Трансформация этнокультурного облика
РУССКОГО НАРОДА
Как и в большинстве регионов мира этнокультурный облик русских с рубежа XIX-XX вв. стал претерпевать кардинальные изменения. Причиной этого были процессы бурного индустриального развития и урбанизации, приводящие к распространению общемировых форм культуры и тем самым нивелировке этнокультурных различий как между этносами земли, так внутри самих этносов.
Изменялись особенности этнических процессов происходящих и у русских. Если на первых этапах этнической истории для них была характерна в основном внутриэтническая дифференциация, проявлявшаяся в формировании этнографических и субэтнических групп, то в последующее время начали преобладать консолидационные процессы. Этому способствовали интенсивные миграции населения, а также развитие средств массовой информации – печати, а затем радио и телевидения.
В значительной степени стерлись различия между этнографическими группами, за исключением тесно связанных с природной средой, в частности, жилищно-хозяйственных комплексов. Что же касается субэтносов, то они в своем большинстве фактически растворились среди общерусского этнического массива. Примечательно, что в материалах переписи 2002 г. фигурируют только три русских субэтноса – поморы, казаки и камчадалы, хотя в действительности их число значительно больше. Возможный в будущем процесс регенерации субэтнических общностей русского народа будет связан в первую очередь со стремлением лиц, относящих себя к ним, получить определенные политические, социальные и экономические преимущества.
Кардинальные изменения претерпела русская традиционная культура.
Для верхов эти изменения начались довольно рано – с петровских реформ, ориентировавших социальную элиту русского общества на следование западноевропейским нормам культуры. Очень быстро трансформировался быт, архитектура, одежда и пища, изменения коснулись даже вербального общения в дворянской среде, когда нормой его становится использование французского языка.
Что же касается народных масс, то значительную роль в изменении их культуры, долгое время сохранявшей традиционные формы, сыграла отмена крепостного права в 1861 г. и последовавший после нее процесс бурного развития промышленного производства. В результате быстро увеличивалась численность и доля в составе жителей страны городского населения, ориентированного на общемировые формы культуры. Горожанами постепенно становилась значительная часть сельского населения, избыток которого был значителен уже с сер.XIX в. Немалую роль в этом процессе сыграла столыпинская реформа, приведшая к разорению части крестьянства и превращению его в городской пролетариат. Культура индустриального общества активно вторгалась в сельскую среду, вытесняя, хотя далеко не полностью, формы культуры традиционной.
При общей тенденции разрушения традиционной культуры были и времена ее временной регенерации, например, в конце 1910-начале 1920-х годов, когда в результате сначала Первой мировой войны, затем двух революций и гражданской войны упал уровень жизни населения и его платежеспособность, и произошел рецидив натуральных форм хозяйства. Но затем сильнейший удар по ней был нанесен коллективизацией рубежа 20-30-х годов XX в., которая привела не только к разрушению основ крестьянского уклада, но и в значительной степени к изменению менталитета русского этноса. Тенденции вытеснения традиционной русской культуры способствовал и быстрый рост у русских именно в советское время доли горожан и соответственно снижение доли сельского населения, которое в 1939 г. составляло 62,2%, в 1959 г. – 45%, в 1989 г. – 22%, в 2002 г. – 23,3%.
Трансформация традиционной культуры имела свои особенности. Одни ее элементы практически полностью исчезли, другие сохранились, причем степень их сохранности весьма различна. Кардинальные изменения характерны для хозяйственной деятельности, особенно в общественном производстве, меньше они затронули личные хозяйства колхозного в советское время крестьянства. Большей степенью сохранности отличаются сельских жилищно-поселенческие комплексы, что сказалось в особенностях планировки населенных пунктов и крестьянских усадеб, употребляемых материалов, техники строительства. Вместе с тем в интерьере жилых строений произошли значительные изменения – отоплении и освещении, используемой мебели и утвари. Исчезли некоторые виды хозяйственных построек, уменьшились размеры существующих. Традиционная одежда с распространением покупных тканей и форм так называемого общеевропейского покроя почти полностью вышла из употребления. К настоящему времени в широком повседневной бытовании сохранились только некоторые общие виды ее – шапка-ушанка, сапоги и валенки, тулупы и полушубки. При значительном распространении заимствованных продуктов и блюд характерно сохранение этнических традиций питания, в частности, значительное употребление мучных и крупяных блюд, в том числе и хлебных изделий.
Более существенные, нежели в сфере материальной культуры, изменения коснулись общественных отношений и духовной культуры. К началу 30-х годов полностью исчезла такая форма хозяйственного объединения, как крестьянская община. Навязанная крестьянскому населению колхозная система только отчасти воспроизводила общинные отношения. Произошли изменения в семейной сфере – повысился брачный возраст, подавляющее большинство браков стало заключаться по взаимному согласию молодых, почти исчез такой тип семьи, как большая, численность малых семей уменьшилась из-за снижения уровня рождаемости.
В обрядности жизненного цикла наблюдается почти полное исчезновение родильных обрядов, большее их количество присутствует в современной свадьбе, хотя и в игровой форме. Примечательно, что погребальная обрядность, особенно в сельской местности, не только сохранила свою структуру, но значительное количество характерных для нее ритуальных действий.
Отправление календарной обрядности, тесно связанной с христианской религией, в послеоктябрьский период подверглось преследованию и более или менее последовательно совершалось только людьми старших возрастов. Лишь особо значимые праздники, например, Пасха, Троица отмечались значительной частью населения. Но при этом, как правило, совершалось небольшое число приуроченных к ним обрядовых действий: окрашивание яиц и выпечка куличей к Пасхе, украшение построек ветвями деревьев на Троицу.
В советское время предпринимались попытки создания новой, безрелигиозной, обрядности - как жизненного цикла, так и календарной. Некоторые вошли в традицию – участие в демонстрации 1 мая и 7 ноября, военно-праздничное шествие в День Победы, профессиональные праздники.
Целенаправленная борьба с христианством принесла свои плоды – количество верующих резко сократилось. Примечательно, что в области дохристианских верований у части населения, особенно в сельской местности, до сих пор сохраняется комплекс связанных с ними представлений – заговорная традиция, наличие лиц, считающихся специалистами в сакральной сфере – колдунов и знахарей, вера в существование домовых, леших и прочих существ так называемой низшей демонологии.
В настоящее время именно в сельской среде продолжают бытовать традиционные формы культуры, прежде всего в материальной сфере, но в определенной степени в рамках общественных отношений и духовной культуры.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Русские (отв.ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук)/Народы и культуры. М.,1997.
Народы Европейской части СССР (под ред. В.А.Александрова, К.Г.Гуслистого, В.К.Соколовой; отв.ред. К.В.Чистов). Т.I/Народы мира. М.,1964.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры (отв.ред.К.В.Чистов). М.,1987.
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.,1991.
Материалы и исследования по этнографии русского населения европейской части СССР/ТИЭ, нов.сер. Т.LVII. М.,1960.
Русские: Историко-этнографический атлас. Вып.1. М.,1967. Вып.2. М.,1970.
Бузин В.С. Этнография восточных славян. СПб.,1997.
Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.,1989.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991.
Русские: Этносоциологические очерки. М.,1992.
Литература к разделам