И положительных моральных качеств

Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения постоянно в центре внимания педагогов. В старшем дошкольном возрасте важно также помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления. Поэтому в перспективном плане помимо разделов «Культура поведения» и «Положительные моральные качества» выделен раздел «Этические представления».

Среди методических приемов в настоящем пособии не указаны каждодневные, постоянно используемые педагогами: прямое обучение, напоминание, указание и т.д. Включены только специфические приемы, применимые в каждом конкретном случае, с определенным содержанием: беседы, дидактические игры и упражнения, словесные поручения, чтение произведений художественной литературы, содержание которых может служить основой для проведения этических бесед.





Темы Содержание Методические приемы  
Сентябрь  
«Культура поведения» Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) Беседы: «Будь всегда вежлив», «Вспомним правила вежливости», «Ласковое слово и кошке приятно». Чтение: С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «Ежели вы вежливы...», В. Осеева «Волшебное слово». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришел утром в детский сад», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания». Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией  
«Положительные моральные качества» Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками Беседа «Как надо играть с товарищами». Чтение: Н. Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Г. Циферов «Когда не хватает игрушек»  
«Этические представления» Формировать представление о доброте как положительном качестве человека Беседы: «Что такое доброта», «Что значит быть добрым». Чтение: русская народная сказка «Хаврошечка», А. Барто «Вовка - добрая душа»  
Октябрь  
«Культура поведения» Закреплять знания о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними Беседа «Кто работает в детском саду». Словесные поручения сотрудникам детского сада. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?»  
«Положительные моральные качества» Продолжать формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами Беседа «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе»  
«Этические представления» Познакомить с понятием «отзывчивость», формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых Беседы: «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей»  
Ноябрь  
«Культура поведения» Закреплять навыки поведения в разных помещениях детского сада (в спальне, физкультурном зале) и в разные отрезки времени (во время еды, занятия и т.д.) Беседа «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо»  
  «Положительные моральные качества» Продолжать учить заботиться о малышах, защищать слабых, выражать сочувствие, формировать отзывчивость Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие», «Как утешить, пожалеть обиженного»
  «Этические представления» Формировать понимание необходимости выполнять свои обещания Беседы: «Обещал - значит, выполни», «Дал слово - держи»
  Декабрь
  «Культура поведения» Закреплять словесные формы выражения благодарности Беседа «Как и за что мы благодарим окружающих». Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения "
  «Положительные моральные качества» Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья»
  «Этические представления» Формировать представление о чутком, заботливом отношении к окружающим Беседа «Как мы заботимся об окружающих». Чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Кошевая «Мой сын», А. Митта «Шарик в окошке», В. Осеева «Навестила»
  Январь
  «Культура поведения» Продолжать закреплять правила и навыки поведения в общественных местах Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Чтение: С. Михалков «Одна рифма». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошел в автобус»
  «Положительные моральные качества» Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью принимать помощь и знаки внимания Беседы: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение: русская народная сказка «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»
  «Этические представления» Формировать представление о скромности как положительной черте характера
  Февраль
  «Культура поведения» Познакомить с правилами телефонного этикета Беседа «Как разговаривать по телефону». Чтение: К. Чуковский «Телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как позвонить другу», «Тревожные звонки - 01, 02, 03»
  «Положительные моральные качества» Закреплять умение правильно оценивать свои поступки Беседы: «Посмотрим на себя со стороны»,«Послушаем, что скажут о тебе другие»
  «Этические представления» Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость Беседа «Когда и в чем нужна смелость». Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л. Толстой «Котенок»
  Март
  «Культура поведения» Познакомить, с правилами культуры поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т.д. Беседы: «Почему нужно помогать девочкам и защищать их», «Сила - не право». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет». Развлечение «Рыцарский турнир»
  «Положительные моральные качества» Продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам
  «Этические представления» Формировать представление о том, что мальчики - это будущие мужчины, защитники слабых
  Апрель  
  «Культура поведейия» Познакомить с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей» Беседа «Если к вам пришли гости». Чтение: китайская сказка «Каждый свое получил», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Сюжетно-ролевая игра «Семья»  
  «Положительные моральные качества» Учить замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу Беседа «Будем внимательными к настроению других». Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица»  
  «Этические представления» Объяснить понятие «честность» Беседа «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Чтение: Н. Носов «Леденец», В. Осеева «Что легче»  
  Май  
  «Культура поведения» Познакомить с правилами гостевого этикета: «Ты пришел в гости» Беседы: «Как вести себя в гостях», «Как дарить подарки», «Как Винни-Пух ходил в гости к Кролику», «Карлсон в гостях у Малыша». Чтение: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Сюжетно-ролевая игра «Семья»  
  «Положительные моральные качества» Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, стремление защищать ее Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Беседы: «Красная книга природы», «Животное, которое я люблю». Чтение: М. Бартенев «Лучший подарок», С. Михалков «Дельный совет», Л. Толстой «Котенок»  
  «Этические представления» Формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера человека Беседа «Труд человека кормит, а лень портит». Чтение: В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»  
  Июнь - август  
  «Культура поведения» Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения Беседа «Не одежда красит человека, а поведение». Повторение знакомых произведений художественной литературы  
  «Положительные моральные качества» Способствовать проявлению положительных моральных качеств в отношениях со сверстниками и взрослыми Организация разнообразной и интересной деятельности дошкольников  
  «Этические представления» Обобщить представления о положительных качествах человека, закреплять соответствующие понятия, ввести понятие «интеллигентный человек» Беседа «Что значит быть хорошим человеком»  
               

Наши рекомендации