По мере отдаления во времени событий 1945 -1985 г.г. становится объективнее и беспристрастнее их оценка.
Сегодня немало идей, возникших в практике работы учреждений культуры в период 1945-1985 г.г., оказываются востребованными, в особенности те, которые касаются организации досуга детей, подростков, людей пожилого возраста. Не утратил своей значимости опыт создания любительских объединений, самодеятельных художественных коллективов, проведение различных фестивалей, конкурсов и т.д.
Социально-культурная деятельность
В постсоветский период
События 90 – х годов – изменение политического строя, переход к рыночным отношениям – существенно повлияли на изменение социокультурной ситуации в России. Всей отрасли культуры пришлось пройти серьезное испытание на прочность – время потребовало отказа от идеологических штампов, формирования новых теоретических и технологических подходов.
Принятие в 1992 году Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников, начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. Появились новые типы досуговых учреждений: Центры культуры и досуга, Дома ремесел, Национальные культурные центры и т.д.
В это же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В аппарате государственного управления акцент делался на функциях координации, информации и методического обеспечения работы учреждений культуры.
Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Признавая социальную полезность культурных услуг, государство предусмотрело границы для развития рыночных отношений в культуре, а также протекционистские меры (налоговые и иные льготы, систему бюджетного финансирования и т.п.) ее поддержки.
С начала 90 – х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных и региональных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.
Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций.
С принятием в 1991 году закона «О предпринимательской деятельности» трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.д. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: ночные клубы, казино, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организация отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходящих в культурных интересах и досуговых ориентациях людей.
Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры. В системе средне-специального образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей изучение культурологических дисциплин.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий. Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры стали решаться путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные и социально-культурные проблемы.
Экономическая ситуация в стране в 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры.
Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от ноября 1992 года) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е годы менее 1 % в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств.
В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении учреждений культуры сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в результате ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Учреждения культуры уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
В этот период существенно обостряются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
С 90-х годов все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень дохода человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений.
Таким образом, для того чтобы понять направление реформ, необходимо обобщить все, что было достигнуто в сфере культуры и искусства за перестроечные годы – сложнейший для страны период перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу
За короткий срок в России было создано правовое поле для реализации новой культурной политики. Были обеспечены условия для свободы творчества, развития в культуре новых инициатив, проектов, организаций, основанных на любых формах собственности, в любых организационно-правовых формах. Организации культуры стали полноценными участниками рыночных отношений: им были предоставлены хозяйственная самостоятельность и право на альтернативные источники финансирования; для них были введены свободное ценообразование и гибкая система оплаты труда.
Сказанное не означает, что реализация этих закрепленных законодательно принципов протекала безболезненно
С конца 1980 – х годов до начала 2000 года процесс формирования новой культурной политики в России сталкивался с колоссальными сложностями финансового и иного характера, но магистральная линия была определена – она не менялась. И это, очевидно, принесло положительные результаты.
В стране действует и развивается сеть государственных и муниципальных организаций культуры: музеев, театров, клубов, детских музыкальных и художественных школ, библиотек, приобщающих людей к прекрасному, сохраняющих культурной наследие России для будущих поколений. Они не только выжили в трудные постперестроечные годы, но стали развиваться во многом благодаря свободе хозяйствования, государственному финансированию и благотворительным поступлениям от доноров. Одновременно в России вырос и окреп негосударственный коммерческий сектор в культуре, создающий инновационную культурную составляющую общества.
Все эти и иные положительные тенденции в развитии культуры были бы невозможны без государственной политики, опирающейся на осознание значимости культуры для развития полноценного гражданского общества.
К 1970 г. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Это было обусловлено не только ростом числа театров и концертных организаций, но и новыми формами общения со зрителями и слушателями. Театры Москвы и Ленинграда, других городов стали формировать творческие бригады для обслуживания сельского населения. Выездные концерты и спектакли начали входить в практику работы творческих коллективов практически всех крупных городов. Театральные и концертные организации стали заключать договоры о творческом содружестве с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Роль организаторов досуговых мероприятий брали на себя профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления: различные советы, комиссии, комитета и т.д. На многих предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях после окончания работы или занятий проводились лекции, беседы, организовывались экскурсии на выставки, в музеи, коллективные выезды в театры, устраивались концерты и вечера отдыха. При промышленных предприятиях действовали спортивные секции, клубы, группы здоровья. В цехах крупных предприятий организовывались кружки художественной самодеятельности.
Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела а связи о развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства, В новых условиях в целях расширения возможностей людей для осуществления досуговых занятий домоуправления выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использовались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищны4мероприятий, Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские “комнаты”. Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: дворцов и домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.
В 70-80-е гг. в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы “одомашнивания” досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение. Это коснулось, в частности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов. Но параллельно с этим явлением широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодёжной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании с ориентацией на “уличное” общение, “молодежные - вечеринки”, “подпольные” рок-группы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодёжные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры, объединения фанатов (фанов) спортивных клубов и др.
И молодежь, и люди более старших возрастов проявляли повышенный интерес к неоформленной институционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабы ее расширились, возникали новые виды любительских объединений, например, клубы любителей бега и др. Любительская деятельность нередко выливалась в художественное творчество, приобретавшее характер домашнего “хобби”, реализовывавшееся в кругу семьи, дружеских компаниях.
В 70-80-е гг. продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и слабо организованные формы. Надо заметить, что развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, средств водного передвижения.
Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распространение.
Наряду с различными проявлениями внеинституциональной культурной активности населения в сфере досуга в описываемые годы появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности. Примерами могут служить создававшиеся с 1972 г. в различных городах - Новосибирске, Салехарде, Москве - фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры учредителями которых выступали местные молодежные организации (впоследствии они были преобразованы.в молодежные центры досуга), различные самодеятельные коллективы при детских и юношеских организациях учреждениях культуры неклубного типа, самодеятельные дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями. Возникнув первоначально в крупных городах, это движение стало постепенно втягивать в свою орбиту и более мелкие населенные пункты городского типа, а также сельские поселения.
В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными домами культуры создавались детские музыкальны школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.
Происходила структурная половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.
В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жителей проживающих в малочисленных, удаленных от центральных усадеб населенных пунктах с начала 7О-х гг. начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам, красным уголкам расположенным на территории хозяйств, сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании единого плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединившие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.
Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек. В масштабе района или группы районов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.
Структурные изменения с системе культурно-досуговых учреждений в определённой мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений Но кардинального поворота к ликвидации существующей диспропорции между культурными запросами населения и их удовлетворением через общественные формы организации досуга не произошло. Так, централизованные клубные системы не были обеспечены соответствующими кадрами и транспортными средствами, предусмотренными в Положении о них, в силу ограниченного финансирования сферы культуры и отсутствия других источников поступления материальных средств. Это в значительной мере снизило эффективность их работы.
Существенные издержки были и в процессе централизации библиотек и музеев. Централизация библиотек, например, привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей его части в центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к единообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии. Централизация музеев также не всегда соответствовала задуманным планам. Шаблон в подходе к созданию музейных объединений приводил к тому, что централизация нередко осуществлялась без учета конкретных социальных и экономических условий, без предварительной научной проработки.
Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры, сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении оказались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии досуговой сферы. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превышающем 100 тыс. человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения, а каждое 3-е театральное здание было непригодно к использованию. Более половины концертных организаций не обладали собственными зданиями. Не было художественных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и областного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кем. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоянии, а книгохранилища их были перегружены.
Свыше 17 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения более 300 чел. не имели стационарных клубных учреждений, каждый 3-й государственный клуб работал в неприспособленном здании, а 2,5 тыс. клубов - в аварийных.
В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образованных в высших учебных заведениях страны.
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падении престижа этих учреждений в глазах населения, Вофициальных документах отмечалось, что система специального образования в значительной степени работала на восполнение потерь, связанных с текучестью кадров.
События 90-х изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников. Появились новые виды досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений Так, например, Московский государственный институт культуры получили статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры, в академии культуры и искусства были преобразованы некоторые другие вузы культуры и высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы профессионального искусства (в частности, ГИТИС стал именоваться Академией театрального искусства и т.д.). В системе среднего образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей в себя изучение культурологических дисциплин.
Изменились источники финансирования учреждений культуры. На ряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и
организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты.
Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в. организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2% от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е гг. менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки, другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями в обход законодательства учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не
хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Культурно-досуговые учрежденияуменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностям в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности, решение которых предстоит искать все последующие годы.