Работать в пределах ограничений
Любая работа проводится в рамках тех или иных ограничений, всякое действие, которое только можно вообразить или описать обычным способом. Чтобы что-нибудь сделать, вы должны располагать соответствующими средствами — необходимыми материалами, людьми, возможностями, которые предоставляются временем и местом. Вы также должны производить свою работу в некоем формате, в определенных рамках. Если вы, например, собираетесь подобрать мебель для комнаты, оформить ее интерьер, вам нужно действовать, принимая во внимание размеры этой комнаты. Ваша цель — сделать что-то в пределах ограничений, содержащихся в ситуации. Ограничения здесь можно было бы заменить другим словом — подчинением чему-то.
Вы хотите отопить комнату. У нее есть определенные размеры, определенное пространство. Собираясь обогреть комнату, вы подчиняетесь ее условиям, повинуетесь комнате, которая говорит вам: «Для того чтобы натопить меня, у тебя должно быть столько-то угля, электричества или газа».
Любая человеческая жизнь, в которой мы принимаем участие, ставит перед нами вопрос достижения максимального результата в рамках существующих ограничений. Ограничения являются командующими элементами, которым мы «служим». Тот факт, что мы притворяемся, будто не подчиняемся нашему окружению, ничего не меняет. Даже когда вы «преодолеваете препятствия», вы служите этим препятствиям уже тем, что признаете их и принимаете во внимание. Вы не можете относиться к ним безразлично. «Завоевание» пространства осуществляется в границах, навязанных человеку окружающим миром. Человек строит летательные аппараты в соответствии с требованиями, которым эти аппараты должны отвечать, не пытаясь заменить имеющиеся требования какими-то другими.
Действуя подобным образом, человек ставит себя в подчинение тому незыблемому порядку вещей, который ему открылся.
В нашей работе человек тоже служит принципам этой работы, подчиняясь условиям, поставленным ею самой. По крайней мере, на начальном этапе он находится в состоянии служения и ему следует осознавать это.
Что такое самоисследование
Ведите дневник. Ежедневно записывайте в него все, что произошло с вами или поразило вас своей значительностью. Спустя некоторое время начните изучать свои записи и постарайтесь увидеть, как ваше поведение было отчасти продиктовано желанием раздуть собственную важность. Постарайтесь также увидеть, какие полезные или интересные обстоятельства сопровождали каждое событие.
Почему отказано в некнижном изучении
Мы принимаем любого, кто хочет учиться без книг, при условии, что человек достиг стадии, когда ему уже нечему учиться из книг. Следовательно, когда вы больше не будете задавать вопросы, ответы на которые содержатся в книгах, вы сможете вместе с нами погрузиться в область изучения некнижного знания. Опять-таки мы будем учить вас без книг при условии, что вы не совершаете действий, освещаемых в текстах как поверхностные (и, таким образом, поддающиеся исправлению благодаря печатной информации).
Фактически на самом деле мы всегда упорно ищем людей, способных учиться без книг. Таких трудно найти. Однако существуют тысячи, может быть, даже миллионы тех, кто всего лишь имеет желание учиться не по книгам.
Нагревание воды
Запуск новой фазы обучения становится проблематичным всякий раз, когда мы проецируем высшие идеи в общество, уже подготовленное для этого процесса, однако все еще привязанное к более низким, предварительным идеям.
Это можно описать посредством такой аналогии.
Если сейчас вода теплая, а прежде была холодной, она может считать своей наивысшей целью оставаться теплой и не охлаждаться. Любая холодная вода будет оцениваться как плохая, а любая теплая — как хорошая, и в то же время промежуточное состояние (между теплой и холодной) будет восприниматься как состояние борьбы, стремление избежать холодного и достичь теплого рубежа.
Однако, если появляется возможность, позволяющая нам считать «теплое» ступенью на пути к «горячему», вся картина меняется и акценты должны быть расставлены иначе.
Имея дело с нашей водой, вам не удастся просто увеличить количество тепла. Ситуация здесь такова, что нам, скажем, необходимо перелить воду в другой сосуд, чтобы продолжать нагревание. В этом примере мы, конечно, подразумеваем работу с людьми, а не опыты с водой.
Люди в большинстве современных культур считают определенные принципы и качества не только существенным фактором сохранения своего сообщества, но относятся к ним как к своего рода талисманам, которые обязательно подействуют при правильном и достаточно энергичном использовании.
В действительности подобное мышление примитивно.
Преданность, правдивость, усилия, рвение и так далее — все это качества, подготавливающие человека для высших усилий, высшего понимания, для того, чтобы он стал более высоким существом. Но они не приводят к подобным результатам, если люди лишь автоматически развивают в себе перечисленные свойства до крайней степени. В действительности они способны образовать в человеке и в группе статичную ситуацию, если довести их присутствие до предела.
Упомянутые качества чрезвычайно важны в социальной и общественной областях.
Для последующих шагов насущно необходимы результаты, производимые ими, а не они сами.
Почему люди избегают Учения
Современный человек, подобно примитивному туземцу, в значительно большей степени, чем сам подозревает, натренирован узнавать то или иное по ярлыкам.
В конце концов он уподобляется дрессированной собаке — она облает любого, кто похож на врага, и в то же время сожрет баранью ногу, которую вор нашпиговал цианистым калием.
В результате некоторые наиболее важные высшие учения не опознаются подобными людьми как сколько-нибудь относящиеся к области трансцендентного.
Можно ли удивляться тому, что такие личности пребывают в замешательстве.
Поэтому-то и было сказано: «Прежде, чем у тебя появится нужда в знании, тебе может понадобиться информация».
Пути понимания Учения
Часто люди жалуются на свою неспособность понимать Учение или какую-либо его часть.
На самом деле их проблема проста; они сами усложняют ее.
Две главные сложности, которые люди сами привносят в ситуацию, могут быть разрешены с помощью правильного контакта с подлинной суфийской группой.
1. Вы должны знать, является ли та или иная предложенная вам вещь доступной пониманию на вашем уровне, или же вы пытаетесь понять что-то на несоответствующей стадии и вне контекста. Предполагать, что вы способны понимать абсолютно все и всегда без необходимой на то подготовки, — абсурд.
2. Вы способны понимать почти бесконечно больше, чем сейчас. Вам нужно только отказаться от жажды ничтожных удовлетворений или хотя бы научиться ее контролировать. Здесь я имею в виду, что человек должен быть способен отстраниться от жадности к знанию, к таким вещам, как внимание окружающих, то есть от желания, чтобы о нем думали, что он такой или этакий. Если человек по-настоящему учится, он должен перестать играть в психотерапевтические или социальные игры, называя их «попытками учиться», или «общением с мудрыми людьми», или «священнодействием». Изучающие смогут прийти к пониманию эзотерических вопросов, когда перестанут неразборчиво, «на убой» закармливать свои внешние «я» поверхностными материалами, называя эту информацию важной. У людей появится возможность начать обучение, когда они будут готовы допустить следующее: даже сами свидетельства «чего-то высшего», проявляющиеся в человеке, на самом деле могут быть ненадежными и даже загораживать реальные восприятия.
3. Если вы хотите учиться, а не только играть в учебу, для начала уясните вероятность того, что вышеприведенные замечания могут быть верны и являются такими же или даже более надежными, чем знакомые вам упрощенные схемы.
Виртуальность
Какая польза от рубина в шахте?
Фактически он виртуален.
Разница между неиспользованным рубином и нереализованным человеком в том, что, когда рубин добыт, его можно использовать после обработки. Но человек, думающий, будто что-то знает, и не применяющий это знание на практике, на самом деле не знает ничего. Если бы он знал, то был бы вынужден действовать.
Взгляд на несоответствие
Потратьте немного времени, чтобы поразмыслить над преднамеренно допускаемым несоответствием.
Во-первых, обратите внимание на такой малоизвестный факт, что человек, подвергнутый воздействию предумышленных несоответствий, получает возможность быстро адаптироваться к новым и незнакомым вещам. Все новое, каким бы полезным оно ни оказалось в результате, часто кажется несоответствующим, несуразным. Способность видеть, что находится за пределами несоответствия, тождественна способности к адаптации.
Во-вторых, осознайте, что несоответствие, научись вы сталкиваться с ним, будет стимулировать ваши глубинные чувства и поможет им начать работать на высшем уровне. Большинство людей не позволяет себе посмотреть в лицо несоответствию, если оно внезапно возникает в их жизни. Они избегают его, таким образом, лишая себя стимулирующего эффекта, который заложен в природе этого феномена.
Помните, что бесполезных часто людей раздражают любые несоответствия, независимо от того, стоит ли за несоответствующей внешностью нечто полезное для них или нет. Экстремальные примеры подобных несоответствий уже стали комическими. Но как быть с миллионами случаев, когда мы отказываемся увидеть что-то важное только потому, что не в силах вынести чувство неудобства, заключенное, как нам кажется, в самой ситуации.
Кроме того, алчного человека появление несоответствия побуждает впечатляться. Винить в этом надо скорее алчность, чем само несоответствие. По этой, как, впрочем, и по другим причинам, людей призывали отбросить алчность.
Люди, чье поведение, слова или внешний вид не соответствуют окружающей обстановке, могут привлекать к себе других — тех, кто просто ценит несоответствие как самостоятельное явление.
Это происходит с такой регулярностью, что стало уже неизменным правилом или законом и может быть с легкостью отмечено всяким, кто не находится в плену каких-то противоположных выдуманных убеждений.
Несоответствие может стать самоцелью.
В прошлом многие считали, что само несоответствие и есть проявление внутренних качеств. Однако это не всегда так. В данном случае люди вывели факт из ряда совпадений.
Когда и где?
Уже более тысячи лет суфийские мыслители указывают на некоторые факты, например:
«Схоласты мыслят столь неестественным образом, что никогда не позволят себе понять суфийские принципы, зато одержимы классификацией и хронологией».
Услышав или прочитав эти слова, ученые скажут: «Да-да, скорее всего, так оно и есть, но интересно, кто первым высказал подобную мысль и когда?»
Что у тебя есть?
Когда человек думает, что у него есть все, он, возможно, способен получить то, в чем действительно нуждается.
Когда человек думает, что у него есть кое-что, — у него вообще ничего нет.
Когда человек думает, что у него нет ничего, он, может быть, способен кое-что получить.
Когда он думает, что должен давать, ему не следует даже пытаться. Когда он думает, что не способен давать, возможность отдавать (и приобретать) приближается к нему.
Уход от мира
Внутренняя работа происходит в обычном мире, но она не может совершаться любым человеком, если его просто привлекает эта идея, а в действительности он не в состоянии ни удалиться от мира, ни участвовать в его делах.
Уход от мира бесполезен для тех, кого привлекает отречение и уединение.
Вряд ли существуют подлинные монахи.
Таковыми, скорее всего, оказались бы люди, чувствующие себя одинаково естественно и в уединении, и в среди людей.