Особенности психоэмоционального и физического развития детей 7-9 лет с нарушением речи
Нарушения речевой функции являются отклонением, которое существенно сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека [31, c. 368]. Речевые патологии обычно сочетаются с отставанием в общем психическом и физическом развитии.
При исследовании морфофункционального состояния детей с тяжелыми нарушениями речи было выявлено их отставание в физическом и биологическом развитии на 1-1,5 года от здоровых сверстников [7, c.23]. Наиболее было выражено отставание следующих параметров: экскурсия грудной клетки, становая сила, кистевая сила, статическая, становая и скоростная выносливость.
Итоги анамнезов показывают, что у многих детей при рождении были задержки в развитии статических и двигательных функций: они с запозданием начали держать голову, хватать различные предметы, ползать.
Школьники 7-9 лет с патологией речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [4, c. 28].
У детей с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, выявлено отставание от здоровых сверстников в физическом развитии по следующим параметрам: быстрота, выносливость, ловкость, сила [20].
Отставание в психическом развитии у детей с ОНР проявляется в неустойчивости внимания и памяти, особенно речевой, в низком уровне понимания словесных инструкций, недостаточности регулирующей функции речи, низком уровне контроля за собственной деятельностью, нарушении познавательной деятельности, низкой умственной работоспособности [14, с. 350].
Исследованиями памяти детей с ОНР занималась ученая Г.С. Гуменная. Она наблюдала следующие особенности памяти:
Ø общее снижение функции слуховой памяти;
Ø низкий уровень отсроченного воспроизведения;
Ø низкий уровень продуктивности запоминания;
Ø относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Органическое поражение мозга связано с быстрым истощением и пресыщением любым видом деятельности. Утомление сказывается на общем поведении: возникают головные боли, расстройство сна, вялость1 [30, с. 7]. Они эмоционально неустойчивы.
Дети с функциональными отклонениями в ЦНС эмоционально реактивны, у них отмечаются невротические реакции. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью или пугливостью [22, с. 16].
1.5. Воздействие специальных упражнений на психическое и физическое развитие детей с речевыми нарушениями
В настоящее время большинство специалистов, такие как Алябьева Е.А., Чистякова М.И., Ванюхина Г.А., склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма учащегося, без развития общего, эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса [6, c. 275].
Согласно теории о структуре мозга, низший уровень – это речедвигательный. Поэтому развивая движение, мы развиваем речь ребёнка.
Речедвигательная ритмика – комплекс упражнений, в которых выполняются одновременные движения тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи [1].
Речедвигательная ритмика предполагает использование связи движений и речи, и может быть включена любую реабилитирующую методику воспитания и обучения детей, как развивающихся без отклонений, так и с различными патологиями психофизического развития, с речевой патологией. Целью речедвигательной ритмики является нормализация речи путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Применяя речедвигательную ритмику, мы развиваем психические процессы, оптико-пространственное представление, темпоритмическую переключаемость и координацию движений, а так же положительно воздействуемна развитие и коррекцию речи: воспитание ритма и темпа дыхания и речи [3, с. 196]. Во время занятий, выполняя ритмические движения, у детей формируется раскованность и непринужденность, что благоприятным образом сказывается и на двигательных свойствах речевых органов.
В речедвигательной ритмике применяются следующие средства:
· ходьба и маршировка в различных направлениях;
· упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
· упражнения, регулирующие мышечный тонус;
· упражнения, активизирующие внимание;
· счётные упражнения;
· речевые упражнения без музыкального сопровождения [3, с. 205].
Средства, применяемые в ритмике, являются системой постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, которые являются основой самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией [16, с. 47].
В процесс организации физкультурно-оздоровительных мероприятий вовлечены инструктор по физической культуре, логопед и музыкальный руководитель, деятельность которых направлена на всестороннее развитие ребёнка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи [2, с. 42].Обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на умение ориентироваться в пространстве, на способность активно преодолевать трудности. Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции также направлены на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы [13, c. 35].В упражнения на развитие дыхания присутствует речитатив, произносимый на выдохе [13].
В занятиях с детьми с речевыми нарушениями используются общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения направлены на всестороннее развитие организма в целом, а также на развитие мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Данные упражнения делятся на упражнения с предметами и без [24, с. 30].
Коррекционные упражнения направлены на полное или частичное устранение, имеющегося дефекта. Данные упражнения выполняются под спокойную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используются следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а так же остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки) [34, с. 184].
Положительными особенностями применения физических упражнений является:
1) универсальность (в организации нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение).
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок).
3) возможность длительного применения, которое не имеет органического перехода из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное [23, с. 11].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что целенаправленные занятия физическими упражнениями, влияют положительно не только на физическое развитие, но и на психическое. Происходит развитие психических качеств, дети становятся более внимательными, объем их памяти увеличивается, улучшается процесс мышления, речь становиться более грамотной, с меньшими дефектами. Улучшаются коммуникационные способности, и в связи с этим дети чувствуют себя более уверенными и охотнее идут на контакт. Оказывая коррекционное воздействие на физическое развитие, мы тем самым корригируем и психическое.