Количество часов за год – 170 ч

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что

русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения

знаний в разных сферах человеческой деятельности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной

и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного

решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает

готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

· представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

· осознание своей этнической и национальной принадлежности;

· развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

· развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

· становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

· становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

· развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

· формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

· развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

· ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

· развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

· понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

· .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

· осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

· ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

· представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

· принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

· планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

· учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

· контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

· оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

· самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

· понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

· использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

· воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

· анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

· использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

· анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

· осуществлять синтез как составление целого из их частей;

· овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

· ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

· осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

· осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

· составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

· выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

· участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

· учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Наши рекомендации