Учет школьников группы «риска»
Для комплексного контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей заместителям директоров шкот по воспитательной работе и социальным педагогам предлагаем использовать следующие формы учета (табл. 2-6).
Таблица 2. Список «трудных» учащихся школы
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Состоит на учете | Дата постановки на учет | Причина постановки на учет | Ф.И.О. родителей | Домашний адрес | |
в школе | в ППДН | |||||||
Таблица 3. Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью
№ | Фамилия, имя учащегося | Класс | Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение | Занятость по дням недели | ||||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | Сб. | Вс. | ||||
Таблица 4. Неуспевающие учащиеся за четверть
№ | Фамилия, имя учащегося | Итоги четверти | Не успевает по предметам | |||||||
Таблица 5. Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам
№ | Фамилия, имя уча-щегося | Класс | Количество пропущенных уроков | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
Таблица 6. Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год
№ | Показатели | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | V четверть |
Поставлено на учет | ||||||
Снято с учета | ||||||
Выбыло: а) в учебные учреждения | ||||||
б) на работу | ||||||
в) за пределы города (рай-она) | ||||||
Всего успевает | ||||||
Всего не успевает | ||||||
Оставлено на повторное обучение | ||||||
Переведено условно |
Выявление и учет школьников группы «риска» ведется регулярно и систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет не самоцель, а основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Для учета школьников группы «риска» и неблагополучных семей классные руководители и социальные педагоги могут использовать карты 1 и 2, а также дневник посещения учащихся на дому (табл.7).
Карта 1 Карта неблагополучной семьи 1. Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения ____________________________ _______________________________________________________________________________________________ 2. Адрес проживания семьи, телефон _________________________________________________________________ 3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий теле-фон)___________________________________________________________________________________________ 4. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон)___________________________________________________________________________________________ 5. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Сведения о других членах семьи __________________________________________________________________ 7. Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних; наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) _________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Даты обследования семьи ________________________________________________________________________ 9. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная (органы социальной защиты, благотворительные организации), медицинская, психологическая) _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 10. Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ |
Карта 2 Карта неблагополучного школьника 1. Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________ 2. Дата рождения _________________________________________________________________________________ 3. Адрес, телефон _________________________________________________________________________________ 4. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 5. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 6. Медицинские показатели (группа здоровья, наличие хронических заболеваний) __________________________ _______________________________________________________________________________________________ 7. Педагогические показатели (отметить, по каким предметам отстает; какие предметы даются лучше всего) _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 8. Психологические показатели (особенности характера, склонности, способности) _________________________ _______________________________________________________________________________________________ 9. Социально-педагогическая характеристика: § положительные черты характера; § вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, склонность к азартным играм); § отклонения в социальном поведении (грубость, драки, прогулы, избиение слабых, вымогательство, жесткое обращение с животными, воровство, немотивированные поступки и др.); § социальный статус («лидер», «приветствуемый», «отверженный», «принятый без определенных условий»); § социальная ситуация развития (неблагоприятная объективно, неблагоприятная субъективно, благоприятные факторы); § учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (ППДН). |
Таблица 7. Дневник посещений учащихся на дому
№ | Дата | Ф.И.О. | Класс | Причина посещения | Результат | Прочее |
Планирование работы с детьми группы риска
Продуманный и скоординированный план учебно-воспитательной работы с «трудными» школьниками во многом определяет успех в предотвращении правонарушений и преступлений. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:
• мероприятия, рассчитанные на всех «трудных» учеников школы;
• индивидуальная работа с каждым из таких школьников.
В предлагаемом нами плане работы с детьми группы риска (табл. 8) представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.
Таблица 8 План работы школы с детьми группы риска
№ | Мероприятия | Клас-сный руко-води-тель | Соци-альный педагог | Педа-гог-психо-лог | Зам. дирек-тора по УВР | Зам. дирек-тора по ВР | Совет профи-лак-тики | Роди-тель-ский коми-тет |
I | Организационные мероприятия | |||||||
Составление социального паспорта класса | + | |||||||
Составление характеристик на детей группы «риска» | + | + | + | |||||
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации | + | + | + | |||||
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | + | + | |||||
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска» | + | |||||||
Организация досуга и кружковой деятельности | + | + | ||||||
Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документации в КДН, ОППН и др. службы | + | + | ||||||
Осуществление связи с КДН, ППДН и соц. службами | + | + | + | |||||
Организация работы и отдыха школьников в летний период | + | + | + | + | ||||
II | Работа с учащимися | |||||||
Контроль посещаемости занятий | + | + | ||||||
Контроль текущей успеваемости | + | + | ||||||
Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | + | ||||||
Проведение профилактических бесед | + | + | + | + | ||||
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | + | + | ||||||
Направление на консультацию к психологу или к врачам | + | + | + | |||||
Содействие в трудоустройстве | + | + | + | + | ||||
Проведение психодиагностики | + | |||||||
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | + | ||||
Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | + | ||||
III | Работа с родителями школьников | |||||||
Посещение семей группы «риска» | + | + | ||||||
Проведение консультаций для родителей | + | + | ||||||
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики | + | + | + | |||||
Выступление на родительских собраниях | + | + | + | + | + | + | ||
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | + | + | + | |||||
IV | Работа с педагогическим коллективом | |||||||
Организация обмена необходимой информацией между учителями-предметниками | + | + | + | + | ||||
Консультации по результатам психодиагностики | + | |||||||
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» | + | + | + | |||||
Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях | + | + | + | + | ||||
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» | + |
Индивидуальный план педагогической профилактики
Индивидуальный план педагогической профилактики дает ответ на три вопроса:
• что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
• как это устранить (проанализировать учебу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.д.);
• кому и что надо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы).