Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Физическая культура и спорт как социальные феномены


Для современного общества ФКиС - важная часть общей культуры человечества, вид социальной деятельности, направленной на развитие фи­зических способностей.

Происхождение физической культуры способствовало:

1. Развитие трудовой деятельности человека;

2. Наблюдение за животным миром;

3. Влияние географической среды;

4. Опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры.

5. В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Создание физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования, произошло в более поздний период древней истории 80 000 – 8000 гг. до н.э.

Цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно-важные функции организма.

Академик А.И. Берг и его сотруд­ники подсчитали: в середине XIX в. из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу, а уже в середине XX в. на ее долю падал только 1%.

«Голод движения», слабый двигательный фон опасны для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходи­мый баланс между умственной и физической нагрузками.

За время развития человеческой цивилизации ФКиС приобрела новые функции. Функции ФКиС - объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

ФКиС присущи следующие общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. (Лубышева Л.И., 2004).

Воспитание человека

ФКиС формирует:

· физические (сила, быстрота, выносливость и т.д.) качества;

· психические качества (воля, смелость и решительность, трудолюбие);

· гуманистические убеждения (свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности);

· социальную активность (капитан, физорг и т.д.).

Существенно: конечный результат в дос­тижении воспитательных целей зависит от социальной направленности всей системы воспитания. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а благодаря деятельности воспитателей.

Нравственное воспитание.

большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил, уважительное отношение к сопернику - содействует формированию черт характера: как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом учебном заведении определяет в значительной мере степень готовности каждого выпускника к работе по специальности.

Сущность трудового воспитания - систематическое и планомерное развитие качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду.

В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок и т. д.

Эстетическое воспитание эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально - волевых качеств, этических норм и поведение в обществе.

Идейно-патриотическое воспитание.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Цель гар­монического формирования человека - в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека.

Воздействие физиче­ской культуры и спорта на личность специфично и не может быть за­менено или компенсировано какими-либо другими средствами.

Образование человека

Образование – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе занятий человек овладевает знаниями, умениями и навыками, которые создают возможности для развития личности.

Оздоровление человека

Движение - эффективное средство оздоровления. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяется как важнейшая социаль­ная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика.

Валеология - рассматривает средства ФКиС как инструмент оздоровления. Физические упражнения, солнце, воздух и вода, применяемые систематически и дозировано, являются эффективным средством укрепления и поддержания здоровья здоровых людей и лечения ослабленных. Часто, лечение средствами ФКиС называют реабилитацией или (восстановлением).

Основной показатель физического состояния человека - здоровье, которое обеспечивает пол­ноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях.

Забота о генофонде населения страны выступает одной из важней­ших и актуальнейших государственных задач.

Президент РФ В.В. Путин — невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации». Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны.

Оздоровительная функция (рекреативная) прояв­ляется в положительном влиянии ФКиС на состояние и функцио­нальные возможности организма человека.

Ярко выра­жено в детском и юношеском спорте: закладываются основы здоровья, при­виваются навыки систематических занятий физическими упражнения­ми, формируются привычки личной и общественной гигиены. ФКиС одновременно является и источником положительных эмоций, он ни­велирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать "мышечную радость". Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

ФКиС в работе со взрослым населени­ем:

- средство оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса (ограничение двигательной активности в трудовой деятельно­сти и в быту);

- одна из популярнейших форм органи­зации здорового досуга, отдыха и развлечений (массовый спорт - не ставится цель достижения выс­ших спортивных результатов).

Экономическая функция ФКиС.

- повышение уровня здоровья населения и общей работоспособности, продле­нии жизни человека.

- финансовые средства, полу­чаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооруже­ний.

Функция социализации личности и социальной интеграции: включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

ФКиС - мощный фактор вовлечения людей в обществен­ную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опы­та социальных отношений.

Коммуникативная функция спорта: фактор раз­вертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Формы спортивного движения, как "Спорт для всех" и Олимпийское движение стали ши­рочайшими интернациональными течениями современности. В настоящее время Международный олимпийский ко­митет объединяет около 200 национальных ОК.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопони­мания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины:удовлетворение потребностей общества в физической подготовлен­ности людей, участвующих в производстве, их психофизической го­товности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины - од­на из основных функций физической культуры и спорта является

Большинство зарубежных специалистов считают, что в современном обществе спорт выполняет следующие функции:

 обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);

 поддержание здоровья нации и восприятие спорта, прежде всего, как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;

 утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);

 воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);

 объединения нации и поддержание общественного порядка (социальная функция);

 улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);

 защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);

 повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д. (Фетисов В.А., 2005).

Наши рекомендации