Особенности развития и индивидуальные возможности детей
(с учетом имеющихся отклонений развития и здоровья).
Типичные проявления речевого развития у детей с общим недоразвитие речи | Специфические психолого- педагогические особенности. | Основные задачи коррекционно- развивающей работы с детьми |
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. У детей наблюдается как полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, так и возможность произнесения отдельных звуков, звукокомплексов, лепетных слов и звукоподражаний. | У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Отмечается снижение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно- логического мышления. Проявляется отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, недоразвитие мелкой моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. | 1.Развитие понимания речи. 2.Развитие активной подражательной речевой деятельности. 3.Развитие внимания, памяти, мышления детей. |
Второй уровень определяется как начатки общеупотребительной речи. Характеризуется грамматичной, неразвернутой, структурно нарушенной фразой. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена. | 1.Развитие понимания речи. 2.Активизация речевой деятельности и развитие лексико –грамматических средств языка. 3.Развитие произносительной стороны речи. 4. Развитие самостоятельной фразовой речи | |
3. Для третьего уровня развития речи характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженной несформированностью лексико – грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов чаще сохранна; нарушено произношение и восприятие звуков; связная речь требует развития | 1.Развитие понимания речи и лексико –грамматических средств языка. 2.Развитие произносительной стороны речи. 3.Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. 4.Подготовка дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения | |
4.Четвертый уровень характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико – грамматических и фонетико – фонематических компонентов языковой системы. | 1.Совершенствование произносительной стороны речи. 2.Совершенствование лексико – грамматической стороны речи. 3.Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. 4.Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. |
1.5. Особенности осуществления образовательного процесса
Социокультурные условия.
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является приобщение к русской народной культуре. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил, что, внедрение парциальной программы под ред. О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).
Образовательная цель парциальной программы развития личностной культуры дошкольников «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Приоритетные направления деятельности: 1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.