I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки
Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций (не менее 18 часов)
Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме (круг, квадрат, треугольник, меандр).Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира.
Художественная культура Месопотамии. Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Зиккураты Этемменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Типы дворцовых сооружений. Облицовка поверхностей глазурованным кирпичом -отличительная черта месопотамского стиля (ворота Иштар, Дорога процессий, тронный зал Южного дворца в Вавилоне). Рельеф - главный элемент декора шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских дворцов. Шеду - уникальный образец соединения барельефа и горельефа (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Героический эпос “Сказание о Гильгамеше” - главный источник образов для наружного декора. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров.
Художественная культура Древнего Египта. Идея Вечной жизни -основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне как гарант Вечной жизни.
Крито-микенская культура.Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации - специфика минойской культуры. “Циклопический” характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).
Проведение творческих работ по выявлению древней художественной символики и ритуала в современной культуре.
Художественная культура Востока (не менее 9 часов)
Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока.
Художественная культура Индии. Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос “Махабхарата” и “Рамаяна”. Индуистский храм - архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника “набухающая форма”) во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи - модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты - энциклопедия индийской жизни. Тадж-Махал- образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра - утонченный сплав индо-мусульманского стиля.
Художественая культура Китая. Космологизм - основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре “горы-воды”. Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь “Путники в горах”); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй ”Просвет после снегопада в горах у реки”). Единство слова, знака и изображения - эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях (“Луньюй” - “Суждения и беседы”, “Даодэцзин”- “Книга Пути и Благодати”, “Цзинь, пин, мэй”- “Цветы сливы в золотой вазе”). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов - отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.
Художественая культура Японии. Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). “Все в одном” (“цивилизация сосновой иглы”) -- ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Эстетизация мига. Образы Древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре.
Художественная культура Месамерики (не менее 3 часов)
Жертвенный ритуал во имя жизни - стержень культуры индейцев Центральной и Южной Америки. Теотиуаканский тип сооружения как образец храмовой и светской архитектуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан). Сакральная функция скульптурного декора храмов. Сочетание символики и реализма в живописном декоре (Бонампак). Колониальный стиль в архитектуре Мексики. Миф и реальность в живописных циклах Д. Риверы (Министерство образования, Национальный дворец в Мехико).
Проведение сравнительного анализа мифологем, художественного языка, символов, первообразов в различных культурах Древнего мира.