Категориальное мышление (Эммануил Кант)

Мыслить категориями человек начинает относительно поздно, пройдя ряд этапов: от слова – к термину (строгая граница, предел), от терминов – к категориям. Терминами в основном оперирует наука. Термины получили в сообществе ясную, строгую и неизменную дефиницию. Он всегда ограничен в определении. Определение термина строится по логическим законам, а его содержание может быть проверено и логически и на эмпирическом уровне. Философские категории имеют разные определения, хотя и указывают на одни и те же объекты. Они не омоничны, т. е. не подобны ряду, в котором определение одного и того же отличается друг от друга принципиально. (коса). Содержание одной и той же категории в разных философских учениях схоже и различно одновременно, подобно содержанию слова счастья, которому в обыденной жизни разными людьми придается разный смысл. (счастье студента, счастье врача, счастье вора). Общим для всех людей является понимание счастья как оптимального состояния человеческой жизнедеятельности.

Философские категории в отличие от научных терминов открыты для домысливания, но эта открытость иного плана нежели в обыденном языке. В обыденном языке слово может интерпретироваться как угодно, в разных субкультурах одной и той же культуры оно может иметь принципиально разное содержание.

Любая философская категория носит не столько терминологическую, сколько историческую нагрузку, в которую входят все те содержания, которые вкладывают в нее авторами или школами на протяжении определенного исторического времени.

«Метафизика» всегда указывает на феномен надприродного. Но в одних философских учениях метафизика – законы существования природы, понимаемых как основание для их всеобщего действования, т. е. как нечто неизменное в природе; в других – это все, что выходит за пределы природы и, по сути, уходит от природы (дух, Бог).

Категориальное мышление требует от человека достаточно большого объема знаний о мире, длительного обучения навыкам сравнительного анализа, синтеза и обобщения, что требует и значительных усилий индивида, и соответствующего уровня мышления у сообщества в целом. Последнее важно, т. к. уровень образования человека зависит не только от индивидуальных способностей и трудолюбия конкретного человека, но и от того, какие требования в этом отношении предъявляет ему общество, и чему оно способно его научить.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Когда мы говорим о мышлении, оно представляется нам одной из способностей как, например, память, воля, представление. Наше мышление это абстрактная форма деятельности.

Абстрактная деятельность учит нас концентрироваться на одном предмете, явлении. Мы обретаем, благодаря этому, привычку заниматься нашей внутренней жизнью. Одним из видов абстрактной деятельности является занятие логикой. Интересная эта наука тем, что в ней мы знакомимся с приемами конечного мышления, и эта наука правильна, если она соответствует своему предполагаемому предмету. Изучение логики изощряет ум. Мы учимся концентрировать мысль, приучаемся абстрагировать, между тем как в обычной жизни мы имеем дело с чувственными представлениями, перекрещиваемся и перепутывающимися ощущениями.

Человек обладает мышлением наряду с другими способностями, как, например, созерцанием, представлением, волей. Но что такое мышление в субъективном смысле для человека? Мыслит и животное, но его мышление отличается от мышления человека. Человек есть мыслящее существо лишь поскольку, поскольку для него существует всеобщее. Для животного не существует всеобщего, но всегда есть единичное.

Человек мыслит всегда даже тогда, когда он только созерцает. Рассматривая что-либо он всегда фиксирует что-нибудь единичное, выделяет его и соизмеряет с уже известным ему. Таким образом, он пытается зафиксировать тенденции, выявить закономерности.

Уже ребенку рекомендуют размышлять, когда предлагают, например, согласовать имена прилагательные с именами существительными. Он вынужден вникать и различать, он должен вспоминать правила и поступать согласно тому или иному правилу в частном случае. Правило есть не что иное, как всеобщее, и ребенок должен приводить особенное в соответствие со всеобщим. Мы ставим себе цели в жизни. При этом мы размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь. Цель в данном случае есть всеобщее, руководящее, и мы обладаем средствами и орудиями, деятельность которых мы определяем соответственно этим целям. Когда мы размышляем о моральных вопросах, то обращаемся к пониманию права, долга, т. е. к тому всеобщему, согласно которому, как твердо установленному правилу, мы должны вести себя в каждом конкретном случае. В нашем особенном поведении должно содержаться и распознаваться всеобщее определение. Когда мы изучаем явления природы, то мы не удовлетворяемся одним лишь знакомством с явлением, мы хотим знать, что скрывается за последним, что оно собой представляет. Поэтому мы начинаем размышлять, стремясь узнать причину как нечто отличное от явления как такового. Таким образом, мы удваиваем явление, разделяя его на внутреннее или постоянное, то, что остается одним и тем же во всем: в дереве, цветке, камни, почве, человеке и внешние, данное в непосредственном чувственном восприятии как некое единичное и исчезающее.

Природа показывает нам бесконечное множество единичных образов и явлений; мы чувствуем потребность внести единство в это многообразие, поэтому мы сравниваем друг с другом явления, и стремимся познать всеобщее каждого из них. Дух человека не доверяет беспорядку и хаосу, потому что верит в существование порядка, в простое, постоянное и всеобщее определение. Исходя из этой веры, человек направляет свое размышление на явления и познает их законы. Из всех приведенных примеров мы можем сделать вывод, что размышление всегда ищет незыблемого, определенного, способного объяснить частный случай. Ищет с целью при минимальной затрате интеллектуальных, физических и психических сил оптимального варианта решения в сжатые сроки. При этом человеческое мышление разрешает не только насущные проблемы, но и способно прогнозировать появление проблем в будущем. В этом проявляется еще одно отличие человеческого мышления от мышления животного.

Вывод: Когда человек начинает мыслить на уровне предельных обобщений, т. е. осуществляет переход от образно-эмоционального уровня, на уровень рационального (абстрактного) постижения мира, он учится оперировать понятиями. На этом уровне мышление предоставляет возможность человеку изменять свое будущее, на основе знания объективных закономерностей того мира, в котором он живет, особенностей той деятельности, которой он занят, изменять, а не только адаптироваться к внешним условиям жизни. Другими словами, мышление дает возможность быть человеку свободным, несмотря на причинно-следственную связь природного, социального и его внутреннего мира, которая свободы не предполагает.

ФРЕЙД: «Человеческие индивиды применяют многочисленные сублимации для разрядки либидо, и этим сублимациям мы обязаны всеми высшими достижениями цивилизации. Неудовлетворенные сублимированные желания либидо породили искусство и литературу. Само человеческое общество скрепляется сублимированным либидо; пассивность мальчика по отношению к отцу трансформируется в любовь к своим приятелям и в желание служить человечеству. Если бисексуальность человеческих чувств и индивидов временами представляется огромным несчастьем и источником бесчисленных трудностей, мы должны помнить, что без нее человеческое общество вообще не могло бы существовать».

РОДЖЕРС: «Хорошая жизнь с точки зрения моего опыта — это процесс движения по пути, выбранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении, причем качества этого направления имеют определенную всеобщность».

3. АДЛЕР: «У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств…»

4. МАСЛОУ: «…люди, лишенные эстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их может излечить только красота. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека».

5. В. ФРАНКЛ «Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Прежде всего, человеку нужно то напряжение, которое создается его направленностью. Фрейд сказал однажды, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею»…. сильная ориентация на смысл способствует сохранению здоровья, продлению, если не сохранению, жизни. Она содействует не только физическому, но и психическому здоровью».

Наши рекомендации