Лечебная физическая культура при дефектах осанки

Осанка — привычное положение тела в положении стоя и сидя.

Дефекты осанки. Они заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Различают следующие дефекты осанки:круглая, кругловогнутая и плоская спина.Круглая спина характеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте осанки грудь западает, плечи выдаются вперед и свисают, лопатки отступают назад, живот выпячен вперед. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом дефекте происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшается рессорное свойство позвоночника, что может привести к компенсаторному изгибу во фронтальной плоскости — сколиозу.

Дефекты осанки наблюдаются у физически слабых детей. К таким дефектам может привести длительное неправильное положение тела — например, фиксированная неправильная поза за партой.

Дефекты осанки не только некрасивы, но и ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки и диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, при этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт. У детей с дефектами осанки часто отмечаются плохой сон и аппетит.Внимание у них понижено, координация движений плохая. Они обычно замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе. Ребенок должен спать на ровной жесткой постели, правильно сидеть за партой и столом, длительно не носить груз в одной руке.

Лечебная физическая культура способствует выработке правильной осанки, улучшает общее состояние ребенка, функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, укрепляет мышцы, особенно туловища.

В занятия лечебной физической культурой включают различные общеразвивающие упражнения для рук, ног и туловища. Для укрепления мышц туловища широко используется исходное положение лежа. В положении лежа на спине применяются упражнения с различными движениями ног: подъемы ног, отведения и приведения, круговые движения и переход из положения лежа в положение сидя. В положении лежа на животе— отведение ног назад, прогибание туловища назад, отрывая голову и плечи, одновременное отведение ног назад и прогибание туловища (отводить ноги назад и приподнимать плечи следует не очень высоко). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе.

В исходном положении на четвереньках выполняются упражнения в поднимании руки и ноги и прогибании туловища. При круглой спине это положение используется более широко для увеличения подвижности позвоночника в грудном его отделе и передне-заднем направлении.

В положении стоя наряду с упражнениями, укрепляющими мышцы туловища и конечностей, выполняется много других упражнений для выработки навыка правильной осанки.

Выработка навыка правильной осанки — это длительный процесс. Ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. На каждом занятии перед зеркалом он должен принимать правильную осанку и хорошо прочувствовать свои мышечные усилия, необходимые для ее удержания. Для воспитания мышечно-суставного чувства правильной осанки применяются также упражнения у стены: ребенок касается стены затылком, плечами, ягодицами и пятками, а затем, отходя от нее, сохраняет правильное положение. На занятии очень важно неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильной осанке и сразу же исправлять все ошибки.

Выработке правильной осанки помогают специальные упражнения, требующие устойчивого внимания: упражнения в равновесии, ходьба с предметами на голове, игры, в которых ребенок должен следить за своей осанкой.

Дефекты осанки ухудшают функцию органов дыхания. Ребенок, стремясь удержать правильную осанку, напрягает мышцы грудной клетки и дышит поверхностно. Для обучения правильному дыханию применяются дыхательные упражнения.

На занятиях широко используются различные предметы: мячи, набивные мячи, булавы, гантели весом 0,5—1 кг. Используется и гимнастическая палка, но осторожно, так как некоторые ее положения могут усилить дефекты осанки (например, при вогнутой спине держание палки за спиной будет способствовать увеличению поясничного лордоза). Применяются упражнения на гимнастической стенке, но только смешанные висы и лазание.

Для повышения эмоциональности занятий в каждое из них должны включаться 2—3 игры. Продолжительность занятия — 45 мин. Их проводят 3 раза в неделю в течение одного учебного года.

Дети с дефектами осанки не освобождаются от занятий физкультурой по основной программе и должны посещать дополнительные занятия в специальных группах корригирующей гимнастики.

23. Сколиоз- заболевание, в основе которого лежат врожденные нарушения соединительной ткани. Сколиотическую болезнь сопровождают дисплазия тазобедренных суставов, плоскостопие, аномалии пояснично-крестцового отдела позвоночника, желчных и мочевых путей.

Наличие торсии является главным отличительным признаком сколиоза — по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

Торсия (torsio) — скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением смежных позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника.

В верхней половине дуги искривления остистые отростки изгибаются в выпуклую сторону, в нижней — в вогнутую.На вогнутой стороне сколиоза мышцы и связки укорочены, на выпуклой — растянуты. Растянутые мышцы на выпуклой стороне развиты значительно слабее, чем укороченные мышцы на вогнутой стороне позвоночной дуги. Ребра повернуты; грудина смещена и наклонена в сторону вогнутости. Грудная клетка более всего деформируется сколиозом в области грудных позвонков, смещение ребер вызывает изменение ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены косо — вниз—вперед, промежуток между ребрами расширен. На вогнутой стороне ребра менее наклонены спереди и располагаются близко друг к другу. Лопатки находятся на разной высоте в случае сколиоза в грудной части позвоночника лопатки также имеютторсию. Таз наклонен с торсией вокруг крестца. Излечение сколиоза — процесс многолетний, длящийся на протяжении всего периода роста позвоночника, характеризующийся обязательным уменьшением не только функционального, но структурного компонента деформации.

Задачами ЛФК при сколиозе являются:

-создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);

-стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;

-формирование и закрепление навыка правильной осанки;

-нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.;

-повышение неспецифических защитных сил организма.

Основным методом консервативного лечения является ЛФК.

Основные задачи ЛФК:

-мобилизация дуги искривленного отдела позвоночника;

-Коррекция реформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции.

Занятия ЛФК направлены в первую очередь на формирование рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции препятствующего прогрессировани сколиотической болезни.

ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза; наиболее эффективно ее использование в начальных стадиях болезни.

Комплекс средств ЛФК, применяемый в режиме сниженностатической нагрузки на позвоночник, включает: корригирующую лечебную гимнастику; упражнения в воде и плавание; коррекци положением; элементы спорта; массаж.

Занятия ЛФК проводятся групповым и индивидуальным (преимущественно при тяжелых формах) методами, а также в форме индивидуальных заданий, выполняемых детьми самостоятельно. Методика занятий ЛФК определяется течением сколиоза. При компенсированном процессе (отсутствии признаков прогрессирования) применяется групповой метод с использованием различных видов физических упражнений, вырабатывающих правильную осанку, корригирующих сколиоз, укрепляющих мышечную систему и весь организм. При сколиозе со склонностью к прогрессированию занятия проводятся индивидуально — в и. п. лежа на спине, животе, на боку, стоя на четвереньках; используются только упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота.

ЛГ сочетают с массажем этих мышц и ношением корсета, фиюксирующего позвоночник. В занятия ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, направленные коррекцию патологической деформации позвоночника. Растянутые и ослабленные мышцы, расположенные на стороне выпуклости, необходимо укреплять, тонизировать, способствуя их укорочению; укороченные мышцы и связки в области вогнутости неоходимо расслаблять и растягивать. Такая гимнастика называется корригирующей.

С целью укрепления ослабленных мышц (особенно разгибателей туловища, ягодичных мышц и мышц брюшного пресса) используются симметричные упражнения различного характера, способствующие воспитанию правильной осанки, нормализации дыхания, созданию рационального мышечного корсета.

При сложном S-образном сколиозе торсия носит спиралеобразный характер. Вследствие этого происходит образование переднего реберного выбухания на противоположной стороне туловища относительно заднего реберного выбухания, т. е. если при осмотре больного сзади реберное выбухание обнаруживается справа относительно позвоночного столба, то при осмотре спереди — слева от позвоночного столба.

При сколиозе I степени наряду с общеразвивающими и дыхательными упражнениями используются симметричные корригирующие упражнения; асимметричные применяются индивидуально, исключительно редко.

При сколиозе II степени в занятиях корригирующей гимнастикой преобладают общеразвивающие дыхательные и симметричные упражнения. По показаниям применяются асимметричные и деторсионные упражнения; последние — с коррекционной и профилактической целью, оказывая максимальный лечебный эффект

именно при сколиозе II степени.

При сколиозах III—IV степеней используется весь арсенал физических упражнений. При сколиотической болезни противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость и ротацию позвоночника (повороты, наклоны, скручивания); упражнения, приводящие к перерастягиванию позвоночника (чистые висы) и увеличивающие компрессию позвонков (прыжки с высоты, работа с грузами в и. п. стоя). Школьники, имеющие сколиоз, как правило, освобождаются от уроков физкультуры — с учетом вышеуказанных ограничений или полностью. Такие дети занимаются лечебной гимнастикой в поликлиниках по месту жительства.

Занятия проводятся в зале малогрупповым методом (8 —10 чел.) в форме корригирующей гимнастики. Продолжительность занятия — 30—45 мин (не менее 3 раз в неделю). Занятие ЛГ состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной

. В подготовительной части решается задача подготовки организма к выполнению специальных корригирующих упражнений в основной части занятия. Применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. Методист ЛФК стремится снять у детей симптом скованности, развить свободу движения.

В этой части занятия надо провести построение группы; затем ходьба по залу, во время которой выполняются различные движения руками для развития мышц плечевого пояса и подвижности в плечевых суставах (например, махи, круговые движения). Используются различные варианты ходьбы: обычная; с подниманием прямых ног или ног, согнутых в коленях; в приседе; «прыжок лягушки»; «ход слона»; «шаги медведя»; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (следует исключить ходьбу на внутренних краях стопы, так как она провоцирует развитие плоскостопия); перекаты с пятки на носок; ходьба и кратковременный бег в различном темпе и различных направлениях («змейкой», спиной вперед). Дыхательные упражнения выполняются самостоятельно и в сочетании с движениями верхних конечностей. Далее следуют упражнения в и. п. стоя перед зеркалом: общеразвивающие для мышц шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки. В основной части занятия упражнения выполняются в и. п. стоя. Применяются локальные корригирующие упражнения, направленные на исправление дуги искривления позвоночного столба и патологически измененных мышечных групп; упражнения в равновесии; дыхательные.

Занятия ЛГ проводятся в наиболее эффективных исходных положениях — лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевом. Обязательна осознанная и активная коррекция позвоночника. Выполнение упражнений начинается с дистальных отделов конечностей, постепенно переходя к проксимальным отделам. Применяются упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие созданию рационального мышечного корсета.

Вместе с ОРУ используются упражнения для коррекции позвоночника и ног, деторсионные, а также упражнения, оказывающие дифференцированные воздействия на измененные мышечные группы (симметричные и асимметричные).

Во второй половине основной части занятия выполняются упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (проверка осанки, симметричное и асимметричное поднимание и спуск по гимнастической стенке, смешанный симметричный вис, упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, упражнения на равновесие); на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание туловища из и.п. лежа на животе, руки впереди); на наклонной плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). Для повышения моторной плотности занятия группу можно разделить на две подгруппы: первая работает на гимнастической стенке, вторая — на гимнастической скамейке; затем группы меняются местами.

В конце основной части занятия ЛГ широко используется игровой метод ЛФК. Проводятся самые разнообразные (модифицированные и приспособленные для решения специальных задач коррекции) подвижные и некоторые спортивные игры. Они направлены на снятие психофизического утомления ребенка, развитие быстроты реакции, ориентировки, координации движений, обучение детей совместному взаимодействию для достижения поставленной цели.

В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение положением.

Продолжительность различных частей занятия зависит от уровня физической подготовленности детей, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп выполнения упражнений — обычно средний; в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера — медленный.

Дозировать нагрузку на занятиях корригирующей гимнастикой следует на основании оценки функциональных возможностей детей, определяя сдвиги ЧСС и ее восстановление после нагрузки.

Перед началом занятия следует также оценивать общую тренированность детей путем проведения простейших функциональных проб (20 приседаний, 30 подскоков) с изучением реакции и восстановления ЧСС и АД. О силе выносливости мышц-разгибателей туловища и мышц, обеспечивающих наклоны тела вправо и влево, судят по результатам двигательного теста. В нем определяется время удержания верхней части тела на весу в и. п. с опорой на бедра (на гимнастическом коне, столе и др.). Нормой считается: для детей 7 — 11 лет — 1 — 2 мин; 12—16 лет — 1,5—2,5 мин.

Силу и выносливость мышц-сгибателей туловища помогает определить следующий тест. Из положения лежа на спине нужно перейти в положение сидя без помощи рук, не сгибая ноги (они фиксируются). Нормой считается: для детей 7—11 лет — 15 — 20 раз, 12 — 16 лет — 25 — 30 раз (А. М. Рейзман, И.Ф.Багиров).

Прекрасным средством ЛФК при сколиотической болезни является плавание, которое оказывает оздоровительный, лечебный и гигиенический эффект. Занятия в воде обеспечивают естественную разгрузку позвоночника, вовлекают в работу большое количество мышц (живота, спины, конечностей), совершенствуют координацию движений. При плавании обеспечивается симметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста позвонков.Лечебное плавание показано почти всем детям, независимо от степени сколиоза. Оно противопоказано только при нестабильности позвоночника, когда разница между углом искривления на рентгенограмме в положении лежа и стоя составляет более 15°, а также по рекомендациям врача-специалиста. Основным стилем плавания при сколиозе является брасс с удлиненной паузой скольжения. При этом плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения; движения руками и ногами осуществляются в одной плоскости, симметрично; позвоночник максимально вытягивается; мышцы туловища статически напряжены. При подборе плавательных упражнений необходимо учитывать степень сколиотической болезни.Занятие лечебным плаванием также состоит из трех частей. Подготовительная часть (6 — 8 мин) включает упражнения на суше и подготовительные упражнения в воде. Основная часть (25 — 35 мин) включает изучение техники плавания и выполнение различных заданий, совершенствование имеющихся навыков плавания с удлиненной паузой скольжения и скоростное плавание. Для повышения эмоциональности занятия используют игры в воде. Заключительная часть (4—6 мин) включает самостоятельное плавание, игры в воде, организованный выход из воды. В комплексной программе восстановительного лечения, наряду с корригирующей гимнастикой и оздоровительным плаванием, используют лечебный массаж: классический лечебный, рефлекторно-сегментарный или точечный. Необходимо проведение не менее двух курсов в год, включающих 20 — 25 процедур, с постепенным увеличением продолжительности (от 15 — 20 мин вначале до 40—60 мин к 8 — 10-й процедуре).

При массаже необходимо дифференцированное воздействие на мышцы спины: укороченные, напряженные мышцы на стороне вогнутости дуги искривления позвоночника растягивают и расслабляют; растянутые и ослабленные мышцы на стороне выпуклости тонизируют и стимулируют

26. К специальным физическим упражнениям, применяемым при заболеваниях органов пищеварения, относятся:

- дыхательные упражнения (в частности, диафрагмальное дыхание);

- упражнения в расслаблении работавших мышц и на общее расслабление;

- упражнения для мышц брюшного пресса;

- упражнения для мышц тазовой диафрагмы;

- упражнения, способствующие оттоку желчи из желчного пузыря;

- упражнения, смещающие органы брюшной полости к диафрагме.

ЛФК при хронических гастритах и язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки назначается в период стихания обострения и в период ремиссии. Применение лечебной физической культуры при хронических гастритах должно учитывать характер нарушения секреторной функции желудка. При гастритах с нормальной и повышенной секреторной функцией занятия лечебной гимнастикой проводятся непосредственно перед едой (за 15-20 мин до приема пищи). С осторожность используются упражнения для мышц брюшного пресса (вводятся строго постепенно после полного стихания болевого синдрома). При хронических гастритах с пониженной секреторной функцией занятия лечебной гимнастикой рекомендуется проводить за 1,5-2 ч до еды. В комплексы упражнений шире включаются упражнения для мышц брюшного пресса и тазового дна.

При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки первые занятия при отсутствии противопоказаний проводятся в исходном положении лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами. Пациент обучается диафрагмальному дыханию (первоначально с небольшой, в пределах безболезненности, амплитудой движений брюшной стенки), используют упражнения для мелких мышечных групп кисти и стопы, упражнения в расслаблении. При полном стихании острых явлений интенсивность нагрузок постепенно увеличивается, упражнения проводятся в медленном и среднем темпе, исключаются упражнения, вызывающие значительное повышение внутрибрюшного давления.ЛФК используется при обеих формах дискинезии желчевыводящих путей в период ремиссии и при минимальных субъективных проявлениях заболевания.

При гипотонически-гипокинетической форме дискинезии занятия проводятся со средней нагрузкой, в среднем темпе с переходом на быстрый. Широко используют упражнения для мышц брюшного пресса и диафрагмальное дыхание. Исходные положения разнообразные в том числе лежа на левом боку для улучшения оттока желчи.

При гипертонически-гиперкинетической форме дискинезии желчевыводящих путей упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, избегают выраженных статических напряжений, особенно для мышц брюшного пресса. Интенсивность нагрузки на первых занятиях малая, затем постепенно увеличивается до средней. Обязательно используют упражнения в расслаблении отдельных мышц и полное расслабление.

24..Хар-ка основных заболеванийсердца и сосудов.Сердце – центральный орган кровеносной системы человека, который постоянно ритмически сокращается, как насос, обеспечивая, таким образом, нормальную циркуляцию крови в организме человека и кровоснабжение всех органов и тканей. При болезни сердца и сосудов возникают различные заболевания. Аритмии – различные нарушения ритма сердца, связаны с нарушением функции проводящей ткани. В норме человек не ощущает биения своего сердца и не обращает внимания на его ритм. Появление аритмии воспринимается человеком как сжимание, замирание сердца, перебои ритма, резкое хаотичное сердцебиение. Эти симптомы сопровождаются болями неприятными ощущениями в области сердца, хотя могут протекать и безболезненно. Пароксизмальная тахикардия характеризуется внезапным началом и внезапным окончанием приступа тахикардии, пароксизм обычно ощущается как приступ сердцебиения с отчетливым началом и концом. Иногда сопровождаются ощущением замирания сердца, чувством страха. Экстрасистолия – преждевременное сокращение сердца – может ощущаться как усиленный удар или замирание сердца. Тахикардия может появляться у здоровых людей при переутомлении, злоупотреблении кофе, крепкого чая, курения, при физических нагрузках; часто отмечается при неврозе и климактерическом периоде. Сердечная недостаточность – это патологическое состояние сердца, при котором оно неспособно справляться с полным объемом своей нагрузки для обеспечения нормального кровообращения. Причиной возникновения недостаточности могут быть различные заболевания сердца: ишемическая болезнь, пороки сердца, гипертоническая болезнь, миокардиты и миокардиопатии, перикардиты. Общие симптомы у больных характеризуются наличием одышки, цианоза губ, пальцев и кожи, отеки ног, перебои ритма сердца, частые приступы стенокардии. О возникновении сердечной недостаточности чаще всего свидетельствует одышка.гипертония – это хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, характеризующееся периодическим или стойким повышением (АД). Механизм возникновения гипертонии – повышение напряжения стенок мелких артерий, в результате чего происходит уменьшение просвета артерий, что препятствует свободному прохождению крови по сосудам. Причинами возникновения гипертонии принято считать нарушение гормонального баланса и обмена веществ в организме, нервные перенапряжения, стрессы, малоподвижный образ жизни. Инфаркт миокарда – самая тяжелая форма ишемической болезни сердца, развивается вследствие острой недостаточности кровообращения сердца в результате развития очага некроза в сердечной мышце. Атеросклероз – наиболее распространенное заболевание артерий, которое выражается в утолщении и уплотнении их стенок. Проявление атеросклероза сосудов сердца заключается в приступах стенокардии (боли в области сердца). Атеросклероз сосудов головного мозга приводит к головокружениям, главным образом при быстрой перемене положения тела, при резких движениях; ощущению шума в голове, ослаблению памяти.

Реабилитация после инфаркта миокарда включает двигательный режим, лечебную физкультуру и массаж. Физическая тренировка больных строится на принципе постоянно возрастающих нагрузок. Физические упражнения способствуют уменьшению или исчезновению приступов стенокардии, улучшению переносимости нагрузок, уменьшению числа обострений ишемической болезни, предупреждению рецидивов инфаркта миокарда, улучшению психологического состояния больных. Механизм действия физических тренировок пациентов с инфарктом миокарда (и вообще с ИБС) связан с положительным влиянием на гемодинамику (уменьшение ЧСС, артериального давления, повышение ударного и минутного объемов, сократимости миокарда), липидный обмен, а также с улучшением транспорта кислорода и кислородного обеспечения тканей, повышением толерантности миокарда к ишемии, экономизацией работы сердца.

В реабилитации больных ИМ выделяют три периода: стационарный, выздоровления и поддерживающий. После купирования болевого синдрома и при отсутствии тяжелых осложнений на 2-3-й день нахождения больного в стационаре для него назначают один из четырех функциональных классов и назначают соответствующую программу физической реабилитации, которая на стационарном этапе ориентировочно подразделяется на 4 ступени нарастающей физической активности. Для каждой ступени двигательной активности разработаны соответствующие комплексы лечебной гимнастики. Сложность упражнений, темп выполнения, затрачиваемая мощность и работа увеличиваются в соответствии со ступенью активности пациента.

На первой ступени (в условиях постельного режима) проводят комплекс ЛГ лежа на спине, включающий, как правило, лишь статические дыхательные упражнения, а также упражнения для мелких и средних мышечных групп, обучение энергичному повороту на правый бок. Длительность процедуры ЛГ- 10-12 мин; занятия проводят индивидуально. Рекомендуется присаживание больного с помощью медицинской сестры 2-3 раза вдень по 5-10 мин.

Вторая ступень (период палатного режима) включает сидение на кровати со спущенными ногами по 1/3 часа несколько раз в день, пересаживание на стул, ходьбу по палате. ЛГ (включая гигиеническую гимнастику) проводится индивидуально или же малогрупповым методом, в положении сидя, продолжительностью 10-15 мин.

Третья ступень двигательной активности содержит период от первого самостоятельного выхода в коридор до первой прогулки на улице. Больные ходят по коридору от 50 до 200 м в медленном темпе, сначала в 2-3 приема, а затем без ограничений, поднимаются на один пролет и позднее на один этаж лестницы. Назначают комплекс ЛГ, предусматривающий малогрупповые занятия в первоначальном положении сидя и стоя продолжительностью до 20 мин.

Четвертая ступень (свободный режим) включает выход на прогулку, ходьбу в темпе 70-80 шагов за 1 минуту на дистанцию 500-900 м в 1 -2 приема, затем темп ходьбы увеличивается до 80-90 шагов в 1 мин, а расстояние - до 1 - 1,5 км. Прогулки на улице до 2-3 км в 2-3 приема в темпе 80 - 100 шагов (или оптимальном для больного темпе).

Занятия ЛГ проводят групповым методом в положении сидя и стоя, расширяется интенсивность и плотность лечебной гимнастики.

При правильной активизации больных учащение пульса на пике нагрузки и в первые 3 мин после нее не должно быть более чем на 20 ударов в 1 мин, дыхания - на 10 дыхательных движений в 1 мин. Подъем систолического артериального давления не должен превышать 20-40 мм рт. ст., диастолического - 10 мм рт. ст. Если при расширении двигательного режима развиваются какие-либо осложнения и самочувствие больного ухудшается, допускается временное уменьшение объема физической нагрузки и снижения темпа активизации. Данная программа должна подготовить больных для перевода в отделение реабилитации или к выписке на амбулаторное лечение.

На стационарном этапе реабилитации физическая активность больных инфарктом миокарда включает утреннюю гигиеническую гимнастику, ЛГ, тренировки малых мышечных групп, дозированную ходьбу, ходьбу по лестнице, велотренировки, физические упражнения в воде, игры и др. Предусматривается 4 ступени активности с постепенным увеличением нагрузки. В процессе ЛГ выполняют упражнения в комплексе для всех мускулатурных групп в сочетании с правильным дыханием, специальные тренинги на равновесие, остроту внимание, координацию движений и правильное расслабление. Рационально использовать упражнения со снарядами и предметами. Длительность ЛГ увеличивается с 20 до 40 мин. Продолжительность тренировочной ходьбы возрастает с 300 м при темпе 70 шагов и ЧСС - 90-100 ударов в 1 мин до 2-3 км при темпе 100-120 шагов. Пиковые нагрузки (ЧСС - 100-120 ударов в 1 мин) рекомендуются 4-6 раз в день продолжительностью до 3-6 мин. Увеличивается расстояние прогулок с 2-4 км до 7-10 км общей продолжительностью от 1 -1,5 ч до 2,5 ч. Темп прогулочной ходьбы обязан быть менее интенсивным, чем тренировочной примерно на 10-20 шагов в 1 мин. Тренировочная ходьба по лестнице проводится через 2 ч после приема пищи от 1 до 3-4 раз в день. Темп подъема по лестнице может быть медленным, усредненным и быстрым. По возвращении домой больные должны уметь подыматься по лестнице без сторонней помощи на 4-5-й этаж. Тренировки на велоэргометре проводятся через день, а при хорошей переносимости и высокой толерантности к физической нагрузке - ежедневно. Подвижные и спортивные игры без элементов соревнования проводят под контролем инструктора ЛФК. Они обладают выраженным тонизирующим действием и создают благоприятный психоэмоциональный фон.Физическая тренировка не ограничивается только описанными видами ЛФК и может включать и другие мероприятия: лечебное плавание, специальные гимнастические системы и др.

Диспансерно-поликлинический период реабилитации для значительного числа больных, перенесших ИМ, является наиболее продолжительным. На этом этапе физическая активность больных включает ЛГ, дозированную ходьбу, спортивные игры, интенсивные физические тренировки (по показаниям).

Объем физической активности определяется в зависимости от функционального класса. По результатам проб с дозированной нагрузкой пациенты подразделяются на условные 4 функциональных класса (ФК), деление на которые основано на пределах максимального потребления кислорода. При I ФК ЛГ выполняется в тренирующем режиме до 30-40 мин (ЧСС - до 140 ударов в 1 мин). Широко используются спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, волейбол и др.), дозированная ходьба, пробежки, ходьба на лыжах, плавание. При II ФК ЛГ проводится в щадяще-тренирующем режиме до 30 мин с ЧСС до 130 ударов в 1 мин. Рекомендуется кратковременное (до 10 мин) участие в несост.язательных спортивных играх, дозированная ходьба, пробежки в умеренном темпе, езда на велосипеде, плавание под контролем медперсонала. При III ФК Л Г длится до 20 мин с ЧСС до 110 ударов в 1 мин. Рекомендуется ходьба в среднем темпе без ускорения. Больным противопоказаны бег, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде. С больными IV ФК проводятся только индивидуальные занятия ЛГ в щадящем режиме по 15- 20 мин с ЧСС до 90-100 ударов в 1 мин, рекомендуются прогулки в темпе 60-70 шагов в 1 мин без элементов ускорений.

Больным, перенесшим ИМ давностью не менее 4 месяцев и имеющим ФК II-III, показаны длительные физические тренировки в течение 12 месяцев по полчаса-час 3 раза в неделю с использованием гимнастических упражнений, бега, тренировок на велоэргометре, спортивных игр. Нагрузки должны составлять от 50-60% пороговой в начале и до 80-90% - к концу года. Для больных IV ФК тренировки проводятся в стационаре до 8 недель с нагрузкой 50% от индивидуальной пиковой (пороговой) мощности (обычно 50-100 кг* м/мин) 5 раз в неделю, начиная с 3 мин и до 30 мин.

Противопоказания к длительным физическим тренировкам: аневризма сердца и аорты, стенокардия малых напряжений, покоя и нестабильная стенокардия, выраженные нарушения и сбои сердечного ритма, а также проводимости, недостаточность кровообращения 2-й степени и выше, повышение диастолического давления выше 110 мм рт.ст., нарушение функции опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания, препятствующие проведению тренировок.

25.характеристика основных заболеваний ОД.Абсцесс легкого острый (абсцедирующая пневмония). Называется более или менее ограниченная полость, образующаяся в результате гнойного расплавления легочной ткани. Возбудитель-различные микроорганизмы. Характерно снижение общих и местных защитных функций организма из-за попадания в легкие и бронхи инородных тел, слизи, рвотных масс – при алкогольном опьянении, после судорожного припадка или в бессознательном состоянии. Болезнь начинается остро: озноб, повышение температуры, боли в груди. После прорыва гноя в бронх выделяется большое количество гнойной мокроты, иногда с примесью кропи и неприятным запахом. Абсцесс хронический. Длительно текущий нагноительный процесс, который является исходом острого абсцесса. Во время ремиссии-- жалобы на кашель с небольшим количеством мокроты, иногда кровохарканье,небольшое повышение температуры тела, потливость, зябкость, одышка прифизической нагрузке. В периоды обострений повышается температура, значительно увеличивается количество мокроты. Бронхиальная астма. Хроническое рецидивирующее заболевание с приступами удушья или астматическим статусом из-за спазма бронхов, отека их слизистой,повышенного выделения бронхиальной слизи. Выделяют 2 формы бронхиальной астмы --инфекционно-аллергическую и атоническую с приступами удушья различной интенсивности, между которыми состояние больных может быть удовлетворительным. Приступ может начинаться обильным выделением жидкости из носа, неудержимым кашлем, затрудненным отхождением мокроты, одышкой. Бронхит острый. Острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Вызывается вирусами, бактериями, иногда развивается под воздействием физических (холодный воздух в сильныймороз) и химических факторов (, сернистый газ, лаки, краски ит.п.).Начинается на фоне насморка, ларингита. Беспокоит сухой, иногда влажный кашель, чувство разбитости, слабость,повышается температура. Бронхит хронический. Длительно текущее, необратимое поражение всех крупных,средних и мелких бронхов. О хроническом бронхите говорят, если в течение двух лет подряд кашель продолжается не менее 3 месяцев в году. Начало постепенное: кашель по утрам с отделением слизистой мокроты, который постепенно начинает возникать и ночью, и днем, усиливаясь в холодную и сырую погоду, с годами становится постоянным. Бронхоэктатпческая болезнь. Приобретенное заболевание характеризующееся хроническим нагноительным процессом в необратимо измененных и функционально неполноценных бронхах преимущественно нижних отделов легких. Причиной его не являются другие заболевания (туберкулез,абсцесс и др.). Болеют преимущественно в детском и молодом возрасте, чаще Инфаркт легкого. Заболевание, развивающееся в <

Наши рекомендации