Поиски неразборчивые и настоящие

То, что я собираюсь рассказать вам, демонстрирует исключительно важный принцип. Один человек, путешествуя на Восток, проездом оказался в Лондоне. Он связался со мной и попросил «направить его», по его же выражению, к восточным учителям. Он заранее наметил себе маршрут поездки и хотел бы объединить его со своим, как он это назвал, поиском.

Вы можете предположить, что в данном случае мы имеем дело с вопросом удобства. И действительно, почему бы ему не завернуть к знающим и святым людям и не получить в результате пользу, если это по пути?

Дело в том, что подобного рода мышление произрастает из наиболее губительного предположения, которое мотивируется командующим «я». Человек считает, что он хозяин своего выбора; что он может заглянуть к мистику и кое-что получить от такого контакта; для него это то же, что понюхать розу, купить в магазине фунт масла или полюбоваться каким-нибудь туристическим зрелищем, только «на более высоком уровне», конечно. Итак, мой знакомый спросил меня: «Есть ли у вас кто-нибудь в Читагонге?» Заметьте, он ведь мог просто сказать: «Я собираюсь в Читагонг» и больше не говорить об этом ни слова, предоставляя своему собеседнику возможность откликнуться: «Постойте-ка, я знаю там одного человека, и вам было бы полезно его посетить». И, странное дело, из-за того, каков проситель, пришлось ответить так, как обычно отвечают человеку, которого не желают знакомить с лучшими друзьями: «Нет, извините, я никого не знаю в Читагонге». Тогда он стал настаивать, и мне пришлось сказать: «Во всяком случае, я не знаю никого в Читагонге, кто был бы вам полезен».

Командующее «я» убеждает человека, что он может извлечь пользу из контакта с высшим всегда и везде. Этот человек (искатель с многолетним стажем) в результате пренебрежения простыми фактами, опирался на свое предположение, что его состояние вполне пригодно для получения пользы, — все равно, как если бы слепой сказал вам, что хочет на что-то взглянуть.

Здесь возникает забавная дихотомия[11]ситуации на то, что реально, и то, что человек принимает за реальное, а именно: он верит, что действует целенаправленно, отправляясь куда-то на поиски кого-то, кто ему что-то скажет или проинструктирует тем или иным образом. На самом же деле подобные действия случайны, потому что у такого искателя нет шансов найти правильного человека в правильное время и в правильном месте, человека, который бы соответствовал его особым нуждам. Помните, что все мы личности и наше развитие может происходить только в соответствующих условиях, необходимых для подобного процесса. В этом разница между поиском, осуществляемым наобум, и по-настоящему эффективным поиском.

Как же проинформировать такого человека?

Всю жизнь его кормили детской кашей в виде следующего принципа: «Все, что ты должен делать, — это бороться». И еще его наставляли быть разборчивым, не наделив, однако, способностью выбирать, не обучили его борьбе.

Наша работа состоит в том, чтобы помочь человеку научиться выбирать. Это нелегко, ведь многие предполагают, что уже умеют выбирать. Человек, о котором я рассказываю, однажды посетовал мне на то, что вот, мол, другого искателя я послал посетить кого-то в одном отдаленном месте, а ему поехать туда не позволил. А тот, другой, напротив, посетовал, что, встретясь с человеком, к которому я его направил, не услышал от него ни слова на мистические темы. Тот, к кому я его послал, оказался переплетчиком, погруженным в свои профессиональные занятия. Хуже того, как высказался посетитель, в присутствии этого переплетчика он не ощутил ничего таинственного. Разыскивая не то, что надо искать, он потерял шанс найти то, что нужно. Я же послал его к переплетчику. Только и всего!

Повторное заражение

Самоуважение является врожденным качеством, но вы можете повторно заразиться им от любого другого человека, если не выработаете в себе иммунитет.

Простое наблюдение за тем, как при некоторых обстоятельствах в ваших действиях и реакциях проявляются застывшие формы самоуважения, развитию иммунитета не способствует. Иммунитет образуется, когда вы практикуете особое искусство, предотвращающее гипертрофированное развитие самоуважения.

Ритуал

Ритуал может быть важным.

Однако, если вы исходите из неподдельного стремления помочь человечеству подняться, то менее всего следует поощрять к участию в ритуалах людей, склонных к ритуализ-му. Дело в том, что истинный ритуал абсолютно функционален, тогда как человек, имеющий склонность к ритуализму, что бы он ни воображал, на самом деле привержен форме, а не содержанию.

Когда вы слышите его страстные и порой убедительные объяснения, будто он совсем не ощущает себя ритуалистом, знайте, вы слышите автоматические самооправдания вошедшего во вкус человека.

Основная задача подлинного обучения в том, чтобы понять «идолопоклоннические» процессы, которые, как бы их ни освящала «традиция» (процесс повторения), неблагоприятны для истинного развития человека.

Азот

Люди, как правило, надеются извлечь из доступных материалов и сконцентрировать нечто, обладающее величайшей ценностью. Несомненно, это можно сделать, однако, тех, кто в состоянии делать, от тех, кто просто верит, что может, отличает способность. Способность означает не только умение создать концентрацию и произвести извлечение. Она подразумевает также знание, что надо извлечь и как надо концентрировать. Учения всех мудрецов, если их сконцентрировать соответствующим образом или, точнее, несоответствующим образом, станут ядом. Если вы отделите какой-то один элемент от другого и притом возьмете слишком большое количество какого-либо элемента, вы пострадаете.

Вас окружает воздух, смесь из газов. Предположим, вы извлечете из этого состава только азот. Затем, предположим, вы сконцентрируете его и приметесь дышать чистым азотом без каких-либо примесей. Через нескольких минут вы умрете, причем самым скверным образом.

Даже если вы установите существование кислорода и увеличите его концентрацию и количество, — это также не будет гарантией необходимого результата.

Итак, что вы предпочитаете: веру или знание?

Наши рекомендации