Можно ли научиться быть творцом?

На основе определенного уровня развития интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств формируются так называемые высшие способности человека: способность к труду, творчеству, способность быть личностью.
Способность к труду (или трудоспособность, выступающая глобальным фактором развития всех остальных способностей) включает в свой состав три компонента: работоспособность, активность и саморегуляцию.
Вопрос о способности к творчеству чрезвычайно сложен. Среди различных подходов к его решению выделяются два основных. Сторонники одной точки зрения утверждают, что существует специфическая способность к творчеству – креативность, которая может быть выделена и изменена.91 Сторонники другой точки зрения полагают, что понятием "способность к творчеству" обозначается особая конфигурация основных способностей личности.92
В истории науки неоднократно предпринимались попытки выявить особенности творческих людей. Путем изучения биографий и автобиографий выдающихся людей были выделены наиболее бросающиеся в глаза признаки творческой одаренности, выражающиеся в особенностях восприятия, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу особенностей восприятия талантливого человека чаще всего относят: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость. К числу интеллектуальных особенностей – интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди особенностей характера выделяют уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство.
В информационном бюллетене "Исследования по психологии научного творчества в США" указан перечень конкретных способностей и психических свойств, необходимых для работы в области науки и техники: незаурядная энергия; находчивость, изобретательность; познавательные способности; честность, прямота, непосредственность; стремление к открытиям; гибкость, способность приспосабливаться к новым обстоятельствам; упорство, настойчивость, независимость; способность к сотрудничеству; интуиция; творческие способности; стремление к развитию, самоусовершенствованию; способность удивляться; оригинальность; восприимчивость; способность отказываться от собственных теорий; способность к тяжелому, упорному труду; энтузиазм; способность к самовыражению; скептицизм; стремление оставаться подолгу в одиночестве; уверенность в условиях неопределенности; высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность.
Кроме того, по мнению многих исследователей, крупные таланты отличаются от средних и мелких не столько своими способностями, сколько настойчивостью в выполнении намеченных планов, активностью, некоторой агрессивностью в защите своей личности, организаторскими способностями, стремлением находить удовлетворение не столько в достижениии цели творчества, сколько в самом его процессе.
Единой и стройной теории творчества и развития творческих способностей не существует. Однако в имеющейся по этим вопросам литературе можно проследить некоторые общие тенденции, принципы подхода к их решению.93 Эти тенденции могут быть изложены в виде системы следующих положений.
1. Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом челловеке. Творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Разумеется, существует определенная разница между творчеством гениев и творчеством в выполнении простых повседневных дел. Однако творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия.
Творчество, таким образом, рассматривается как некоторый специфический стиль, а не вид деятельности. Этот стиль деятельности не всегда совпадает со специальными способностями к какой–либо конкретной деятельности: например, человек, обладающий ярко выраженной способностью к рисованию, может оказаться лишь копировщиком натуры или чужих стилей, неспособным к оригинальному творчеству. Вместе с тем креативность может проявляться у одного и того же человека в разных видах деятельности: ученый, не проявляющий себя в науке, может стать талантливым педагогом или организатором, а может быть и тем, и другим, и третьим. Таким образом, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности.
2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит в деятельности, но именно в творческой деятельности. Рассматривая творческое мышление как естественное, присущее каждому человеку, и считая, что именно по этому принципу происходит вся работа подсознания, исследователи видят причину формирования нетворческого стиля мышления в том, что в процессе обучения в школе и во многих ситуациях реальной деятельности люди постоянно сталкиваются с задачами, имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение. В результате такого обучения у человека складывается тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях.
Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т.е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях "открытого типа", которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможными любое разумное решением проблем.
При этом подчеркивается еще одно существенное положение: творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности.
3. Третье существенное положение заключается в подчеркивании важной роли социальной среды для формирования творческой индивидуальности. И хотя среда "не создает, а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% – наследственным детерминантам".94
Таким образом, уровень креативности (творческого начала) личности определяется:
– природными задатками и индивидуальными особенностями личности;
– социальной средой, оказывающей влияние на развитие и проявление творческих способностей;
– типом деятельности, в рамках которой функционирует и развивается человек.95
Поскольку креативность, как и любая другая способность, может быть развита в большей или меньшей степени, возникает вопрос о критериях и показателях степени развитости этой способности. Выделяются объективные и субъективные показатели. Объективные связаны с характеристиками результатов деятельности: новизной и социальной значимостью продуктов творчества; субъективные – с признаками самого процесса, стиля деятельности и мышления.96
На основании этих показателей определяется место человека на шкале, конечными пунктами которой являются "креативы", обладающие дивергентным (открытым, конструктивным, творческим мышлением) и "репродуктивы", мышление которых конвергентное (осторожное, репродуктивное, нетворческое).97
При определении качеств и свойств креативности каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных с его точки зрения, признаков. Однако во всех этих перечислениях существуют несколько фундаментальных признаков, признаваемых почти всеми исследователями. Это:
1) чувствительность к новому, "открытость опыту", позволяющая "креативам" видеть и ставить проблемы, в отличие от "репродуктивов", которые могут успешно решать самые сложные, но уже кем–то поставленные проблемы (таким образом, показатель интеллектуальной творческой инициативы, позволяющей человеку выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности, выступает в качестве ведущего при определении меры креативности);
2) склонность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой очевидной, наглядной связью (падение яблока связывется не с его спелостью, а с законом всемирного тяготения).
3) "беглость" мышления, которая определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула: творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество которых и определяет беглость мышления (в ряде работ способность к свободной ассоциативной игре элементами ситуации, экспрессивной беглости мышления рассматривается как фактор высшей степени креативности);
4) гибкость мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому (в понятие "гибкость" входит также скорость перехода от сознания к подсознанию и наооборот);
5) оригинальность мышления, определяемая стремлением к самостоятельности, необычности, остроумности решения поставленной задачи.
Перечисленные выше признаки творческого мышления тесно переплетаются между собой, однако имеют свою специфику и свои единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение).
С психологической точки зрения креативы отличаются следующими качествами:
1. Особым образом организованной сенсорной сферой,позволяющей им видеть мир не через сетку готовых значений и смыслов, а таким, какой он есть а самом деле, со всеми неточностями, необычностями, дефектами и уникальными свойствами в самих объектах.
2.Богатством фантазии и воображения. Известно, что процесс фантазирования представляет собой необычное комбинирование элементов реальной действительности, придание новых функций предмету, создание новых конструкций, которые до этого не имели никаких прямых эквивалентов или аналогов в действительности.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но различаются люди по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
3. Богатство эмоциональной сферы(к числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у творческих индивидуальностей, относят гнев и радость). Многие обладают ярко выраженной потребностью в доминировании, превосходстве, для них характерно стремление к риску, нарушению привычного порядка, тяготение к независимости, радикализму и т.п. Вместе с тем у творческих людей отмечается оптимизм, чувство прекрасного, юмор. Наиболее часто отмечаются два качества: стремление к доминировнию и оптимизм.98
4.Высоким уровнем саморегуляции, обеспечивающим направленность на решение какой–либо "большой" идеи, устремленность к определенного рода деятельности. Сюда же относится и отмечаемое у творческих людей трудолюбие и "последовательность, цепкость внимания".
Переходя к анализу главной способности человека – способности быть личностью, следует сразу же уточнить, что речь идет о способности к социально ответственному поведению и деятельности. Говоря об этой фундаментальной способности человека, имеют в виду заложенную в каждом из нас возможность к формированию навыков жизни в обществе: чувства долга, ответственности, общественной инициативы и др.
Способность быть личностью есть не что иное, как способность легко и просто осваивать и создавать социальные нормы, обеспечивающие оптимальные отношения между людьми, эффективное осуществление совместной деятельности, активную персонализацию, то есть передачу, адресацию другим своей неповторимости, исключительности, непохожесть и др.
"Человек не рождается с готовой способностью вскрывать в окружающих его вещах закрепленные в них человеческий опыт, целесообразность и социальный смысл, –подчеркивают Г.Э.Бурбулис и В.Е. Кемеров. – Требуется довольно продолжительный путь индивидуального развития, выработки навыков и умений, помогающий пользоваться вещами, которые созданы людьми. Мир физический, объективно существующий, лишь постепенно становится для индивида миром человеческим, миром социальной культуры".99
Следовательно, можно сделать вывод о том, что в ходе развития индивида у него формируется особая способность (совокупность навыков и умений) жить в мире социальной культуры. Авторы называют эту способность духовностью. "Духовность в этом аспекте может определяться как способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и интересы".100
Соглашаясь с идеей существования такой способности, хотелось бы сделать уточнение относительно термина "духовность". Думается, он здесь не совсем уместен в силу традиционной языковой закрепленности этого понятия за позитивным содержанием нравственной деятельности.101 В данном случае лучше было бы использовать выражение "способность быть личностью". Это позволяет вести речь не просто о духовности человека, а о человечности человека, то есть о том, насколько данный индивид является собственно человеком. Критерием личности индивида как раз и является степень сформированности в структуре его внутреннего мира качеств и свойств, открывающих ему доступ к накопленной людьми культуре и дающих ему силы для ее освоения и реализации в созидательно–конструкторской деятельности.
Очевидно, что как и всякая способность, способность быть личностью может быть развита в большей или меньшей степени. "Человек, который чисто формально выполняет свои обязанности, проявляет равнодушие к судьбам людей дела, в большей или меньшей степени утрачивает способность быть идеально представленным в делах и мыслях, в жизни других людей".102
Базовые и высшие способности журналиста, взаимодействуя с нормами профессиональной деятельности, реализуются в качестве совокупности умений и навыков, то есть профессиональных способностей.
Очевидно, что структура так понимаемых профессиональных умений и навыков совпадает со структурой норм профессиональной деятельности. Другими словами, говоря о видах профессиональных способностей, мы можем выделить умения и навыки, связанные с различными комплексами операций, обеспечивающих осуществление познавательной, проективной и коммуникативной деятельности.
Познавательные способности журналиста представляют собой проекцию его интеллектуального потенциала на закономерности журналистского познания действительности.103
Проективные способности реализуются через умения сформулировать (или выбрать) и предложить правильную, эффективную, реализуемую идею (норму, правило, проект), использование которых позволяет субъектам исторического процесса преобразовать свое окружение или самих себя. Другими словами, это способность создавать новые полезные идеи для решения проблем, возникающих перед обществом и конкретными людьми.
Проективные способности, как и любые другие могут быть развиты в большей или меньшей степени. Степень развития этой способности зависит и от наследственности и от окружающей среды и от подготовки, полученной в прошлом и от некоторых других факторов, налагающих весьма существенные ограничения на способность человека к изобретению новых идей.
Вместе с тем следует учитывать, что у человека, даже обладающего вполне развитой проектной способностью, она может выражаться в большей или меньшей степени в зависимости от требований социальной среды, от уровня подготовки в определенной предметной области, нуждающейся в предложении новых идей и т.п. Хотя проективная способность может быть в определенных пределах развита путем изучения процесса творчества, тренировки и применения соответствующих методов, однако следует иметь в виду, что многочисленные исследования показали отсутствие прямой зависимости между уровнем умственного развития и проективной способностью. Правда, по поводу этого утверждения следует сделать две оговорки. Во–первых, связь между проективными и умственными способностями отсутствует лишь выше определенного, достаточно высокого показателя интеллектуального развития. Другими словами при низком умственном потенциале нет и проективных способностей. Другая оговорка касается верхнего предела шкалы умственного развития. По некоторым наблюдениям, при очень высоких значениях умственных способностей наблюдается обратная зависимость между умственным развитием и проективной способностью.104
Замечено также, что более интересные творческие идеи дают люди, склонные не к рассудочному, а к эмоционально–воспринимающему типу мышления. Люди, обладающие развитой интуицией, восприимчивостью к реальной действительности (а не ее теоретическим моделям) и т.п., как правило, более склонны к разработке проектных решений. Понятно, что все эти утверждения носят усредненный, статистический характер и просто констатируют отсутствие однозначной зависимости между умственным развитием и проективной способностью.
Высокий уровень проективной способности предполагает наличие у журналиста таких качеств как:
изобретательность – то есть умение выдумывать или изобретать полезные идеи и принципы, на основе которых могут быть решены социальные проблемы;
аналитичность – то есть умение или способность анализировать выдвинутый принцип или идею решения с использованием имеющихся знаний с целью быстрого получения правильных рещений;
эрудированность– доскональное значение и глубокое освоение изучаемой действительности как в данной конкретной области, так и в смежных областях, где могут находиться искомые решения;
смелость, решительность – дающие возможность принять решение в условиях недостатка информации или предложить оригинальное решение, рискуя вызвать гнев или насмешку со стороны читателей или иных социальных систем;
реалистичность – умение трезво оценить возможность реализации предлагаемых идей, понимание возможностей и ограничений неизбежно искажающих первоначальный замысел.
Коммуникативные способности связаны с умением изложить свое мнение содержательно, сжато, точно, доходчиво, сохраняя собственное достоинство, вызывая положительное отношение читателей и оберегая их достоинство. Неумение правильно изложить мысль приводит к тому, что аргументация автора не воспринимается, а мысли собеседника направляются на поиск возражений.105
Всем, кто пробовал создавать тексты, предназначенные для более или менее массовой аудитории, известны те трудности, которые для некоторых авторов становятся непреодолимыми. Именно трудность порождения текста вызывает особое отношение к тем, кто умеет их создавать. Советский философ А.А.Брудный писал по этому поводу: "...Способность продуцировть тексты издавна придает ее обладателю определенный социальный престиж. Личность, продуцирующая тексты особых семантических и стилистических достоинств, заслуженно почитается уникальной: зачастую ее имя входит в историю".106
Коммуникативные спосбности выражаются в умении быстро и правильно выбирать (и соответственно воспринимать) средства общения. Коммуникативные способности обладают очень широким диапазоном действия и определяют как коммуникативный аспект социального поведения, так и специальную коммуникативную деятельность. Говоря о коммуникативном аспекте социального поведения, мы имеем в виду умение правильно понимать улыбку, жесты человека и др.
Коммуникативные способности формируются и выявляются в процессах коммуникации, т.е. передачи информации посредством различных знаковых систем. Коммуникативная способность реализуется в следующших умениях:
– устанавливать контакт с другими людьми;
– входить в разные роли и приходить к взаимопониманию в различных условиях взаимодействия и на разных условиях обмена информацией;
– сохранять в процессе общения относительную внутреннюю автономию;
– побуждать партнера по коммуникации к изменение в их сознании и поведении.
Уровень развития коммуникативных способностей определяет коммуникативный потенциал журналиста – то есть потребность, готовность, способность и энергию, направленные на самореализацию в процессе общения с другими людьми. Коммуникативный потенциал проявляется как в диапазоне контактности журналиста с другими людьми, широте и многообразии его отношений с окружающими, так и в степени включенности в психологический контакт.
Основными формами существования профессиональных способностей являются умения и навыки. Как известно, умения и навыки тесно связаны со знаниями, ценностями и нормами, но отличаются от них тем, что характеризуют не только уровень понимания действительности, но и уровень владения средствами ее изменения.
Другими словами, умение (навык) есть результат овладения способами деятельности, количественная мера способности.
Умения и навыки различаются по степени освоения способа деятельности. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, то есть в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождения принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому действия, совершающиеся с помощью умения всегда осознаваемы. Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие приобретаетавтоматизировнный характер, а контроль за его выполнением осуществляется, главным образом, подсознательно. Именно поэтому, психологи объясняют "навыки" как "автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения".107
Высокоразвитые умения имеют сложную структуру, включают в себя более простые умения и ряд навыков, которые так связаны между собой, что обеспечивают целостный акт решения мыслительных задач. Умственные действия, в которых проявляются данные умения, включают в себя анализ условий и путей решения задач, отбор знаний, способов действий и навыков, их применение в нужной комбинации и последовательности.
Совокупность навыков и умений журналистов можно анализировать, как динамическую развивающуюся систему, характеризуемую:
а) составом – определенным количеством элементов (элементарных умений), образующих компоненты системы (сложные умения);
б) структурой – отношениями между элементами, компонентами и подсистемами испольнительной сферы;
в) состоянием – уровнем развития по отношению к какому–то критерию.
Говоря об уровне овладения общественно выработанной технологией профессиональной журналистской деятельности, Г.В.Лазутина выделяет три уровня: обученность, умелость, мастерство. Обученность сводится к воспроизводству уже известных приемов и операций. Умелость отличается тем, что журналист умеет использовть освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях. Мастерство представляет собой высший уровень овладения инструментальной вооруженностью.
В ходе такого овладения журналист проходит три стадии: первый уровень – репродуктивный – связан с таким уровнем овладения интеллектуальными и практическими навыками, который обеспечивает их воспроизводство при решении известных задач в известных условиях; второй уровень – частично–поисковый – предполагает умение использовать освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях; третий уровень – мастерство – связан со свободным творческим владением всем профессиональным инструментарием и способность – в случае необходимости – создавать новый.108
Каждое умение может быть и репродуктивным, и в высокой степени творческим. Например, одно и то же умение воспринимать, оценивать и осмысливать информацию на первом уровне может представлять собой только умение работать с готовым материалом – умение прочитать документ, выделить в нем главное, сделать выписки, составить тезисы и т.п. На третьем уровне развития это же умение характеризуется способностью человека самостоятельно увидеть проблему, отражением которой явилась данная информация, переструктурировать проблему, сделать выводы, обобщающие гораздо больший объем материла, нежели тот, что заключен в самой информации.
Или, например, организационные умения. На первом уровне они могут выражаться в способности выбрать уже кем–то разработанный образ жизни и профессионального поведения. На высшем уровне они представляют собой способность самостоятельно поставить цели (перед собой или перед коллективом), разделить эти цели на ряд частных, разработать план достижения этих целей и т.п.
Многочисленные исследования психологов установили четкую зависимость между уровнем развития умения и уровнем развития мотивации. Владение умениями первого уровня как правило связано с безразличным отношением к деятельности. Совершенствование умений сопровождается улучшением мотивации деятельности. Вместе с тем следует предостеречь от отождествления уровней развития мотивационной и исполнительской сфер журналиста.
Высокий уровень развития мотивационной сферы (острое ощущение гражданской ответственности, страстное желание приносить пользу своим творчеством и т.д.) довольно часто соседствуют с низким профессиональным мастерством. Бывает и наооборот: журналист неплохо владеет ремеслом, умеет собрать материал, построить текст (иногда весьма впечатляющий), но сам ко всему этому относится как к очередному "взбиванию пены".
Сложность, неоднозначность взаимосвязей между мотивационной и исполнительной сферами творческой индивидуальности определяют важность формирования таких фундаментальных умений, как:
самостимуляция (то есть такая организация собственной побудительной сферы, которая способствует быстрому и эффективному достижению цели);
саморегуляция (то есть умение выбирать в определенных обстоятельствах нужные умения);
самоконтроль (умение быстро исправлять неточности в реализации профессиональных действий).
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что способности есть лишь исполнительский механизм. Что этот механизм будет исполнять, зависит от мотивационной и смысловой сфер личности. Общеизвестно, что многие люди, принесшие человечеству неисчислимые бедствия, обладали замечательными способностями.





Наши рекомендации