.- N 118,-1996..
20. 57. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 311 c. РГБ ОД, 71:98-13/5-1
21. 58. Шутелева И.Г. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Электронный ресурс]//URL: http://imc-asb.ucoz.ru/bank/raz/70.pdf (дата обращения 27.03.2013)