Глава 3. результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы по исследуемой нами проблеме, а также данные экспериментальных исследований говорят о том, что нарушение речи — одно из наиболее часто встречающихся нарушений среди младших школьников. Поэтому появляется необходимость дополнительного изучения влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий на состояние организма детей 7-9 лет с нарушением речи.
В ходе педагогического эксперимента эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий оценивалась на основании динамики данных развития психических процессов: памяти – исследовалось количество запоминаемых слов в минуту (таблица 1); внимания, с помощью теста Бурдона (таблица 2); речь – тест для диагностики дисграфии (таблица 3).
Целесообразность исследования данных показателей обусловлена тем, что при нарушении речи, а в особенности такого вида нарушения как дисграфия, прослеживается прямолинейная зависимость в развитии таких процессов как память и внимание. То есть, при речевых расстройствах наблюдается снижение объема памяти, ее прочность, и точность. В отношении внимания страдают такие его свойства, как концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.
После эксперимента, нами было проведено сравнение полученных данных до начала педагогического эксперимента и после. На основании этих результатов мы выявили достоверные различия по показателям развитости исследуемых нами процессов, а именно памяти, внимания и речи, у младших школьников 7-9 лет с дисграфией.
Таблица 1 – Показатели методики запоминания младших школьников 7-9 лет с дисграфией до и после эксперимента
n | Количество запомненных слов в контрольной группе | Количество запомненных слов в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 42,71 | 42,86 | 53,43 | ||
M | 3,83 | 4,04 | 3,69 | 2,70 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
В таблице 1 представлены показатели методики запоминания до и после эксперимента. В результате статистического анализа было установлено, что у младших школьников 7-9 лет с дисграфией до начала эксперимента выявлены более низкие показатели развития памяти, равное 42,71±3,83 в контрольной группе, и 43,53±3,69 в экспериментальной, по сравнению с показателями после эксперимента, которые составили 42,86±4,04 в контрольной группе и 53,43±2,70 в экспериментальной (p≤0,01). То есть данный показатель статистически недостоверно изменился на 5,29%.
В результате проведенного тестирования в начале нашего исследования самый низкий показатель в экспериментальной группе составлял 35%, а после проведения занятий по составленной нами методики произошло увеличения данного результата до 48%. Отсюда следует вывод, что разработанная нами методика оказала положительное влияние на свойства памяти и повысила их результаты (таблица 1).
Таблица 2 – Показатели корректурной пробы (тест Бурдона) младших школьников 7-9 лет с дисграфией до и после эксперимента
N | Продуктивность внимания в контрольной группе | Продуктивность внимания в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 48,29 | 49,29 | 48,57 | 55,43 | |
m | 3,06 | 3,01 | 3,07 | 3,31 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
Вторым исследуемым показателем являлась продуктивность внимания. Результаты представлены в таблице 2. Показатели внимания до эксперимента составили 48,29±3,06 в контрольной группе, и 48,57±3,07 в экспериментальной. По завершению эксперимента можно наблюдать улучшение данного показателя: в контрольной группе значение возросло до 49,29±3,01; в экспериментальной группе показатель увеличился более значительно – продуктивность внимания составила 55,43±3,31, т.е. данный показатель статистически достоверно изменился на 3,93%. В ходе проведения эксперимента был зафиксирован самый низкий показатель в экспериментальной группе 37%, после проведения эксперимента результат улучшился до 41%, что свидетельствует о положительной динамике.
Таблица 3 – Показатели тестирования диагностики дисграфии младших школьников 7-9 лет до и после эксперимента
n | Диагностика дисграфии в контрольной группе | Диагностика дисграфии в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 40,57 | 45,71 | 51,57 | ||
M | 2,50 | 2,29 | 2,71 | 2,86 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
Также в ходе проведения эксперимента анализировались показатели дисграфии младших школьников 7-9 лет. Данные тестирования приведены в таблице 3. Показатели речи до эксперимента составили 40,57±2,50 в контрольной группе, и 45,71±2,71 в экспериментальной. После проведения эксперимента показатели возросли и составили 43±2,29 и 51,57±2,86 соответственно, т.е. данный показатель статистически достоверно изменился на 4,14%. Данную динамику можно объяснить положительным воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий на организм ребенка, так как дыхательная, речедвигательная гимнастика и специальные упражнения способствуют улучшению функционирования артикуляционного аппарата.
Таким образом, на основании полученных нами результатов, мы можем видеть улучшения, которые произошли преимущественно в экспериментальной группе. В контрольной группе нами значительных изменений выявлено не было. Обусловленность значительных позитивных изменений в экспериментальной группе заключается в том, что в данной группе проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые включали в себя занятия по разработанной нами методике, а именно речедвигательная и дыхательная гимнастики, а также общеразвивающие и специальные упражнения.
Рисунок 1 – График прирост среднегрупповых показателей развития психических процессов детей 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента
Как нами ранее было замечено, такие психические процессы, как внимание память и речь имеют прямолинейную зависимость, т.е. при замедленном развитии одного из процессов, происходит более медленное развитие остальных двух. Эту зависимость мы можем наблюдать на графике прироста, который мы составили, опираясь на полученные данные. На данном графике мы отобразили динамику изменений после проведения эксперимента в процентах.
Так, показатель методики запоминания, в контрольной группе увеличился на 0,15%, а в экспериментальной на 10,43% по сравнению с показателями до эксперимента. Показатель внимания, в контрольной группе увеличился на 1%, а в экспериментальной 6,86%, по сравнению с показателями до эксперимента. По результатам диагностики дисграфии, в контрольной группе показатели увеличились на 2,43%, в экспериментальной на 5,86%, по сравнению с показателями до эксперимента.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что младшие школьники
7-9 лет с дисграфией, находящиеся в контрольной группе в летний период не получили должного обеспечения речевого развития, по причине того, что с ними не проводились какие-либо коррекционные занятия, и в соответствии с этим улучшений речи не произошло. В результате чего мы можем, судить, что речевое развитие младших школьников 7-9 лет проходило в более замедленном темпе, нежели, у младших школьников в экспериментальной группе.
А в экспериментальной группе проводилась работа коррекционной направленности, за счет проведения нами физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая дала положительный результат.
После проведения повторного тестирование младших школьников 7-9 лет, мы смогли увидеть, что дети стали более внимательные, что выразилось в лучшей концентрации и устойчивости, объем памяти увеличился, как и её прочность и точность, а речь, как письменная, так и устная, стала более понятной.
При письме уменьшилось количество типичных и повторяющихся ошибок стойкого характера, не связанных с незнанием правил и норм языка. К таковым ошибкам можно отнести смещение или замену сходных букв или звуков, искажение структуры слова и предложения.
Кроме этого, произошли изменения в скорости письма, дети с дисграфией стали писать быстрее. Школьникам с дисграфией свойственен трудно различимый почерк, после проведенных занятий почерк школьников стал более понятным.
Анализируя представленные результаты, можно говорить о положительной динамике показателей речевого развития младших школьников 7-9 лет с дисграфией, при применении дополнительных занятий физкультурной направленности.
Меньшие показатели отображены в контрольной группе, которые обусловлены отсутствием дополнительных занятий физкультурной направленности.
Результаты наших наблюдений и исследований показали, что используемые физкультурно-оздоровительные мероприятия способствовали улучшению речевого развития младших школьников 7-9 лет с дисграфией, и уменьшению нарушения речи.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования применения физкультурно-оздоровительных мероприятий среди младших школьников 7-9 лет с дисграфией можно сделать следующие выводы:
1. В результате анализа литературных сведений было установлено, что
дисграфия является распространенным заболеванием среди младших школьников, что обусловлено слабой подготовкой детей в детском саду. Так как около 50% детей поступают в школу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. Причиной дисграфии также может, служит недоразвитие или поражение головного мозга, вследствие патологии беременности, родовой травмы, асфиксии, менингита и энцефалита, инфекций и тяжелых соматических заболеваний, вызывающих истощение нервной системы ребенка.
2. По результатам исследования, направленного на изучение влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий у младших школьников 7-9 лет с дисграфией нами было выявлена положительная динамика речевого развития. Мы можем судить об этом по тому, как изменились данные показателей тестирования диагностики дисграфии младших школьников 7-9 лет до и после эксперимента. По результатам данного теста мы видим, что произошли положительные изменения. Помимо тестирования, мы могли наблюдать изменения у школьников на письме: изменилась скорость письма, почерк, уменьшилось количество типичных ошибок во время письма
3. После внедрения, разработанной нами программы мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности было выявлено, что положительные изменения произошли как в речевом развитии, так и в психическом развитии младших школьников 7-9 лет с дисграфией. При изучении результатов тестов было зафиксировано, что при выполнении психологических методик (методика запоминания – для выявления уровня развития памяти, и проба Бурдона – на внимание) до эксперимента школьники показали более низкие результаты. А по завершению эксперимента те же показатели изменились в лучшую сторону, что свидетельствует о том, что занятия физкультурно-оздоровительной направленности благоприятно воздействуют на развитие психики младших школьников.
4. При оценке эффективности применения физкультурно-оздоровительных мероприятий у младших школьников 7-9 лет с дисграфией можно сделать вывод, что их применение оказывает положительное влияние на психическое и речевое развитие младших школьников, что мы можем наблюдать в результатах нашего исследования.
ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Рекомендовать выполнение комплекса лечебной гимнастики (Приложение А) младшим школьникам с дисграфией в ходе учебного процесса, а также в каникулярный период не реже 3 раз в неделю и занятие речедвигательной гимнастики не реже 2 раз в неделю (Приложение Б).
2. Рекомендовать педагогическому составу создавать для школьников условия для самостоятельной двигательной активности детей.
3. Рекомендовать педагогическому составу формировать у школьников желание к каждодневным занятиям физкультурной направленности.
4. Рекомендовать для младших школьников организацию лекций по здоровому образу жизни и оптимизации режима физических нагрузок во время учебной деятельности.
5. Рекомендовать использование полученных результатов исследования в ходе учебного процессамладших школьников на разных этапах учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов, Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам/ Р.А. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 3. - С.39-40.
2. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар. - 1996. - № 1(4). - С.22-44.
3. Атропова, М.В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей/ В.А. Бородкина, Л.Г. Манке, Н.А. Параничева // Народное образование. 1998. - № 9/10. - С. 171- 214.
4. Баландин, В.А. Динамика физического развития детей 6-10 лет. Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Р.Н. Соленова - Краснодар, 1998. - С.24-36.
5. Бальсевич, В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Сов.педагогика. - 1993. - № 8 - С. 18-21.
6. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В.К. Бальсевич, 2000. -408с.
7. Бгуашев, А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7-12 лет: Автореф. дис..канд. пед. наук / А.Б. Бгуашев. - Майкоп, 2000. - 23с.
8. Богомолов, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. – СПб, 2004. - 280 с.
9. Боровой, М.Я. Использование нестандартного оборудования на уроках физкультуры для детей с тяжелыми нарушениями речи / М.Я. Боровой // Дефектология. - 1999. - №4.- С. 37-40.
10. Васильков, В. Главное - здоровье детей / В. Васильков // Народное образование. - 2000. - №3. - С. 175-177.
11. Ващук, Л.Н. Об исправлении тяжелых нарушений речи / Л.Н. Ващук // Специалист. - 1994. - №1.- С. 11-12.
12. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов Издание пятое/ Л. С. Волкова. - 2006 – 65 -67с.
13. Воробьева, Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике/ Т. А. Воробьева, П.А. Воробьева. - С.-Пб.: Литера, 2014. – 35 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 1991.- 420-480 с.
15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1976.- 150 с.
16. Гребняк, Н.Т. Оптимизация обучения первоклассников на основе коррекции функциональных систем / Н.Т. Гребняк //Гигиена и санитария. - 1990. - № 11. - С. 46-48.
17. Дмитриев, А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся/ А.Д. Дмитреев //Гигиена и санитария. - 1994.- № 8. - С. 32.
18. Дудьев, В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Дефектология. - 1995.- №4.- С. 43-50.
19. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№1, - С. 2-7.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: КнигоМир, 2014. – 122 - 128 с.
21. Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии / С.В. Исханова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 85 – 91 с.
22. Касаткин, В.М. Комплексная программа здоровья./ В.М. Касаткин// - 1997.- №3. - С. 7-19.
.
23. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации/ Л.И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996 - № 1. – С.11-18.
24. Лызарь, О.Г. Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис…кан.пед.наук / О.Г. Лызарь – Краснодар, 1998. - 30с.
25. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях/ Н.Г. Метельская. - М.: Сфера, 2014. – 154 – 160 с.
26. Мотылянская, Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.И. Двигательная активность - важнейшее условие здорового образа жизни/ Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 12. - С. 14-22.
27. Неверкович, С.Д.. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С.Д. Неверкович, С.П. Киршев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С.12-16.
28. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М.: Посвещение, 1969. - 644 с.
29. Скворцова, И.В. Логопедические игры / И.В. Скворцова. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2015. – 76 – 83 с.
30. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев //школа здоровья. - 1997. - № 1. - С. 7-14.
31. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная пед. академия, 1995.-368 с.
32. Хрущев, С.В. Медицинские аспекты проблем оптимизации физического воспитания подрастающего поколения. Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие современного человека / С.В. Хрущев. - М.: 1983. - 130-136 с.
33. Эльконин, Б.Д. Психология игры / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 306с.
34. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников : Книга для учителя / Ю.А. Янсон. - Ростов-на-Дону, 1993. - 184 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Примерный комплекс лечебной гимнастики для младших школьников 7-9 лет с дисграфией.
Вводная часть (3-5 минут):
1. Разновидности ходьбы: на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок, с махами рук на каждый шаг.
2. Разновидности бега: на носках с волнообразным движением расслабленных рук, с захлестом голени, галопом правым-левым боком, с высоким подниманием бедра.
3. Пальцевая гимнастика:
a. Сгибание пальцев. И.п. – стойка, руки перед грудью, ладони сложены вместе. Упражнение выполняется плавно, при несколько ускоренном дыхании, 16 раз.
Поочередно сгибать пальцы левой-правой руки между пальцев.
b. Прогибание пальцев. И.п. - стойка. Упражнение выполняется ритмично с максимальной амплитудой. По 10 раз.
Сложить руки ладонями перед грудью. Дыхание нормальное. Вдох через нос. Растопырить пальцы, разъединить кисти. Быстрый выдох через рот. Прижать пальцы обеих рук друг к другу, прогибая их. Вдох через нос. Разъединить пальцы, оставив в прижатом состоянии только их кончики.
c. Сгибание и разгибание пальцев. И.п. – стойка руки в замок. Упражнение выполняется ритмично 10-12 раз, представляя себе картину набегающих и убегающих волн.
Волнообразное движение кистей и пальцев влево-вправо.
Основная часть (30-35 минут):
Игра «Горячий мяч»
Инвентарь: мяч
Инструкция. Дети стоят в кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо учащемся, затем передается в обратную сторону.
Дыхательные упражнения:
«Ветки»
Дети поднимают руки вверх и делают глубокий вдох, затем плавными движениями опускают руки вправо, затем влево с глубоким выдохом, имитируя качание веток на ветру.
«Баян»
Дети сжимают руки в кулак у груди и делают глубокий вдох, затем раздвигают руки и разжимают кулак в стороны с глубоким выдохом, с протяжным произношением музыкальных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, имитируя игру на баяне.
«Певец»
Дети делают глубокий вдох, приподнявшись на носочки и потянув руки вверх. Затем при выдохе громко и протяжно произносят по предварительной команде учителя гласные буквы. В завершении - выдох «ХА»
Дыхательные упражнения:
«Насос»
Стоя, ноги вместе, руки опущены.Вдох, наклон туловища вправо, выдох,встать прямо, произносить «с-с-с-с-с». Тоже – влево.
«Регулировщик»
Стоя, ноги на ширине плеч.Одну руку поднять вверх, другую – в сторону.Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохоми произношением звука «р-р-р-р-р-р» (4-5 раз).
«Мячи»
Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,хорошо подтянуться, Подняться на носки –вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню –
выдох, произнося «у-х-х-х-х» (4-5 раз).
Игра «Охотники и лисицы»
Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего - «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие - «лисицы».
«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.
Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».
Дыхательные упражнения:
«Самолетик»
Рассказывать стих, а ребенок выполняет движения в ритме стиха:
Самолет – самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Постою и отдохну (стоит прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево).
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставлены,руки опущены, размахивая руками вперед,назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз).
«Трубач»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх,медленный выдох, громко произнося «п-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз).
Игра «Услышь свое имя».
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.
Упражнения с маленькими мячами, имеющими фактурную поверхность.
Руки с мячом перед собой. Упражнения выполняются в среднем темпе по 2-3 мин. Дыхание ровное.
· Перекатывать мяч от себя.
· Перекатывать мяч к себе.
· Катать мяч между ладонями.
· Катать мяч одной рукой по тыльной поверхности ладони другой руки.
Заключительная часть (2-3 минуты):
Игра «Импульс»
Инструкция: дети стоят в кругу, учитель начинает передавать «импульсы» детям в обе стороны нажатием руки. В конце учитель говорит, какая рука у детей быстрее (правая или левая).
Дыхательное упражнение: и. п. – стойка.
Вдох – руки вверх, прогнуться.
Выдох – наклон вниз, произнести звук «фуууу».
Приложение Б
Примерный комплекс речедвигательной гимнастики для младших школьников 7-9 лет с дисграфией.
Упражнение «Поющий шарик»
Дидактические задачи: учить плавному, длительному выдоху при помощи гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: воздушный шарик.
Методика проведения. Участники садятся на пол. В руках у педагога воздушный шарик. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он кидает воздушный шарик к одному из участников. Во время пока летит воздушный шарик, необходимо пропевать звук. Ребенок, поймав воздушный шарик, передает его своему соседу, озвучивая весь путь.
1. Артикуляционное упражнение «Окошко»
И. п. – рот закрыт. Широко открыть рот – закрыть рот. Кисть руки: сжать-разжать.
Физическое упражнение «Окошко»
И. п. – стоя, руки за спину. На счёт раз – носки врозь, два - и.п.
2. Артикуляционное упражнение. «Заборчик – трубочка»
И. п. – рот закрыт.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты; губы вытягиваются вперёд,
«трубочкой». Задание повторять 4 - 6 раза без остановки.
Движение кисти руки: на счёт «один» – пальцы врозь, на счёт «два» –пальцы сомкнуть вместе.
Физическое упражнение «Заборчик – трубочка»
И. п. – стоя, руки к плечам. На счёт 1 -2 –приставной шаг, наклон вперёд со звуком «Ю». На счёт 3-4 тоже влево, исходное положение.
3. Артикуляционное упражнение «Часики»
И. п. – улыбнуться, чуть открыть рот.
Кончиком языка коснутся правого уголка рта, после – левого. Эти движения выполняются 6-8 раз без остановки; при выполнение упражнения, необходимо чтобы нижняя челюсть не шевелилась.
Кисть руки – перемещается один лишь указательный палец, остальные пальцы сжаты в кулак.
Физическое упражнение «Часики»
И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – наклон туловища вправо, произнести «тик»,
3-4 – тоже влево, произнести «так».
4. Артикуляционное упражнение «Маятник»
И. п. – рот открыт, язык лежит плоско у нижних зубах.
Язык, поднимается за верхние зубы, затем язык опускается в исходное положение. Задание повторяется 6-8 раз.
Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.
Физическое упражнение «Маятник»
И. п. – стойка руки за спиной .
1-2 – подняться на носки;
3-4 – опуститься на пятки.
5. Артикуляционное упражнение «Пони»
И. п. – рот приоткрыт, губы улыбаются, языком производим щелчок, челюсть не двигается.
Кисть руки – большим и средним пальцем выполняется щелчок одновременно с языком.
Физическое упражнение «Пони» – выполнение переднего галопа.
6.Артикуляционное упражнение «Дятел»
И. п. – улыбнуться, открыть рот. Язык за верхними зубами, производить звуки «Дэ-дэ-дэ».
Кисть руки –касается большой палец с указательным, в темпе произнесения звука «Д».
Физическое упражнение «Дятел»
И. п. – лежа на животе, руки на полу, лоб на ладонях, ноги прямые, пятки прижаты друг к другу.
1-2 – поднять плечи вверх, руки за голову;
3-4 –вернуться в и. п.
Упражнение на дыхание:
«Насос»
Исходное положение – стоя, руки вдоль туловища. Наклоны вперёд со звуком «С», руки выполняют движения имитирующие движения насоса.
«Булькание»
Оборудование – стакан с водой, соломенная трубочка. Сильный выдох в трубочку.
Артикуляционно-пальчиковые упражнения:
Дельфин»
Исходное положение: голова держится прямо, подбородок слегка приподнят, рот закрыт.
На счет «раз» нижняя челюсть опускается вниз на расстояния двух пальцев, язык не подвижный, лежит у нижних резцов, губы принимают форму круга, зубы не открываются. На счет «два» зафиксировать открытый рот; на сет «три» рот закрыт. При выполнение упражнения нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась вперед. Все внимание уделяем на опускание челюсти.
Движение кисти руки педагог, все пальцы сжаты в кулак, большой палец находится сверху. Во время открытия рта, кулак разжимается, 4 пальца расположены вперед. Большой палец расположен точно в сторону.
2. «Улыбка-трубочка»
Исходное положение: зубы вместе, губы сомкнуты в спокойном состоянии.
На счет «раз» губы вытягиваются вперед, принимая форму «трубочки». На счет «два» губы растягиваются в стороны, не показывая зубов. Задания выполняются 6-8 раза без перерыва.
Движение кисти руки педагога: сжать все пальцы в кулак, на счет «два» пальцы в стороны.
3. «Расческа»
Нижние зубы прикасаются верхней губы и не сильно покусывают ее, затем, такое же действия делают верхние зубы, прикасаясь нижней губы.
Кисть руки – неподвижна, ладонь вверх, двигаются только пальцы. Ладонь - вниз, двигаются только пальцы.
4. «Качели»
Исходное положение: рот открыт, язык находится в естественном положении.
На счет «раз» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Задание выполняется 6-8 раз.
Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.
5. «Часики»
Исходное положение: рот приоткрыт, язык находится в естественном положении.
На счет «раз» кончиком языка коснутся внутренней стороны левой щеки, на счет «два» - внутренней стороны правой щеки. Упражнение выполняется 7-8 раз без остановки; обращаем внимание, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.
Речедвигательные упражнения:
1. Звук А.
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне ключицы, локти в стороны, пальца сжаты в кулак. Спина прямая, стопы вместе.
При произнесении А руки разводятся в стороны, прогибаемся в пояснице, голова приподнят.
Звук О.
Исходное положение: руки внизу, пальцы сжаты в кулак.
При произнесении О руки поднимаютсявверх через стороны и соединяются пальцами в замок над головой. Подбородок приподнимается. Во время выполнения упражнения прогибаемся в пояснице, мышцы спины и бедра находятся в напряжении.
Звук У.
Исходное положение:Руки согнуты в локтях, кисти на уровне ключицы сжаты в кулаки. Прыжком вверх разжимается кулак.
При произнесении У кисти выводятся вперед, пальцы направлены вверх. Корпус держим прямо. Смотрим вперед.
2. Звук И.
Исходное положение:Руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч,пальцы собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.
При произнесении И руки поднимаются вверх. Одновременно подняться на носки.
3. Звук Ы.
Исходное положение:Руки опущены вниз, пальцы сжаты в кулак и повернуты к себе.
При произнесении Ы производится быстрое движение руками вперед, при этом на каждое произношение, сгибаем колени (динамика очень сильная).