Воспитание культурно-гигиенических навыков
Составитель Н.С. Голицына
Перспективное планирование
В детском саду
Старшая группа
Реализация ФГТ в ДОУ
Введение
Предлагаемый вариант планирования разработан на основе содержания деятельности, определенного разными комплексными программами с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые, на наш взгляд, целесообразно планировать перспективно - на месяц или квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды (наблюдения за природными явлениями), настроения и состояния детей (инициирование сюжетно-ролевой игры), содержания учебного материала в организованной деятельности (формирование целостной картины мира), отдельных проявлений в поведении детей (воспитание культуры поведения и положительных черт характера) и т.д. Некоторые направления воспитательно-образовательного процесса, такие как воспитание культурно-гигиенических навыков и частично труд (самообслуживание), предлагается планировать на квартал. Формирование трудовых навыков, самообслуживания - длительная и кропотливая работа не одного дня.
Помимо содержания работы на месяц или квартал в пособии указаны примерные методические приемы, которые не претендуют на безусловное использование, но помогут воспитателям, особенно начинающим, реализовать предлагаемое содержание. Общие приемы - указание, напоминание, пояснение и т.п. - как правило, не указываются, так как используются постоянно в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Приведенное в перспективном плане содержание может быть впоследствии дифференцировано в календарном плане в соответствии с основными видами детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтением произведений художественной литературы, музыкально-художественной. Именно в такой структуре разработано пособие «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста» (М.: Скрипторий 2003, 2011), в котором выделены все разделы предлагаемого перспективного планирования и отведено место для календарного плана.
В настоящем пособии частично представлена образовательная область «Здоровье» и не представлены такие образовательные области, как «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», содержание работы по которым, на наш взгляд, целесообразно планировать календарно.
Ключевыми понятиями ФГТ являются интеграция образовательных областей и комплексный подход к реализации программы. Все это отражено в пособии. Определяя работу по каждой образовательной области воспитатель будет реализовывать содержание и других областей. Например, при планирований содержания любой темы по безопасности, ознакомлению с окружающим миром и т.д. предлагается проведение бесед, реализуя таким образом задачи коммуникативного развития ребенка. Методическим приемом воспитания культурно-гигиенических навыков среди других рекомендуется чтение произведений художественной литературы, интегрируя так образовательные области «Здоровье» и «Чтение художественной литературы». Сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) предлагаются для реализации практически каждой образовательной области, обеспечивая комплексный подход к реализации программы.
Образовательная область «Здоровье»
Образовательная область «Безопасность»
В предлагаемом варианте перспективного плана формирования у детей навыков безопасного поведения выделены четыре блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общения с незнакомыми людьми. Обеспечение комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планирований.
Темы | Содержание | Методические приемы | |
Сентябрь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Лето прибавило нам здоровья | Рассматривание фотографий о летнем отдыхе. Беседы: «Как вы отдыхали летом», «Как лето помогает нам быть здоровыми». Продуктивная деятельность «Картинки о лете» | |
«Ребенок на улице города» | Правила безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде | Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг - велосипед». Чтение: Г. Георгиев «Светофор», Н. Кончаловская «Самокат», Л. Новогрудский «Движется - не движется», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», Я. Пишумов «Самый лучший переход», В. Суслов «Его сигнал - для всех закон», О. Тарутин «Для чего нам светофор», загадки о правилах дорожного движения. Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно - нельзя, правильно - неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Мы - пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде» | |
«Безопасность ребенка в быту» | В группе должен быть порядок | Осмотр групповой комнаты Беседа «Почему в группе должен быть порядок». Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи – свое место» | |
«Ребенок и другие люди» | Правила поведения с незнакомыми людьми | Беседа «Свои и чужие» | |
Октябрь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Кто заботится о нашем здоровье | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Опытно-исследовательская деятельность: измерение своего роста. Беседы: «Что мы видели в медицинском кабинете», «Как работают врачи», «Если кто-то заболел». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница» | |
«Ребенок на улице города» | Городской наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей, безопасность движения, правила поведения на улице и в транспорте | Целевая прогулка по улице. Беседы: «На чем люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте» Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофер», М. Ильин, Е, Сегал «Машины на нашей улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука». Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Играем дружно | Беседы: «Если тебе нужна игрушка товарища», «Хорошо ли драться?» | |
«Ребенок и другие люди» | Беседы в транспорте | Беседа «Мы едем в автобусе с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Ноябрь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Чистота и здоровье | Рассказ воспитателя «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым». Чтение: А. Барто «Девочка чумазая», Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковский «Мойдодыр». Дидактическая игра «Туалетные принадлежности» | |
«Ребенок на улице города» | Кто управляет движением на улице | Рассматривание иллюстраций. Беседа «На чем люди ездят» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Опасности вокруг нас: дома и в детском саду | Рассматривание иллюстраций опасных предметов и ситуаций. Беседа «Опасно - безопасно». Дидактическая игра «Правильно ли это?» | |
«Ребенок и другие люди» | Опасность контактов с незнакомыми взрослыми, к кому можно обратиться за помощью при опасности | Рассказ воспитателя. Беседа «Кто нас защищает». Чтение: С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Декабрь | |||
«Ребёнок и его здоровье» | Физкультура и здоровье | Рассматривание иллюстраций и фотографий. Беседа «Почему полезно заниматься физкультурой». Тренинг «Обучение самомассажу» | |
«Ребенок на улице города» | Дорожные знаки-помощники | Целевая прогулка по улице. Беседа «Зачем нужны дорожные знаки». Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о дорожных знаках. Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Составь такой же знак», «Найди по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность «Рисуем дорожные знаки» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Елочные огоньки | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как правильно украшать елку», «Елочные гирлянды-красиво, но небезопасно». Продуктивная деятельность «Новогодняя красавица» | |
«Ребенок и другие люди» | Несоответствие приятной внешности и добрых намерений | Беседа «Красивый или хороший». Чтение: Ш.Перро «Золушка», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | |
Январь | |||
«Ребенок и его здоровье» | Забота о здоровье: профилактика заболеваний | Беседа «Как стать Неболейкой». Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», С. Михалков «Про мимозу» Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека» | |
«Ребенок на улице города» | Мы едем в метро | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Самый быстрый городской транспорт», «Лесенка - чудесенка», «В ожидании поезда» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Бытовые приборы - помощники человека | Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседа «Как работают домашние помощники». Чтение загадки. Дидактическая игра «Угадай электрический прибор». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |
«Ребенок и другие люди» | Сопротивление агрессии со стороны незнакомых взрослых | Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Тренинг «Помогите!» | |
Февраль | |||
«Ребёнок и его здоровье» | Изучаем свой организм | Рассматривание альбома «Безопасность». Беседа «Как работает мой организм». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», С. Прокофьева и др. «Румяные щеки». Сюжетно-ролёвая игра «Поликлиника» | |
«Ребенок на улице города» | Поведение в транспорте | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы едем в автобусе». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
«Безопасность ребенка в быту» | Пожарная безопасность | Рассматривание иллюстраций. Опытно-исследовательская деятельность: тонет- плавает - горит. Беседы: «Как работают пожарные», «Знай и соблюдай правила». Практикум: эвакуация при опасности возникновения пожара. Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница». Дидактические игры: «Опасные предметы», «Горит - не горит», «С чем нельзя играть». Продуктивная деятельность «Пожарная машина» | |
«Ребенок и другие люди» | Один дома | Беседа «Кто стучится в дверь мою». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Ё. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?» | |
Март | |||
«Ребенок и его здоровье» | Витамины и здоровье | Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов, загадок. Беседа «Где живут витамины». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Где какой витамин». Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты – полезные продукты»; посадка лука на перо и корней петрушки на зелень | |
«Ребенок на улице города» | Поведение на остановках общественного: транспорта | Рассматривание иллюстраций. Беседа «На остановке ждем автобус, не шалим и не сорим». Сюжетно-ролёвая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры в автобус | |
«Безопасность ребенка в быту» | Контакты с незнакомыми животными | Рассматривание альбома «Безопасность». Беседа «Опасные незнакомые животные». Продуктивная деятельность «Мое любимое домашнее животное» | |
«Ребенок и другие люди» | Ситуация «Опасное предложение» | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о предложениях незнакомых людей (пойти в зоопарк, кафе и т.д.). Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Апрель | |||
«Ребенок и его здоровье» | Правила оказания первой помощи | Показ приемов оказания первой помощи при ушибах и порезах. Беседа «Чтобы не было беды». Сюжетно-ролёвая игра «Травмпункт» | |
«Ребенок на улице города» | Запрещающие дорожные знаки | Рассматривание дорожных знаков. Беседы: «Какие бывают знаки», «Этот разрешает, а этот запрещает». Обыгрывание и обсуждение ситуаций на макетах. Дидактические игры: «Назови знак», «Разложи знаки» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Лекарства и витамины | Беседы: «Как вести себя во время болезни», «Для чего нужны лекарства и витамины». Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр | |
«Ребенок и другие люди» | Гуляю один | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о поведении ребенка при контакте с незнакомыми взрослыми. Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Май | |||
«Ребенок и его здоровье» | Здоровье - главное богатство | Беседы: «Как стать здоровым», «Как нам делали прививки». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», С. Михалков «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», С. Прокофьева и др. «Румяные щеки». Дидактическая игра «Что полезно для здоровья» | |
«Ребенок на улице города» | Культура пешехода | Беседы: «Мы - пешеходы», «Важные правила для пешехода». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Мы по улице идем», «Пешеходный переход» | |
«Безопасность ребенка в быту» | Ядовитые растения и грибы | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие бывают грибы», «Опасные растения». Чтение: загадки о грибах. Дидактические игры: «Собери грибы в корзинку», «Какие растения взять для букета». Продуктивная деятельность «Нарисуем, чтобы запомнить и не трогать» | |
«Ребенок и другие люди» | Ситуация «Мальчик, хочешь покататься на автомобиле?» | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Умей сказать „Нет"». Обыгрывание и обсуждение ситуаций | |
Июнь - август | |||
«Ребенок и его здоровье» | В здоровом теле -здоровый дух: обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни | Беседы: «Что помогает быть здоровым», «Наш организм», «Витамины и здоровье», «Наша безопасность на улице и дома», «Физкультура и здоровье», «Мы - пешеходы». Дидактические игры по закреплению знания правил дорожного движения. Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Поликлиника», «Семья». Продуктивная деятельность: «Мы занимаемся зарядкой», «Машины на нашей улице», «Опасные предметы» | |
«Ребенок на улице города» | Закрепление знания правил дорожного движения | Беседы: «Азбука безопасности», «Как по улице шагать». Дидактические игры по желанию детей | |
«Безопасность ребенка в быту» | Опасности и их предупреждение | Рассматривание альбома «Безопасность». Беседы: «В мире опасных предметов», «Опасная неосторожность», «Животные и растения - друзья и враги». Дидактические игры на закрепление правил безопасности в быту и при пожаре. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные на учениях», «Аптека лекарственных растений», «Магазин электробытовых приборов». Продуктивная деятельность «Правила безопасности для малышей» | |
«Ребенок и другие люди» | Я и другие люди закрепление знания правил поведения с незнакомыми людьми | Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций |
Образовательная область «Социализация»
Сюжетно-ролевая игра
Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития данных действий на основе эффективного руководства. С этой целью предлагаются примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года и некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.
Система формирования игровых навыков и умений предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Они постоянно присутствуют в арсенале педагога при работе со старшими дошкольниками, поэтому о них речь не идет. В настоящем пособии указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры, чтение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность детей. Содержание их тесно взаимосвязано с содержанием воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром, поэтому частично дублируется.
Названия игр | Объем игровых навыков и умений | Методические приемы | ||
Сентябрь | ||||
«Детский сад» | Воспитатель принимает детей, проводит утреннюю гимнастику, завтрак, играет с детьми | Комментированное наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы занимаемся и играем в детском саду» | ||
«Транспорт» | В гараже стоит много машин разного назначения. Водители берут права, получают задание у диспетчера, заправляют машины бензином, выполняют задания: возят пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным, водят экскурсионные автобусы | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций (разные виды городского транспорта, достопримечательности города). Беседы: «Что интересного есть в нашем городе», «О чем можно рассказать туристам» | ||
«Путешествие по городу» | Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них | |||
«Магазин» | В продовольственном магазине много отделов, работают продавцы, есть кафе. Покупатели рассматривают и выбирают продукты для приготовления определенных блюд | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Что продается в продовольственном магазине», «Что из чего можно приготовить» | ||
Октябрь | ||||
«Транспорт» | По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по тротуару. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Водители уступают дорогу транспорту особого назначения | Целевая прогулка к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех» | ||
«Детский сад» | Воспитатель проводит утреннюю гимнастику, дети приходят на музыкальное занятие поют, танцуют, играют | Комментированное наблюдение. Слушание песен; инструментальной музыки | ||
«Магазин игрушек» | Покупатели выбирают игрушки, советуются с продавцом, платят деньги в кассу, чеки отдают продавцу. Продавец вежливо разговаривает с покупателями, предлагает им разные игрушки, рассказывает, чем они хороши, отпускает игрушки, благодарит за покупку | Беседа «Вежливые покупатели». Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Что изменилось», «Найди по описанию» | ||
«Почта» | Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, посылки. Почтальон доставляет почту по адресам | Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, образцов почтовых отправлений. Дидактические игры: «Письмо другу», «Я живу по адресу...», «Почтальон принес посылку». Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры | ||
Ноябрь | ||
«Поликлиника» | Терапевт лечит, людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязки | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как работает врач». |
«Строительство» | Строители возводят большой гараж, где будет стоять много машин | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Где ночуют машины» |
«Транспорт» | Грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения | Целевая прогулка к светофору, нерегулируемому переходу. Дидактические игры: «Осторожно, пешеход!», «Красный, желтый, зеленый» |
«Магазин» | Открылся новый супермаркет с разными отделами: посуда, мебель, канцтовары и т.д. Покупатели выбирают товары, просят продавцов рассказать о них (цвет, материал, назначение) | Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Что для чего», «Чего не стало», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы угадаем» |
Декабрь | ||
«Ветеринарная лечебница» | Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает уколы | Беседа «Мои любимые домашние животные». Чтение: К. Чуковский «Айболит» |
«Семья» | Новогодний праздник: покупка и украшение елки, подготовка подарков членам семьи, приход Деда Мороза с поздравлением и подарками | Подготовка к новогоднему празднику. Беседа «Как мы будем готовиться к встрече Нового года». Продуктивная деятельность: подбор выкроек и рисунков для изготовления елочных игрушек |
«Мастерская Деда Мороза» | Дед Мороз прислал письмо с просьбой открыть мастерскую по изготовлению елочных игрушек. Приемщица принимает заказы от посетителей и дает задания на изготовление игрушек. Мастера делают игрушки из разных материалов. Приемщица выдаёт выполненные заказы | |
«Библиотека» | Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают стенды, выбирают книги. Библиотекарь выдает нужные книги, записывает их в формуляры читателей | Экскурсия в библиотеку. Беседа. «Как работает библиотекарь». Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек, формуляров |
Январь | ||
«Детский сад» | Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают елку, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в веселые игры, получают подарки | Беседы: «Как мы отмечали праздник елки в детском саду», «Что мне больше всего понравилось на новогоднем утреннике». Повторение новогодних стихов, песен, танцев |
«Парикмахерская» | В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Работают мужской и женский залы. Мастера стригут клиентов, бреют, моют им голову, причесывают их. Они вежливы и внимательны | Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы играем в парикмахеров» |
«Магазин одежды» | Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды одежды, рассказывают о ней; покупатели меряют ее в примерочной, оплачивают покупку | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Одежда или обувь», «Что носят девочки», «Что носят мальчики». Продуктивная деятельность «Одежда для кукол» |
«Путешествие по России» | Семья отправляется в путешествие по стране, знакомится с природой и животным миром Юга и Севера, фотографирует достопримечательности | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Мое путешествие». Продуктивная деятельность «Фотоальбом» |
Февраль | ||
«Военные учения» | В учениях принимают участие разные рода войск: моряки, пехотинцы, танкисты, летчики. Они выполняют разные задания по приказам командиров. После учений организуют концерт: поют песни, танцуют | Утренник, посвященный Дню защитника Отечества. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Бравые солдаты». Повторение стихов, песен о Российской армии |
«Скорая помощь» | Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: осматривает, измеряет температуру, делает уколы, выписывает рецепт | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «03 - это «скорая помощь» |
«Строительство, театр» | Строители возводят театр. Кассир продает билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетер. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям | Рассматривание иллюстраций. Беседы о театре. Чтение сказок. Игровые упражнения: работа над выразительностью речи. Продуктивная деятельность: билеты, программки, афиши |
«Пожарные на учениях» | Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматывают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают выносить животных. Пожарные используют лестницу, носилки | Рассматривание иллюстраций. Просмотр телепередач. Беседа «Как работают пожарные». Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар». Продуктивная деятельность: плакаты о пожарной безопасности |
Март | ||||
«Семья» | Праздник 8 Марта. Подготовка подарков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, концерт для них | Подготовка и проведение праздничных утренников, посвященных 8 Марта. Беседа «Как мы поздравляли мам и бабушек» | ||
«Строительство» | Строители строят мост через реку; по дороге через мост едут разные машины (пожарные, грузовые, легковые, продуктовые, автобусы). Шоферы соблюдают правила дорожного движения | Рассматривание иллюстраций разных конструкций мостов. Беседа «Кто строит дома» | ||
«Хохломские мастера» | Мастера хохломской росписи украшают разные предметы: посуду, мебель, ткани | Рассматривание предметов, украшенных хохломской росписью. Продуктивная деятельность: заготовки для росписи мебели, посуды, тканей (конструирование из бумаги, тонирование бумаги) | ||
«Аптека» | Люди приходят за лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, спрашивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищетнужное лекарство, получает деньги и выдает лекарство посетителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства по уходу за больными | Экскурсия или целевая прогулка. Беседа «Что мы видели в аптеке». Продуктивная деятельность: изготовление «лекарств» для игры | ||
Апрель | ||||
«Космическое путешествие» | Космонавты собираются в полет: тренируются, изучают карту звездного неба. В полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, возвращаются на Землю. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: С. Баруздин «Первый человек в космосе». Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звездного неба» | ||
«Семеновские мастера» | Мастера расписывают матрешек разного размера. Игрушки отправляют в детский сад | Рассматривание предметов и иллюстраций | ||
«Поликлиника» | Врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки, люди покупают очки в аптеке | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была на лриеме у окулиста». Чтение:, А. Барто. «Очки». Продуктивная деятельность «Таблицы для проверки зрения» | ||
«Детский сад, кукольный театр» | В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль | Рассказ воспитателя. Работа над показом сказки. Продуктивная деятельность «Афиша кукольного спектакля» | ||
Май | ||||
«Подводная лодка» | Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в скафандрах на дно моря. Команда работает дружно. На судне есть командир, матросы, кок, врач, механики | Рассматривание иллюстраций подводных обитателей. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели» | ||
«Путешествие по реке» | Путешественники плывут по реке, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посещают цирк, идут в магазины, парикмахерскую, аптеку | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам» | ||
«Строительство, цирк» | Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняются. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными | Беседа «Как вы были в цирке». Продуктивная деятельность: билеты в цирк | ||
Июнь-август | ||||
«Библиотека» | Читатели посещают библиотеку, читают книги в читальном зале, берут их домой. Библиотекарь отмечает книги в формуляре | Беседа «Что мы знаем о библиотеке». Продуктивная деятельность «Книжки-малышки» | ||
«Экскурсия в музей» | Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках | Рассматривание репродукций картин. Беседа по содержанию репродукций. Продуктивная деятельность: постройка здания музея | ||
«Зоопарк» | Дети с родителями приходят в зоопарк, рассматривают разных животных, катаются на карусели | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие звери живут в зоопарке» | ||
«Транспорт» | Водители возят пассажиров в библиотеку, театр, зоопарк, музей, соблюдают правила дорожного движения. Пассажиры вежливы друг с другом, уступают места старшим, громко не разговаривают | Целевая прогулка по улице. Беседы о правилах дорожного движения. Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» | ||
«Поликлиника» | В поликлинике больных принимают педиатр, окулист, медсестры. При поликлинике работает травмпункт Больных с разными ушибами, порезами привозит машина «скорой помощи». Врачи оказывают помощь, назначают лечение | Беседа о врачах, работающих в поликлинике. Рассказ воспитателя | ||
Принадлежности
Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, выделяя помимо формирования семейной и гражданской принадлежности вопросы тендерного воспитания дошкольников. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Направления | Содержание | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Гендерная принадлежность | Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада | Экскурсия по детскому саду. Беседы: «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду», «В детском саду много девочек и мальчиков». Чтение: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махотин «Старшая группа», «Наши полотенца». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника». Продуктивная деятельность «Игры девочек и мальчиков» |
Семейная принадлежность | Я и моя семья - закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: потешка «Каку нас семья большая...», Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном», С. Махотин «Воскресенье». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой» |
Гражданская принадлежность | Улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин | Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Чтение: пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Дидактические игры: «Я живу на улице...», «Мой адрес...», «Жилое и нежилое». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома» |
1 сентября - День знаний. Школьники начинают учиться. День города, история возникновения города | Целевая прогулка к зданию школы. Рассматривание иллюстраций. Чтение: 3. Александрова «В школу», А. Барто «В школу», «Я выросла», «Первоклассница», В. Берестов «Читалочка», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Первый день календаря». Дидактические игры: «Школьные принадлежности», «Собери портфель». Сюжетно-ролевая игра «Магазин канцтоваров». Продуктивная деятельность: «Дети идут в школу», «Подарки первоклассникам, выпускникам детского сада», «Построим школу, детский сад» |
Октябрь | |||
Гендерная принадлежность | Одежда девочек и мальчиков | Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Дидактические игры: «Одень Машу (Сашу) на прогулку по сезону», «Отбери, что носят только мальчики (девочки)». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Показ моделей одежды». Продуктивная деятельность: «Узор для платья», атрибуты для игры «Ателье» | |
Семейная принадлежность | Моя большая семья | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники». Чтение: Я. Аким «Кто кому кто?», И. Ищук «У деда Вани», Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Р. Рождественский «Моя бабушка». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Портреты» | |
Гражданская принадлежность | Разные виды городских зданий, их назначение, сооружения культуры и досуга в городе и районе | Экскурсии и целевые прогулки по улице. Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», 3. Еремина «В Москве стадионов немало». Дидактические игры: «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по району». Продуктивная деятельность: «Мое любимое место отдыха», «Построим город» | |
Жизнь людей в деревне: особенности, отличие от городской жизни, занятия людей | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы о летнем отдыхе в деревне. Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек», Б. Житков «Белый домик», Ю. Мориц «Домик с трубой». Дидактические игры: «Где кто живет и что делает», «Кто где живет» (домашние животные). Продуктивная деятельно< Наши рекомендации
|