Репертуар театра города Херне на 1936-1941 годы
Программа сезона 1936/37 года:
1936 год:
20 октября «Мария Стюарт» Шиллера
(посещаемость очень хорошая)
2 декабря «Франц Краус» Эвенинга
15-16 декабря Театр марионеток
1937 год:
28 января «Шарнхорст» Менцеля
(посещаемость хорошая)
18 февраля «Севильский цирюльник» Россини
30 марта Танцевальный ансамбль Гюнтера
22 апреля «Цыганский барон» Штрауса
29 апреля «Эмилия Галотти» Лессинга
В июле 1937 года начальник Национал-социалистского культурного сообщества был назначен руководителем организации «Сила через радость». Директорат театра опубликовал новую зимнюю программу, но осуществить ее не смог. Тогда спектакли были спонсированы организацией «Сила через радость». В результате зимняя программа выглядела следующим образом:
Программа сезона 1937/38 года:
1937 год:
27 октября «Конец путешествия Шерифа»*
28 октября «Кружевной платок королевы» Штрауса
* К.Р. Шерифа (1989 г.) (Примеч. авт.)
1938 год:
13 января «Как это вам нравится» Шекспира
6 марта «Петерман едет на Мадейру» Хинрихса*
* А. Хинрихе (р. в 1879 г.) писал книги и пьесы на местном крестьянском диалекте. (Примеч. авт.)
17 марта «Оружейный мастер» Лортцинга
24 марта «Граф Люксембург» Легара
26 марта «Женщина без поцелуя» Кеслера и Коло
8 апреля «Доротея» Феттерлинга
В этом театральном сезоне город был вынужден выделять субсидии организации «Сила через радость», хотя и не был доволен предложенным репертуаром.
Программа сезона 1938/39 года:
1938 год:
14 октября «Страдания Томаса» Йоста
23 ноября «Портной Виббельт» — комедия Мюллер-Шлёссера*
20 декабря «Лотта на борту корабля» (народный спектакль)
* События XIX в. (1913 г.) (Примеч. авт.)
1939 год:
9 февраля «Уличная музыка» — комедия Шута
15 февраля «Греховодная деревня» (спектакль Крестьянского театра из
Тегернзее, основанного Конрадом Дреэром)
13 апреля «Страна улыбок» Легара
28 апреля «Африканская свадьба» Дреэра
Программа сезона 1939/40 года:
1939 год:
15 октября «Дама с камелиями» Кальдерона
29 ноября «Скамполо» — комедия Дарио Никкодеми
* Никкодеми Дарио (1874 — 1934) — немецкий драматург, специализировавшийся на комедиях. «Скамполо» — наиболее известная его комедия. (Примеч. авт.)
1940 год:
7января «Летучая мышь» Штрауса
11 января «Красно-голубая перевязь» (спектакль Крестьянского театра из
Тегернзее)
1 февраля «Продавец птиц» Целлера*
23 февраля Танцевальный ансамбль «Шесть»
29 февраля Камерный танцевальный ансамбль Берлинской государственной
оперы
27 марта «Паркштрассе, 13» — детективная драма.
* Целлер Карл (1842 — 1898) — австрийский композитор. (Примеч. авт.)
Таким образом, уровень репертуара неуклонно снижался, в программе содержались в основном пропагандистские спектакли, комедии и оперетты. Если к этому добавить еще представления кабаре, то можно видеть, насколько низко опустился культурный уровень вообще. Следует отметить тот факт, что национал-социализм проводил подобную же культурную политику и в других городах страны. И все же в те годы в городском театре Бохума, директором которого был Саладин Шмитт, культурный уровень постановок был довольно высок за счет включения в репертуар театра произведений Кляйста и Граббе*.
* Кляйст и Граббе были немецкими писателями и драматургами начала и середины XIX в. с ярко выраженной патриотической направленностью. Кляйста нацисты называли «душой и совестью нации». В честь же Граббе ими в 1936 г. была введена специальная «неделя Граббе», в течение которой широко отмечались его литературные заслуги перед отечеством. (Примеч. авт.)
Надо подчеркнуть, что вкусы людей, ответственных за культурную жизнь в Херне, были настолько поверхностными и плохими, что они не могли предложить народу ничего специфического и характерного. С началом войны были тем не менее предприняты попытки обновления и улучшения репертуара, однако после провозглашения тотальной войны актеры и музыканты были вовлечены в военную круговерть.
Программа сезона 1940/41 года:
1940 год:
31 октября «Царевич» — оперетта
1941 год:
2 января «Новь в Венеции» Штрауса
10 апреля «Коварство и любовь» Шиллера.
(Херне во времена национал-социализма — 1933 — 1945 годы / Обзор под ред. Германа Майерхофа. Херне, 1963.)
Программа германского радио.
Зима 1936 года
«Мюнхен, 28 октября. Директор имперской радиовещательной компании Хадамовски по распоряжению рейхсминистра Геббельса, находясь в главной студии германского радио, довел до сведения директоров и сотрудников радиовещания, а также представителей партии и правительства зимнюю программу германского радио. Судя по его заявлению, главной целью радиовещания является внедрение в общественное сознание радости и единения общества. Поэтому эта программа так и была названа — «Программа радости и единения». Немецкий трудовой фронт и организация «Сила через радость» должны были подключаться к программе путем организации единых перерывов во время работы и целенаправленной нацистской пропаганды среди рабочих, а также организации вечернего досуга.
В этом году впервые программа на зиму, содержащая все наиболее важные радиопередачи, была доведена до публики и слушателей за рубежом.
Программа включает не только передачи директората, но и провинциальных, а также коротковолновых станций. Основные политические передачи отнесены в раздел «Слово предоставляется партии». Программа, рассчитанная на время перерывов на фабриках и заводах, идет под рубрикой «Веселые минуты на работе и дома». Первая передача, предназначенная для трансляции на мюнхенские железнодорожные мастерские, открывается фестивалем под лозунгом «Музыка и танцы на предприятии». Концерты должны передаваться с 6.00 до 8.00 и с 8.30 до 9.30 утра и с 12.00 до 13.00 пополудни. Заводская администрация должна подстраиваться под эту программу, делая перерывы в работе в установленное время.
Вечерняя развлекательная программа предусматривает выступления первоклассных дирижеров и солистов с наиболее значительными музыкальными произведениями. В разделе «Крестьянство и страна», предназначенном исключительно для крестьянского населения, трансляции начинаются с передачи сельскохозяйственных новостей. Для гитлеровской молодежи и ассоциации учителей предназначены передачи разделов «Час молодежи нации» по средам и «Утренняя церковная служба» по воскресным дням.
Директор имперского радиовещания привел в своем выступлении некоторые подробности музыкальных программ. Из его слов следовало, что число музыкальных передач по радио увеличилось с 25 тысяч в 1932 году до 40 тысяч в 1935 году. В будущем увертюры, классические музыкальные произведения и крупные драматические произведения мировой литературы должны были потеснить лекции и чтения.
Центральная радиостанция «Дойчландзендер» намерена дать репортажи с автострад, аэропортов «Люфтганзы», из угледобывающих регионов, из заводских цехов, с доменных печей и фарфоровых предприятий, с мест добычи янтаря и фабрик по пошиву одежды, из рыболовных портов и с судов-рефрижераторов, из вспомогательных баварских подразделений и моторизованной войсковой части «Германия», а также провести передачи о НСДАП и ее организациях. В раздел «Германия обращается к миру» включены наиболее значительные передачи коротковолновых радиостанций, которые ведут трансляцию в течение сорока часов ежедневно. Выделены даже шесть специальных программ для вещания на такие районы мира, как Южная Азия и Австралия, Восточная Азия, Африка, Южная Америка, Центральная Америка и Северная Америка.
Радиопередающая система Германии включает в себя более 8 миллионов владельцев радиоприемников и около 30 миллионов слушателей. Она ведет передачи более 70 тысяч часов да еще около 250 тысяч отдельных выступлений. В последние годы число слушателей увеличивалось на 1 миллион человек ежегодно.
(Франкфуртер цайтунг. 1936. 29 октября.)