Что такое психомоделирование?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогой друг!
1 ÞСостояние трёх нулейилисостояние телесного, эмоционального и умственного покояявляется очень важным психотерапевтическим функциональным состоянием. В этом состоянии можно освободиться от многих невротических наслоений на Вашу психику и сформировать у себя навык эмоциональной устойчивости к стрессам и фрустрациям. Применяя это состояние можно значительно повысить свою работоспособность и изменить обычное реагирование на многие факторы окружающей действительности, ранее бывшие привычными отрицательными раздражителями.
Лечебный и психопрофилактический эффект этого состояния сам по себе является важнейшим результатом этого курса и может оправдывать усилия, затраченные на его освоение.
Однако наиболее пытливые последователи данного курса, наверное, уже задали себе вопрос – а зачем в этом состоянии бодрость сознания, его активность? Как можно использовать это состояние?
Попробуем раскрыть Вам новые, неожиданные возможности этого состояния.
2 ÞЭто состояние хорошо знают адепты ряда восточных философий, например, таких как раджа-йога или дзен-буддизм, которые занимаются психотехническим совершенствованием тела и духа. В этих философских психотехнических системах оно по-разному называется и используется для выхода на функциональное состояние, которое условно назовём сверхсознанием.
Рассмотрим схему.
Т-0 – телесныйнуль
Э-0 – эмоциональныйнуль
У-0 – умственныйнуль
Телесный нуль, эмоциональный нуль и образно-чувственное мышление в виде созерцания внутренней спонтанности в состоянии умственного нуля создают функциональное состояние психики и тела, которое мы условно обозначим как сверхсознание.
Это состояние характеризуется:
§ переживанием очень приятного душевного комфорта, в котором человек может находиться довольно долго и с неохотой его покидает. Многие на Востоке занимаются этой психотехникой ради этого состояния и дальше не идут;
§ спонтанно возникающими картинами и образными смыслами разных явлений, которые могут восприниматься как откровения, как открытия, инсайды, позволяющие понять и осмыслить то, что раньше не подавалось осмыслению. Ожидание таких откровений также является для многих желанным состоянием. Если раньше о какой-то проблеме много думал, её решение может выплыть в состоянии сверхсознания в виде образов – ассоциаций и восприниматься как инсайд.
Однако этими возможностями состояние сверхсознания не ограничивается.
Чем же ещё оно характеризуется?
3 ÞДля понимания этих возможностей попробуйте представить следующую аллегорическую картинку. Вообразим экипаж, запряженный лошадьми, которым правит кучер, а сзади находится хозяин, которого везёт экипаж.
Экипаж – это Ваше тело.
Лошади – эмоции.
Кучер – рассудок.
А кто седок, хозяин?
Пока лошади, кучер, экипаж находятся в активном состоянии, всем понятно, что процессом управляет кучер, если, конечно, лошади не понесут.
А если они заснут, что будет делать хозяин? Ему, ведь, предлагается не спать, быть бодреньким.
Можно сказать, что хозяин – это самосознание, эго,кому нравится, душа.
А что ещё? Что это эго хочет и может?
Для того чтобы эго стало настоящим хозяином положения, оно должно освободиться от активности тела, эмоций и рассудка и стать над ними в виде непредвзятого наблюдателя, созерцателя. В этом случае хозяин может превратиться в очень важную фигуру – управителя процессом жизнетворчества данного человека.
Всем известно, как тяжело управлять своими желаниями и влиять на внутреннее сопротивление всему тому, что бывает необходимо делать. Внутри каждого человека происходит борьба мотивов и побуждений между тем, что надо и важно, которым противоречит внутреннее «не хочу» и «не могу». Извечная борьба духа и тела, именуемая волей далеко не всегда завершается в пользу «надо».
Есть два пути решения этой проблемы:
§ первый путь – активная психотехническая тренировка воли в обычном состоянии;
§ второй путь – использование состояния сверхсознания и формирование наблюдателя и, затем, управителя или самовоспитателя.
4 ÞРассмотрим особенности второго пути.
Для того чтобы стать седоком в своём экипаже и повелевать кучером и лошадьми в состоянии сверхсознания нужно сначала стать наблюдателем за собой со стороны.
Наблюдать за собой со стороны и осмысливать происходящее можно с помощью воображения и последовательных картин эйдетических представлений и ощущений. Это так называемый способ образно-чувственного мышления (ОЧМ). В состоянии безмыслия мышление с помощью слов останавливается. Ему на смену приходит ОЧМ. Только овладев ОЧМ можно достичь желаемых результатов психической саморегуляции.
Любая попытка осмысливать происходящее с Вами с помощью слов очень быстро выведет Вас из состояния трёх нулей и на этом всё закончится.
Если представить себя как вы наблюдаете за собой, находящимся в состоянии трёх нулей, и созерцать себя, отмечая с помощью образно-чувственного мышления своё состояние, положение тела, то у Вас сформируется опыт наблюдателя. Это важнейший этап такого значимого явления, как психомоделирование.
Психомоделирование– понятие, состоящее из двух слов, психика и модель. Оно означает, что можно формировать модели каких-то психических явлений у разных людей и у себя.
Формировать модель – это представлять себе, как какой-то психический процесс должен проявляться и с помощью ОЧМ, телесно-чувственных кодов добиться того, чтобы он проявлялся так, как Вы себе это представили.
Телесно-чувственные коды – способ психотехники, основанный на ОЧМ, отражающий представления о последовательности необходимых действий, которые приводят к нужным психическим реакциям.
Обычно формируются на основе ОЧМ-иллюстрирования словесных формул саморегуляции, и закрепляются как ведущая форма самомоделирования в состоянии сверхсознания.
Состояние сверхсознания позволяет Вам добиться того, чтобы представленная Вами модель проявления каких-то психических процессов начала реализовываться в этих процессах. Это своеобразная реакция самопрограммирования своих психических процессов, своего отношения к чему-либо и своего поведения с помощью телесно-чувственных кодов.
Превратиться в хозяина своей психики и тела, стать из наблюдателя управителем – особая психотехника, требующая сильного желания стать таким человеком в результате упорных тренировок.
В этой теме мы покажем такой путь, достижение результата зависит от упорства и характера читателя.
5 ÞИнформация к действию.
Вы решили заняться формированием у себя наблюдателя и управителя. Это значит, что Вы должны будете разрабатывать для себя индивидуальные формулы саморегуляции.
Однако Вы помните, что, находясь в состоянии трёх нулей, Вы не можете общаться с собой с помощью слов, а только с помощью ОЧМ – последовательных образов и ощущений, которые обращаются в коды. Поэтому разрабатываемые Вами формулы самоуправления для их иллюстрации ОЧМ в процессе сеанса должен произносить ведущий. Вам придётся стать для себя та ким ведущим. Для этого нужно иметь помимо CD-плэйера ещё диктофон.
Диктофон обычно имеет свой микрофон, но лучше пользоваться внешним микрофоном, чтобы запись была чище. Кроме того, к диктофону лучше иметь наушники, так как воспроизведение Вашей записи с диктофона в наушниках воспринимается приятнее.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём заключается первый важный для Вас результат освоения состояния трёх нулей?
2 ÞКакими основными возможностями обладает состояние трёх нулей? Назовите их.
3 ÞКак понять смысл такого явление как сверхсознание? Какие два пути его достижения?
4 ÞЧто такое психомоделирование? Чего ни в коем случае нельзя делать в этом состоянии?
5 ÞЧто такое телесно-чувственные коды? Зачем они нужны?
6 ÞДля чего Вам нужен диктофон?
Вы хотели бы этим овладеть?
Если да, то можете работать над следующей психотехникой.
Психотехника формирования
«наблюдателя» и «управителя»
В состоянии трёх нулей.
Þ Сведения к размышлению!
1 Þ Вы завершили изучение состояния трёх нулей этапом переживания чувства комфорта и удовольствия от этого состояния.Иногда состояние безмыслия и покоя нарушается случайно возникающими зрительными образами, которые не побуждают ответных мыслей. Вы их просто созерцаете как красивые картинки, иллюстрирующие приятное состояние души и тела.
Однако, не смотря на состояние безмыслия, Ваше сознание не спит, в то время как эмоции и тело отдыхают. Это исходный уровень состояния сверхсознания. Оно может развиваться глубже, а может остаться на том же уровне.
2 Þ Вторым этапом развития этого состояния становится углубление эффекта случайно возникающих зрительных образов и последовательных ассоциаций, иллюстрирующих развёртывание каких-то процессов, явлений, событий.
Очень важно не фиксировать внимание на этих явлениях, давать им свободно протекать перед вашим внутренним взором. В голове могут возникать отдельные слова, поясняющие увиденное. На этих словах тоже не нужно фиксироваться, а давать им свободно приходить и уходить. Всё, что в это время происходит, Вы будете хорошо помнить, когда закончится сеанс созерцания.
Главное на этом этапе освоения психотехники сверхсознания два умственных навыка:
§ овладение психотехникой ОЧМ;
§ овладение навыками отстраненного наблюдателя. Этот навык тренируется в обычном состоянии в режимах:
ü действий в состоянии безмыслия;
ü наблюдение за собой со стороны в состоянии безмыслия.
3 Þ Овладение психотехникой ОЧМ осуществляется в обычном состоянии с помощью параллельного иллюстрирования понятийного мышления зрительными образами, телесными ощущениями и чувственными переживаниями. По мере накопления такого опыта следует переходить на ОЧМ без слов. Это даст возможность создавать телесно-чувственные коды и пользоваться ими.
Действия в состоянии безмыслия характеризуются тем, что Вы научились подавлять «умственную болтовню» и можете в любой момент войти в режим безмыслия. Следующим шагом в развитии этого состояния является навык пребывания в режиме безмыслия в процессе привычных действий. Вы всё делаете, но в голове нет ни одной мысли, а осмысливаете свои действия только образами и ассоциациями (ОЧМ).
Переход на мышление образами и ассоциациями достаточно сложен, но возможен и очень интересен. Если вы добьетесь этого эффекта и закрепите его в привычные для Вас действия, то вы добьетесь важного для Вас свойства, которое поможет Вам углубиться в развитие сверхсознания.
4 Þ Наблюдение за собой со стороны в режиме безмыслия основано на эйдетическом представлении себя наблюдателем за собой как за другим человеком. В этом режиме мыследеятельности Вы с помощью воображения покидаете своё тело и, оборачиваясь, смотрите на себя, созерцаете свои действия и поступки со стороны.
Такой психотехнический навык формируется в обычном состоянии, так же как и режим безмыслия.
Когда он осваивается и Вам легко удаётся его осуществлять, Вы подготовлены применять его в сеансе психомоделирования.
Итак, в обычном состоянии Вы научились:
§ режиму безмыслия;
§ образно-чувственному мышлению;
§ наблюдению за собой со стороны и фиксации результатов своего наблюдения с помощью ОЧМ картин и ассоциаций, которые со временем становятся телесно-чувственными кодами.
Эти три инструмента психотехники саморегуляции дают Вам возможность стать хозяиномсвоего тела и в состоянии трёх нулей превратиться из наблюдателя в управителя.
5 ÞДля того, чтобы с успехом проводить сеансы психомоделирования нужного Вам:
§ отношения к тому или иному (мне не нравиться, мне нравится, мне не хочется, мне хочется и т.д.);
§ реагирования на то или иное (я не реагирую, я реагирую следующим образом и т.д.);
§ действия в данной ситуации (я легко и с удовольствием действую так, я легко и свободно запрещаю себе действовать так), следует уметь быстро входить в режим трёх нулей с готовой программой ОЧМ-моделирования с помощью телесно-чувственных кодов.
Программа ОЧМ-моделирования готовится в обычном состоянии и применяется в режиме трёх нулей на уровне спонтанно возникающих образно-чувственным картин и ассоциаций, иллюстрирующих будущие отношения, реагирования и действия как желательные, лёгко и свободно протекающие.
Обычно достаточно 3-5 циклов просмотра подготовленной в обычном состоянии программы, чтобы эта программа прочно закрепилась и стала регулятором отношения, реагирования и поведения в повседневной жизни.
Для успешного овладения этой психотехникой обычно уходит до года регулярных тренировок, охватывающих освоение всех инструментов и практики их применения, а также приобретение опыта эффективного самопрограммирования. Некоторым это удаётся добиться гораздо раньше.
Тот, кому удастся стать хозяином и управителем своего тела и психики, приобретает не видимые, но очень важные способности изменять свою жизнь к лучшему. Психическая саморегуляция этого уровня уменьшает многие личные проблемы в достижении задуманного, снимает внутренние субъективные барьеры достижения и позволяет умело обходить внешние трудности.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём проявляется исходный уровень сверхсознания?
2 ÞКакие два умственных навыка характерны для становления второго этапа режима сверхсознания?
3 ÞКак осваивается навык образно-чувственного мышления? Какова его особенность, для чего он нужен?
4 ÞЧто значит наблюдать за собой? Какие инструменты психической саморегуляции для этого нужны? В каком состоянии эти инструменты формируются?
5 ÞДля чего нужны сеансы психомоделирования? Как они готовятся? В каком состоянии? Как проводятся? Каков результат?
Вы готовы приступить к тренировкам инструментов самопрограммирования?
Тогда Вам следует освоить творческие упражнения и овладеть этими инструментами как Вашими индивидуальными творческими достижениями.
Освоение инструментов
Самопсихомоделирования
Þ Сведения к размышлению!
Дорогие друзья!
Вы познакомились с психотехникой сеанса самопсихомоделирования и решились заняться освоением этой психотехники. С этой минуты в Вашу учебную деятельность входит новый процесс. Это процесс разработки и записи сеанса.
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Овладение психотехникой ОЧМ
1 Þ Образно-чувственное мышление – особая культурная форма мыследеятельности, в основе которой лежат зрительные образы, телесные ощущения и чувственные переживания. В повседневной жизни этот вид мышления в чистом виде отсутствует, поэтому ему надо специально обучаться.
В начале учебника Вас знакомили с психотехникой эйдетических представлений: со зрительным, телесным и эмоционально-чувственным эйдетизмом. Эти навыки представлений становятся основой ОЧМ.
Для того, чтобы освоить практику ОЧМ необходимо два этапа обучения.
1-й этап – иллюстративное понятийно-образное мышление.
2-й этап – ОЧМ.
2 ÞТехника иллюстративного понятийно-образного мышления.
Можно предложить два варианта тренировки иллюстративного ОЧМ.
1® Работа с текстом.
Эта техника заключается в том, что нужно научиться иллюстрировать каждое прочитанное или услышанное слово. Тренировку следует начинать с детской литературы.
Возьмите любую детскую книгу, выберите рассказ и начинайте его читать по фразам.
Каждую фразу читайте по словам, иллюстрируя содержание слова соответствующим зрительным образом, телесным ощущением и чувственным переживанием.
Тренировочный цикл в начале составляет 5 фраз, затем отдых. Постепенно объём тренировок повышают до 10 фраз.
Желаемый результат может быть достигнут быстро, если есть талант к такому виду чтения, или сравнительно медленно, если способностей не достаточно. В любом случае без достижения навыка иллюстративного ОЧМ к работе с самопрограммированием приступать не стоит. В качестве утешения за потраченные усилия вы получите существенное усиление запоминания содержания любых текстов.
Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно иллюстрирую каждую фразу прочитанного текста зрительными образами, телесными ощущениями и чувственными переживаниями.
2® Работа с телевизором.
Техника ОЧМ-иллюстрирования услышанных слов очень проста. Садитесь или ложитесь у телевизора с закрытыми глазами, и слушайте передачу, представляя себе экран и всё что на нём происходит. Время от времени, приоткрываете веки, сличая свою картинку с тем, что происходит на экране.
В некоторых случаях может возникнуть эффект очень точной иллюстрации, значительного соответствия внутреннего экрана телевизионному. Этому не стоит удивляться. Такие эффекты малообъяснимы, но случаются. Если они возникают, Вам есть чем хвастаться перед друзьями и знакомыми и демонстрировать свои сверхвозможности.
Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно иллюстрирую каждую услышанную фразу в основном зрительными образами, но и желательно телесными ощущениями и чувственными переживаниями.
3 Þ Техника образно-чувственного мышления.
Овладев навыками иллюстративного ОЧМ, Вы можете приступить к освоению техники чистого ОЧМ. Это означает, что Вы должны научиться мыслить образами и ощущениями в состоянии понятийного безмыслия. В голове не рождается ни одного слова, только появляются соответствующие образы.
Овладев навыками безмыслия в обычном состоянии, вы можете не только отдыхать, но и что-то делать. Это удивительное состояние и к нему следует привыкнуть. С одной стороны, вы созерцаете у себя состояние безмыслия, с другой, замечаете, как привычно делаете многие вещи. Голова пуста, а дело делается. Иногда в этом состоянии мелькают какие-то образы и возникают телесные ощущения. Само состояние сначала вызывает чувство необычности, даже тревоги, потом привыкания, ощущения себя автоматом, роботом. Анализируя себя в этом состоянии, понимаешь, как много мы можем делать автоматически, не обдумывая свои действия.
Индивидуальное творческое достижение – легко и свободно действую в состоянии понятийного безмыслия. Вхожу в это состояние с помощью телесно-чувственных представлений последовательности образов и ощущений, приводящих к этому состоянию. Когда эти представления и ощущения объединяются в короткие последовательные символы, они становятся кодами и также легко формируют нужное состояние, как и развернутые ОЧМ-мыслеобразы.
Þ Домашнее задание.
Используя цикл умственных действий данного упражнения, отработайте Ваше ИТД в этом задании на уровне телесно-чувственных кодов.
Þ Упражнение № 2.