ВЫГОТСКИЙ: «Человек овладевает собой как одной из сил природы – извне, при помощи особой культурной техники знаков». Интериоризация.
7. В. КЁЛЕР: «Очевидно, коррелятом реальной формы может быть только такой процесс, который нельзя разделить на независимые элементы. К тому же равновесие процесса, которое, как мы допускаем, лежит в основе зрительного поля, есть распределение напряжения и процессов в пространстве, которые сохраняются как одно целое».
8. ЮНГ: «Спрашивается: каково происхождение той новой идеи, которая навязала себя сознанию с такой стихией, которая смогла настолько захватить сознание, что полностью отвлекла его от всех многообразных впечатлений первого путешествия по тропикам? На эти вопросы не так-то легко ответить. Но если мы применим к этому случаю нашу теорию, то объяснение будет звучать так: идея энергии и ее сохранения должна быть изначальным образом, который дремал в «коллективном бессознательном». Этот вывод требует, естественно, доказательства, что такого рода изначальный образ действительно существовал в истории духа и действовал на протяжении тысячелетий….».«САМОСТЬ» - центральный архетип - архетип порядка; суммативность личности. Символизируется кругом, квадратом, кватерностью, ребенком, мандалой и т. д. Самость есть величина сверхобычная для сознательного Я. Она включает не только сознательное, но также и бессознательное психическое бытие и оказывается поэтому, так сказать, личностью, которой мы также являемся... Надежда когда-либо достичь, хотя бы приблизительно, полного сознания самости - весьма мала, так как, хотя многое мы и осознаем, но всегда будет существовать неопределенное и неопределимое количество бессознательного материала, который принадлежит к общей суммативности самости." (Юнг К. I. Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 175).
„Самость есть не только центр, но и полная окружность, которая включает как сознательное, так и бессознательное; самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как ЭГО есть центр сознательного разума." (Юнг К. Г. Психология и алхимия // CW. Vol. 12. Р. 41). Самость является нашей жизненной целью, так как она есть - завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью..." (Юнг К. Г. Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 238).»
Словарь понятий.
0. Гордость человеческого начала (архаичная гордость) – хоть человек и всеяден, но все же, хищник по натуре. Вершина пищевой цепочки. Властелин животных и природы. Разумный из разумнейших – это заклинание человеческой архаичной гордости, и это порок.
В животном мире есть альтруизм. Животные просчитывают сохранение жизни отдельной особи, вопреки своей жизни, в случае смертельной опасности, за счет возможной пользы, которая эта особь может принести стае. Так пусть иссякнет этот человеческий порок из пороков – гордость за высокопочтенный вид, потому что из этого исходят и все остальные пороки. У животных (у их большинства) притуплено чувство потери. А мы просто обязаны прививать сострадание (первый буддийский медитативный асан) как себе, так и животным, просто, чтобы беречь жизнь на планете.
1. Дезадаптация, адаптация человека в социальном пространстве – степень наличия духовных и интеллектуальных ресурсов для решения межличностных конфликтов или проблем деятельности.
2. Познавательный интерес – развивается с самого начала жизни человека, кульминация познавательного интереса заостряется на ведущей деятельности уже во взрослом возрасте; является преддверием к великим свершениям.
3. Предубеждение – хаотично сложившийся «барьер» на пути получения истинной информации и практического знания, антоним «интеллектуальное».
4. Гиперкомпенсация – в сущности это происходит со слабохарактерными людьми. Социальное окружение, особенно в школе, чувствует эту слабость, и агрессивно показывают такому человеку свой авторитет. В этих моментах формируются гиперкомпенсаторные невротические фантазии о том, что в будущем все поменяется местами. Обычно такие фантазии реализуются, но редко что-то меняется местами. Человек с гиперкомпенсаторными механизмами становится полноценным членом общества. Однако ему необходимо реализовать гиперкомпенсаторные фантазии, то есть детскую травму. Лучшим способом является провокативная психотерапия.
5. Обратная связь- потребность рассказывающего человека в безоценочном принятии, с подчеркиванием лучших качеств этого человека.
6. Безоценочное принятие – синоним «эмпатия». Это означает понимать «природу» поступков собеседника, группы, массы.
7. Эмпатия – синоним «сопереживание». Это означает искренне откликаться на чувства человека, с помощью подходящих в данный момент адекватных чувств и эмоций.
8. Экзистенциальный вопрос – просто сказать, что это вопрос о смысле существования. Скорее это поиск себя в мире людей, природы, Вселенной, в мире Божественного предназначения.
9. Конфликт влечений – с раннего детства в человеке накапливается пучок чувств и эмоций, который он понимает только ощущениями «приятно - неприятно». В дальнейшем этот пучок запутывается в клубок, который сложно распутать, поэтому истинные желания, чувства, эмоции притупляются, что ведет к проблемам в жизни из-за непонимания истинных мотивов своих поступков.
10. Релевантность – означает актуальное, целесообразное, направляющее.
11. Привычки – «домики» от страха за жизнь.
12. Восполнение ущербных чувств – обычно люди сами находят себе людей, которые с помощью общения (во всех смыслах) восполняют утрату, нанесенную ранее другими людьми, или самому себе.
13. Мотив – это чувственно-интеллектуальная функция заряжения энергетической векторной установкой (ради поставленной цели, мечты, задачи).
14. Установка (по Узнадзе) - Вся сознательная активность субъекта направлена не на выработку в себе соответствующей установки, а на разрешение возникшей перед ним задачи. Точно так же и в случаях волевого поведения – волевое усилие субъекта сознательно направлено не на актуализацию в себе той или иной установки, а на выполнение поставленной перед собой цели. Конечно, согласно Узнадзе, в этих случаях установка актуализируется вследствие активности самого субъекта. Путем активных познавательных процессов он анализирует ситуацию, в которой должны найти свою реализацию сложившиеся в течение всей его жизни высшие осознанные им познавательные или моральные потребности, которым он должен подчинить имеющиеся у него в данных конкретных условиях актуальные потребности. Следовательно, необходимые для возникновения установки условия в случаях волевого поведения создаются в результате активности самого субъекта. Однако указанная активность вовсе не заключается в том, что субъект сам непосредственно вызывает в себе установку – «этого он и не может и не старается делать». Таким образом, и в случаях мышления, и в случаях волевого поведения, т.е. на высшем уровне психической активности субъекта, факторами установки, обеспечивающей адекватное течение указанных процессов, становятся вполне осознанные психические содержания. Однако из признака осознанности последних вовсе не следует осознанность возникшей на их основе установки.
15. Ресурсы и ограничения – в психологическом смысле ресурсами являются положительные воспоминания, эмоции, взаимные привязанности, профессиональная деятельность, от которой человек получает удовольствие, вопреки ограничениям – это аффекты.
16. Антитеза – это литературный прием, прием искусства и юмора. В психологическом плане это «сочетание несочетаемого» широко используется в провокативной психотерапии.
17. Система взаимоотношений людей (речь идет об издевателсьстве) – эволюционный процесс губит слабых и возвышает сильных. Есть такое понятие в Зоопсихологии, «груминг» - это когда животные ухаживают друг за другом, такая особенность отношений дает больше возможностей для выживания. Так должно быть и у людей.
18. Почему нужно писать стихи? – с помощью речи человек овладевает сначала своим поведением, потом сознанием, далее взаимоотношениями с другими людьми, что создает эмоции, чувства по отношению к разному в жизни. Остается один неразрешенный вопрос: оставить такое чувственное наполнение таким, как есть (но привычки приедаются – тупик), или же, выразить речью, словами все то, что чувствуешь – так открывается подсознание. Не нужно бояться негативных «плачущих над трагедией стихов», организм так очищается от них. И чем больше пишешь, тем все легче и быстрее освобождаешься от старых, приевшихся чувств.
Здесь нет шаблонов, но есть ритм, он свой у каждого!
19. Дух – с самого начала жизни человека Дух накапливает свои ресурсы с помощью приятных слов между людьми, хорошими поступками, искренними чувствами, взаимовыручкой, любовью. Синоним «карма». Дух – это «аура спирали золотого сечения», аура человека.
20. Золотое сечение – играет огромную роль в мире науки, в мире искусства. С психологической точки зрения – это огромная возможность для создания методик диагностики и психотерапии.
21. Биссексуальность человеческих чувств – первоисточние см. п. 9. Это когда люди беспричинно ругаются, не осознавая истинных мотивов поведения друг друга, а потом мирятся по накатанному шаблону. Символ - Круг Уробороса.
22. Здоровая психика – процесс избавления от аффектов, далее векторное построение поведения.
23. Смысловое пространство деятельности – в начале идея, потом она обрастает смыслом с помощью познавательного интереса, который создает пространство для построения схем, установок и процессов деятельности.
24. Функциональная потребность, функциональность – это искусственный механизм, созданный человеком из-за потребности ускорить процессы адаптации, антоним «естественность».
25. «Взаимодействие в целом» - с возрастом организм начинает работать как единое целое, это связано с половой жизнью. Вообще это понятие необходимо причислить к внутрисемейным отношениям, так как взаимодействие с целостностью организма принадлежит влюбленным, женатым людям.
Ни в коем случае отдавать такую интимную энергию профессиональной деятельности нельзя!
26. Символизация – развитый взрослый человек очень сложное создание. Он знает границы и пределы самовыражения как искусственного, так и физического, знает при каких обстоятельствах выражать себя адекватно ситуации – это процесс символизации. Вообще этим словом можно обозначить очень многое в мире, например, урбанизацию, индустрию, профессиональную деятельность, традиции и так далее. Однако речь идет о психологическом компоненте символизации человека.
27. «Данный момент» - это момент, в котором человек активизирует все свои ресурсы (кроме семейной символизации), Идеальный психотерапевтический метод «данного момента» - это провокативная психотерапия (групповая), в которой нужно играть с провокациями тренера, а не поддаваться или не поддаваться на провокацию.
28. Свет – основным положением гуманистической психологи является утверждение, что внутри каждого человека изначально свет. См п. 8.
29. Расшифровка происходящего – есть «чистое восприятие», а есть «функциональное восприятие», вот в зависимости от того, как воспринимаешь происходящее, строятся установки, схемы, алгоритмы и законы поведения. Однако все это не касается «предрассудочного восприятия».
30. Кодирование установки – это совокупность желаний, ресурсов, возможностей, психоактивности, целеполагания.
31. Смысл и форма общения в семье:
1. Детей нельзя ругать и бить!