Формирование гендерной, семейной, гражданской
Принадлежности
Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, выделяя помимо формирования семейной и гражданской принадлежности вопросы тендерного воспитания дошкольников. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Направления | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Гендерная принадлежность | Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада | Экскурсия по детскому саду. Беседы: «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду», «В детском саду много девочек и мальчиков». Чтение: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махотин «Старшая группа», «Наши полотенца». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника». Продуктивная деятельность «Игры девочек и мальчиков» |
Семейная принадлежность | Я и моя семья - закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: потешка «Каку нас семья большая...», Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном», С. Махотин «Воскресенье». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой» |
Гражданская принадлежность | Улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин | Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Чтение: пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Дидактические игры: «Я живу на улице...», «Мой адрес...», «Жилое и нежилое». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома» |
1 сентября - День знаний. Школьники начинают учиться. День города, история возникновения города | Целевая прогулка к зданию школы. Рассматривание иллюстраций. Чтение: 3. Александрова «В школу», А. Барто «В школу», «Я выросла», «Первоклассница», В. Берестов «Читалочка», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Первый день календаря». Дидактические игры: «Школьные принадлежности», «Собери портфель». Сюжетно-ролевая игра «Магазин канцтоваров». Продуктивная деятельность: «Дети идут в школу», «Подарки первоклассникам, выпускникам детского сада», «Построим школу, детский сад» |
Октябрь | ||||||
Гендерная принадлежность | Одежда девочек и мальчиков | Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Дидактические игры: «Одень Машу (Сашу) на прогулку по сезону», «Отбери, что носят только мальчики (девочки)». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Показ моделей одежды». Продуктивная деятельность: «Узор для платья», атрибуты для игры «Ателье» | ||||
Семейная принадлежность | Моя большая семья | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники». Чтение: Я. Аким «Кто кому кто?», И. Ищук «У деда Вани», Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Р. Рождественский «Моя бабушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Портреты» | ||||
Гражданская принадлежность | Разные виды городских зданий, их назначение, сооружения культуры и досуга в городе и районе | Экскурсии и целевые прогулки по улице. Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», 3. Еремина «В Москве стадионов немало». Дидактические игры: «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по району». Продуктивная деятельность: «Мое любимое место отдыха», «Построим город» | ||||
Жизнь людей в деревне: особенности, отличие от городской жизни, занятия людей | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы о летнем отдыхе в деревне. Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек», Б. Житков «Белый домик», Ю. Мориц «Домик с трубой». Дидактические игры: «Где кто живет и что делает», «Кто где живет» (домашние животные). Продуктивная деятельность: «Деревенский дом», «Как мы отдыхали летом» | |||||
Ноябрь | ||||||
Гендерная принадлежность | Поведение девочек и мальчиков | Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка», В. Драгунский «Денискины рассказы». Сюжетно-ролевые игры. Продуктивная деятельность «Портрет девочки (мальчика), который мне нравится» | ||||
Семейная принадлежность | Моя родословная - родственные связи | Рассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения). Беседа «Моя родословная». Чтение: Я. Аким «Кто кому кто?», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: подарки родным | ||||
Гражданская принадлежность | Город Москва, ее достопримечательности: Красная площадь, Большой театр, МГУ, цирк, кукольный театр, Тверская улица | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы живем в столице», «Что есть в Москве для детей». Чтение: И. Векшегонов «Москва», М. Исаковский «Москва», Н. Колпакова «Моя Москва», Л. Кондрыкинская «Мы идем, шагаем по Москве», Л. Куцакова «Москва златоглавая», Е. Осетров «Твой Кремль», Г. Юрмин «Царь-башня». Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». Продуктивная деятельность: «Кремлевские башни», «Город древний, город славный», «Храмы Москвы» | ||||
Праздник День народного единства | Целевая прогулка по украшенной к празднику улице. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя | |||||
Декабрь | ||||||
Гендерная принадлежность | Любимые игры мальчиков и девочек | Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек». Дидактические игры: «Я знаю пять игр девочек (мальчиков)», «Я назову пять игрушек девочек (мальчиков)». Продуктивная деятельность «Моя любимая игрушка» | ||||
Семейная принадлежность | Семейные традиции - проведение праздников, отдыха, занятия любимым делом | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа «Традиции вашей семьи». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник», «Мое любимое занятие дома» | ||||
Гражданская принадлежность | Защитники Москвы, памятники героям, прославившим город и страну | Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям или слайдам). Просмотр видеофильмов, слайдов. Слушание гимна Москвы. Рассматривание иллюстраций памятников героям Великой Отечественной войны. Рассказ воспитателя о защитниках Москвы. Беседы: «Что я видел в Москве», «О чем бы я рассказал другу». Чтение: Е. Карасев «Город-герой». Продуктивная деятельность: «Книга о Москве – рисунки другу», оформление фотостенда о прогулках с родителями по Москве | ||||
Новый год в России и других странах | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Семья - встреча Нового года в разных странах». Продуктивная деятельность: «Новогодние пожелания», «Дед Мороз и Снегурочка», игрушки-самоделки на елку | |||||
Январь | ||||||
Гендерная принадлежность | Какими хотят стать девочки и мальчики | Рассматривание фотографий родителей (в детстве и в настоящее время). Беседа «Кем я буду и каким я буду». Чтение: русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» | ||||
Семейная принадлежность | Наш детский сад - большая семья | Рассматривание фотографий из архива детского сада (здание, участок, выпускники, праздники, фотографии детей, начиная с младшей группы). Рассказ воспитателя. Беседы: «Большая семья», «Что мы внесем в историю детского сада». Сюжетно-ролевая игра «Семья - встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада | ||||
Гражданская принадлежность | Мы живем в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей | Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Чтение: 3. Александрова «Родина», С. Баруздин «Страна, где мы живем», Н. Виноградова «Моя страна Россия», Н. Забила «Наш край», «Север», «Юг», Т, Коти «Родина Россия», Л. Некрасов «Это наша Родина». Слушание песни: В. Баснер, М. Матусовский «С чего начинается Родина?». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». Продуктивная деятельность «Моя Родина» | ||||
Рождественские праздники, народные традиции и культура России | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад - новогодний праздник». Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка» | |||||
Февраль | ||||||
Гендерная принадлежность | Кто служит в армии | Беседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам | ||||
Семейная принадлежность | Заботливое и внимательное отношение к малышам | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «Забота о младших - почетная обязанность старших». Чтение: М. Бородицкая «Ждем брата», «Привезли», «Наблюдение», «Открытие». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад». Продуктивная деятельность «Подарки малышам» | ||||
Гражданская принадлежность | Государственные символы России: флаг, герб, гимн | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг» | ||||
День защитника Отечества: служба в армии - трудная и почетная обязанность; защита Родины от нападения врагов, особенности службы в мирное время | Приглашение воинов Российской армии, приглашение пап с рассказами о службе в армии. Целевые прогулки к памятникам героям войны. Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Что такое героизм». Чтение: Я. Аким «Земля», А. Гайдар «Поход», С. Маршак «Наша армия», С. Михалков «Быль для детей». Слушание военных песен и маршей: А. Филиппенко «Вечный огонь», В. Агапкин «Прощание славянки». Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Моряки», «Военные учения». Продуктивная деятельность: подарки папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества, «Будем в армии служить» | |||||
Март | ||||||
Гендерная принадлежность | Праздник девочек | Беседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам | ||||
Семейная принадлежность | Мама- главный человек в нашей семье | Рассматривание иллюстраций о труде мам дома и на работе, открыток к женскому дню 8 Марта. Беседы: «Как мы помогаем бабушке и маме», «Моя мама», «Моя бабушка». Чтение: Е.. Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Е. Григорьева «Ссора», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», ненецкая сказка «Кукушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья - 8 Марта». Продуктивная деятельность: открытки и подарки мамам и бабушкам «Вот какая красивая моя мама», «Моя милая бабуля» | ||||
Гражданская принадлежность | Международный женский день | |||||
Знаменитые россияне, прославившие Родину: Ю. Долгорукий, А, Пушкин, Л. Толстой, П. Чайковский, И. Левитан и др. | Рассматривание портретов, картин. Слушание музыкальных произведений. Рассказ воспитателя. Беседа «Они прославили Россию». Чтение литературных произведений, слушание музыки. Продуктивная деятельность по мотивам литературных и музыкальных произведений | |||||
Апрель | ||||||
Гендерная принадлежность | Я и мое имя - история происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий | Рассказ воспитателя. Чтение: М. Яснов «Вот как я семью нарисовал». Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)», «Назови имя по-другому» (ласкательные имена), «Если папу зовут..., то отчество сына - ...». Продуктивная деятельность: «Мы похожи - я и папа», «Я на маму так похожа...» | ||||
Семейная принадлежность | ||||||
Гражданская принадлежность | Земля - наш общий дом: элементарное представление о строении Солнечной системы. День космонавтики: первый полет человека в космос | Наблюдение за Солнцем, Луной, звездами. Рассматривание глобуса. Рассказ воспитателя. Беседы: «Первый человек в космосе», «Наши космонавты». Чтение: В. Баруздин «Первый в космосе», Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», А. Леонов «Шаги над планетой». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Продуктивная деятельность: «Космос», «Лунный пейзаж» | ||||
Май | ||||||
Гендерная принадлежность | Культура речевого общения в детском саду и дома, речевой этикет | Беседы: «Судари и сударыни», «Как мы разговариваем друг с другом и со взрослыми», «Доброе слово и кошке приятно». Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку», «Как попросить извинения». Сюжетно-ролевые игры | ||||
Семейная принадлежность | ||||||
Гражданская принадлежность | День Победы, героические защитники страны в годы Великой Отечественной войны | Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первый ночной таран», Т. Белозеров «Майский праздник - День Победы», А. Митяев «Мешок овсянки», А. Твардовский «Рассказ танкиста». Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении». Продуктивная деятельность: подарки ветеранам, «Наша армия сильна, охраняет мир она» | ||||
Чем славится родной город, район (заводы, промыслы, научные и культурные центры) | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем городе» | |||||
Июнь-август | ||
Гендерная принадлежность | Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде. | Беседы: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Наш участок летом», «Мои друзья», «Папа на работе» |
Семейная принадлежность | ||
Гражданская принадлежность | Народное творчество, народная культура (фольклор, прикладное искусство), Россия в творчестве писателей, поэтов, художников и музыкантов | Рассматривание предметов народного прикладного искусства России (русского, башкирского и др.). Рассматривание репродукций пейзажей русских художников. Рассказ воспитателя о людях творческого труда - писателях, художниках, композиторах. Чтение народных сказок, потешек, поговорок. Слушание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Назови художника». Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Экскурсия в Третьяковскую галерею». Продуктивная деятельность по мотивам произведений художественной литературы, «Широка страна родная» |
Образовательная область «Познание»