Лечебная физическая культура при плоскостопии

Лечебная физкультура назначается при всех формах плоскостопия как одно из средств комплексной терапии. Основные задачи лечебной физкультуры при этом заболевании сводятся к нормализации двигательной сферы, повышению общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь мышц нижних конечностей, повышению физической работоспособности и сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды. Ведущее место в числе лечебных задач занимают специальные задачи — исправление деформации стоп (уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пятки и супинационной контрактуры переднего отдела стопы) и закрепление результатов лечения.

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса производят из исходных положений сидя и лежа, исключающих влияние массы тела на свод стопы. Невыгодны исходные положения стоя и особенно стоя с развернутыми стопами, когда направление силы тяжести максимально по отношению к внутреннему своду стопы. Специальные упражнения чередуют с общеразвивающими для всех мышечных групп и упражнениями в расслаблении. В этом периоде лечения следует добиться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшить координацию движений, повысить физическую работоспособность больного. Обще развивающие упражнения имеют большое значение, так как плоскостопие встречается у физически ослабленных детей, обычно отстающих в развитии.

Задачи:

· нормализация двигательной сферы;

· повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей;

· повышение физической работоспособности и сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды; – исправление деформации стоп;

· закрепление результатов лечения.

Части занятия Содержание Дозировка ОМУ
Подготовительная часть 1. Ходьба на месте.   15-30 мин Темп средний. Дыхание равномерное
2. И.п. – стоя, кисти рук «в замок». 1 – отведение рук вверх; 2 – и.п. 5-7 раз Темп средний
3. И.п. – то же. 1 – руки к плечам – вдох; 2 – и.п. – выдох. 6-8 раз Темп медленный
Основная часть 1. И.п. – лежа на спине. Ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – согнуть пальцы ног; 2 – разогнуть 8-10 раз Темп медленный
2. И.п. – то же. Под бедра положить валик. 1 – разогнуть ноги в коленных суставах, вытянуть пальцы ног; 2 – согнуть ноги в коленных суставах, подтянуть пальцы. 8-10 раз Темп медленный
3. И.п. – то же. Ноги на ширине ступни, пальцы рук собраны в кулак и зажаты между плотно сомкнутыми коленями. 1 – приподнять внутренние края стоп, наружные плотно прижать к полу; 2 – и.п. 8-10 раз Темп средний    
4. И.п. – то же. Ноги на ширине ступни, руки на коленях. 1 – приподнять пятки, развести их до прямого угла; 2 – и.п. 8-10 раз Темп средний. Большие пальцы ног касаются пола.  
5. И.п. – то же. Стопы скрещены, руки на коленях. 1 – наружные края стоп с усилием поворачивать книзу, приподнимая внутренние; 2 – и.п. 8-10 раз Темп медленный  
6. И.п. – то же. Ноги на ширине ступни, руки на коленях 1 – предельно выгибать свод стопы; 2 – и.п. 8-10 раз Пальцы и пятки от пола не отрываем. Темп медленный
7. И.п. – то же. Ноги на ширине ступни, руки на коленях. Под стопами полотенце с грузом Захватить пальцами полотенце и подтягивать под середину стопы. 8-10 раз Темп средний. Пятки от пола не отрывать. Вес груза 1-1,5 кг.  
8. И.п. – то же. Стопы обхватывают набивной мяч. 1 – поднять мяч; 2 – опустить в и.п.   8-10 раз Темп медленный. Вес мяча 1-2 кг.  
9. И.п. – сидя на полу. Ноги вытянуты, передние отделы стоп зафиксированы резиновым жгутом. Взять концы резиновых жгутов, потянуть на себя, преодолевая сопротивление стоп.   8-10 раз Темп медленный. Ноги прямые  
10. И.п. – то же. Ноги вытянуты, стопы параллельны друг другу. 1 – передние отделы стоп и пальцы подтянуть к себе и повернуть кнаружи движение голени; 2 – и.п. 8-10 раз Темп медленный
11. И.п. – стоя. Стопы параллельно на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – подняться на носки; 2 – опуститься в и.п. 8-10 раз Темп медленный. Опора – наружные края стоп.  
12. И.п. – то же. Стопы на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – сжать пальцы ног; 2 – разжать в и.п. 8-10 раз Темп средний
13. И.п. – то же. Под пальцы стоп положить палку. 1 – согнуть пальцы стоп, обхватывая палку; 2 – разогнуть в и.п. 8-10 раз Темп средний
Заключительная часть Ходьба, попеременно: – на носках; – на пятках; – на наружном крае стопы. 3-5 мин Темп средний. Спина прямая. Дыхание ровное.




Заключение

Таким образом, даже краткий обзор возможностей лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека:

- занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на его психоэмоциональную сферу;

- воздействуя на нервную систему, регулируются функции поврежденных органов;

- в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;

- важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на человека;

- занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: человек привыкает систематически выполнять физические упражнения, это – становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.

Активная ритмическая деятельность препятствует образованию оча­гов торможения в коре больших полушарий, прерывает развитие патоло­гических условно-рефлекторных связей, нормализует процессы торможе­ния и возбуждения. Общее действие физических упражнений способствует также нормализации соматических и вегетативных функций организма. Местное напряжение мышц вызывает увеличение кровотока и улучшение лимфообращения, что создает благоприятные условия для регенерации поврежденных тканей, улучшает трофику и увеличивает работоспособ­ность, в определенной степени способствует профилактике осложнений.

Своевременное применение процедур ЛФК предупреждает развитие контрактур и тугоподвижности в суставах, поддерживает, развивает функ­цию приспособления пораженных систем к новым, более сложным, усло­виям деятельности. Кроме того, выполнение физических упражнений вы­зывает развитие положительных эмоций, которые способствуют мобили­зации различных физиологических механизмов (компенсации и пере­стройке функций) и ускоряют психологическую и социально-трудовую реабилитацию.

Актуальной задачей является проведение профилактических мероприятий, так как фактически каждый человек предрасположен к поражению межпозвонковых дисков в силу вертикального положения тела в течение дня, которое нередко отягощается значительными осевыми нагрузками. Путем развития и тренировки мышц позвоночника, а также других мышечных групп (мышц живота, ягодиц, бедер), выработки и сохранения правильной осанки стараются добиться стабильности позвоночника. Соблюдение рационального режима труда и отдыха – также обязательные условия проводимых профилактических мероприятий.

Пациенты обучаются физическим упражнениям под руководством опытных методистов ЛФК. Комплекс упражнений строится по принципу нарастающей сложности и увеличения нагрузки на мышцы, позвоночник и должен выполняться ежедневно. Как у больных, так и у здоровых лиц в качестве профилактических мероприятий могут использоваться некоторые виды рефлексотерапии (классический массаж и самомассаж, точечный или баночный массаж, аутогенная тренировка), физические упражнения у больных остеохондрозом с преимущественным поражением пояснично-крестцового отдела позвоночника способствуют: улучшению проведения двигательных и чувствительных импульсов; устранению или ослаблению ряда рефлекторно-тормозных механизмов, в том числе вегетативных или функционально-психогенных; укреплению мышечного корсета позвоночника; восстановлению нарушенных актов координации, в частности улучшению процесса ходьбы; профилактики контрактур конечностей и борьбе с нарастанием парезов и параличей; восстановлению функций позвоночника как органа опоры и движения; компенсации функций, вовлеченных в процесс внутренних органов, в первую очередь органов дыхания и кровообращения; повышению общего тонуса и работоспособности. При подборе физических упражнений учитываются следующие факторы: облегчение (соответствующее исходное положение, снаряды, упражнения в воде); локализация (для дистальных или проксимальных сегментов конечностей различных отделов позвоночника и др.); простота и сложность движений (элементарные, содружественные, с координацией); активность (пассивные, активные, на расслабление, с усилием); использование снарядов (без снарядов, со снарядами на снарядах); развитие жизненно необходимых навыков.

Список источников

1. Лечебная физическая культура: Справочник/ под ред. В. А. Епи-фанова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2001. - 592 с.

2. Лечебная физкультура / И. А. Калюжнова, О. В. Перепелова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 349 с.

3. Соколова Н. Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 445, [1] с. – (Медицина для вас).

4. Шорин Г. А., Попова Т. И., Полякова Р. М. Консервативное лече-ние сколиоза: Учебное пособие. – Челябинск, 2001. – 83с.

Наши рекомендации