Диагностический аппарат изучения социальных стимулов занятий физической культурой и спортом.
Стимулы-внешнее воздействие на спортсмена социальной среды.
Мотивы-внутреннее побуждение связанное с потребностью что то сделать.
Психодиагностика в спорте – оценка с помощью методов психологии тех психических качеств свойств отдельных спортсменов или спортивных групп, от которых зависит успех их спортивной деятельности. Психодиагностика это распознание:1. Возможностей спортсмена для занятий спортом вообще (проблема отбора) 2. Возможность спортсмена выдержать определенный спортивный режим и определенную спортивную нагрузку 3. Возможность спортсмена выдержать психические напряжения, возникающие в период соревнования и успешно продемонстрировать достигнутый уровень подготовленности.
Чаще всего тренер изучает спортс. Опираясь на свой педагогический и жизненный опыт, на свою интуицию, используя психолого-педагогическое наблюдение, данные которого могут быть дополнены психодиагностикой.
Виды психодиагностики: 1. Для отбора 2. Для спортивной ориентации (вид спорта) 3. Для индивидуального подхода 4. Для дифференцированного подхода (по какому либо психологическому критерию команда делится на несколько частей и занимается по различным методикам) 5. Для психологической совместимости
Методы диагностического исследования: 1. Наблюдение –доступный, но неточный – стандартизированный – нестандартизированный – скрытый – открытый, 2. Опрос- достаточно точное определение – устный(беседа –стандартиз и нестандартиз.) и интервью – закрытое и открытое, 2. Письменный (-анкетирование – опросник) Анкеты бывают: открытые, закрытые, школьные, 3. Эксперимент – самый точный, но трудный в проведении – естественны, - лабораторный, 4. Психологические тесты: методики: - теппинг тест(сила по возбуждению) – социометрия( -соц активность –совместимость, - статус в группе, - оценка сплоченности каждого, - наличие группировок в команде) – поведенческие (стиль, влияние, самооценка)
32. Задачи и формы контроля и учета подготовки в избранном виде ФСД. Требования к показателям, используемым в процессе контроля и учета.
Контроль – это сбор, оценивание и анализ.
Планирование и контроль не отделимы. (Хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись, тесты, сбор мнений, сбор документации). Показатели во всех видах спорта будут разные.
Контроль физ. подготовленности – это тесты на силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость
Две группы тестов – общие и специальные.
Контроль технической подготовленности – эффективно – не эффективно, результативно- не результативно.
Формы: - годичный,- этапный, - текущий, - оперативный, - повседневный, - одно занятие (один день)
Учет – это возможность увидеть результаты проделанной работы, реальность плановых заданий.
- систематично, - четко, - объективно, Поэтапный – в начале этапа, периода, цикла (предварительный), в конце (заключительный). Текущий – непрерывно (тема, программа, посещение, состояние). Оперативный – разновидность текущего. Документы: журналы, дневники.
33. Изменение функционального состояния при адаптации организма к различным двигательным режимам. Опорно-двигательный аппарат- ↑лабильности и возбудимость, чувствительность работающих мышц, ↑темперетура и ↓ вязкость мыш. волокон. в мышцах дополнительно открываются капилляры и улучшается кровоснабжение.
При длительных физ. нагр. ДЕ вовлекаются в работу попеременно, восстанавливаясь в периоды отдыха. А при больших кратковременных напряжениях – синхронно.
В зависимости от мощности работы активиз.ДЕ:1) высоковозбудимые и менее мощные медленные- небольшая интенсивность 2)промежуточные, маловозбудимые, но наиболее быстрые и мощные – при увеличении интенсивности.
Дыхание- ↑ глубина дыхания (до 2-3 л) и частота дыхания (до 40-60 вдохов/мин). МОД ↑ до 150-200 л∙мин. Однако большое потребление О2 дыхательными мышцами (до 1 л в мин) делает нецелесообразным предельное напряжение внешнего дыхания.
ССС - ↑сист.объем (до 150-200 мл), ЧСС (до 180 уд/мин. и более),↑ МОД (у тренированных до 35 л/мин. и более). Происходит перераспределение крови в пользу раб.мышц (скелетных, сердечной мышцы, легких, активных зон мозга) и ↓кровоснабжения внутренних органов и кожи.
Система крови - ↑числа форменных элементов – миогенный эритроцитоз, тромбоцитоз, лейкоцитоз: 1 стадия –лимфоцитарная( небольшие нагр., преобладание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле) 2 стадия нейтрофильная( рост кол-ва нейтрофилов, особенно юных и палочкоядерных, и лейкоцитов. 3 стадия или 2-я нейтрофильная (истощающая нагрузка, резкий рост кол-ва лейкоцитов, преобладание незрелых нейтрофилов и исчезновение др.форм лейкоцитов – эозинофилов и базофилов).
↑артерио-венозная разность (отдача кислорода из крови в ткани)по О2 и коэффициент использования О2, ↑кислородного долга, ↑в крови концентрации молочной кислоты и ↓ РН крови, вязкость крови достигает 70%.
Энергет.емкость оценивается по энерг. затратам орг.за время работы
Энергет.мощность опр. мощность вып. нагр., опр. энергозатр. за время работы за ед.времени, при этом эффективность определяется соотнош.: Е затр/Vработы.