Элементы и типология культуры.
Классификация объектов культуры по существенным признакам называется типологией.
Тип культуры – это научная абстракция, которая получается в результате усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах. Эта теоретическая абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.
Однако каждая реальная культура уникальна, отнести ее к тому или иному типу удается только с определенными упрощениями и оговорками.
Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по—разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, ученые строят различные типологии.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).
Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.
Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.
Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонациональная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.
Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно—детерминированное поведение индивида.
Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологическую значимость.
Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.
Культура и цивилизация.
С понятием «культуры» тесно связано понятие «цивилизации», возникшее, кстати, раньше. Оно происходит от латинского civitas — гражданство, городское население, граждане, община. Словом civilis обозначали достойного гражданина, воспитанного, учтивого. В настоящее время принято выделять три основных подхода к понятию «цивилизации»:1) унитарный: цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое;2) стадиальный: цивилизация — один из этапов прогрессивного человечества, представляющего собой единое целое; 3) локально-исторический: цивилизация — качественно отличные уникальные этнические или исторические общественные формирования (то есть, цивилизация почти тождественна национальной культуре).
Очень часто понятие «цивилизация» употребляют как синоним «культуры», но существуют и концепции противопоставления культуры и цивилизации (в частности, О. Шпенглер). В «широком» понимании имеется в виду совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии в «узком» — только материальную культуру. В качестве трех главных признаков цивилизации принято выделять наличие:
1) монументальной архитектуры;
2) городов;
3) письменности.
В качестве определения «цивилизации» принимают следующее:
Цивилизация — особое состояние коллективной жизни, особая форма организации коллектива людей. Цивилизации — социокультурные миры, которые составляют специфику различных форм общества, возникающих в истории человечества (например, шумерская цивилизация)
Социокультурный мир — исторически возникший тип культуры, особенности которого обусловлены специфическими для него представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия и связанными с этими представлениями формами общественной жизни. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта). Но, в отличие от национальных культур, они не обязательно возникают на почве этнической общности и могут охватывать разные народы и страны (например, мир европейского Средневековья, мир арабской культуры)
В системе гуманитарных знаний наряду с понятием «культура» широко используется термин «цивилизация».
Понятие «цивилизация» имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.
Этимологически это слово происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому».
В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела более детальное обоснование.
В XVIII–XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке человеческой эволюции, проходящей «дикость – варварство – цивилизацию». Идеи Просвещения наложили отпечаток на данное понятие (это понятие как самостоятельная категория и получило распространение в эту эпоху), оно все больше понималось как процесс совершенствования общества и государства.
В этом случае цивилизация выступала наиболее совершенной ступенью развития человечества.
Такое понимание цивилизации сохраняется и ныне. Так, современный исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он выделяет восемь цивилизаций – западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно—славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по мнению ученого, и будет зависеть дальнейший ход истории человечества.
Понятие «цивилизация» часто понимается в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры человечества, и не только его (уфологи, например, говорят о неземных цивилизациях).
Постепенно в науке сложился цивилизацион—ный подход, понимающий под цивилизацией единство определенного типа общества и соответствующего ему типа культуры. Цивилизаци—онный подход потребовал некоторой типологии цивилизаций. Основанием для выделения цивилизаций стали многие признаки: экономические, религиозные, географические и др. Выделяются аграрные, индустриальные цивилизации, восточная и западная цивилизации, христианская, исламская и иные цивилизации. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций (античной и др.).
В дальнейшем появилась принципиально иная трактовка данного понятия.
После опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы» цивилизацией стали называть последнюю стадию развития культуры, в которой достигается ощутимый перевес материальных интересов над духовными.