Влияние физкультурно-оздоровительных мероприятий на психическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением речи
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Выпускная квалификационная работа
студента 44 группы Золотченко Федора Алексеевича
Научный руководитель:
Л.В. Рощина
Великие Луки, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 5
1.2. Психическое развитие детей младшего школьного возраста 5
1.2. Развитие речи у детей 8
1.3. Краткая характеристика нарушений речи и их причины 9
1.4. Особенности психоэмоционального и физического развития детей 7-9 лет с нарушением речи 13
1.5. Воздействие специальных упражнений на психическое и физическое развитие детей с речевыми нарушениями 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 18
2.1.Методы исследования 18
Организация исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. 24
ВЫВОДЫ... 31
ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 34
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 38
Приложение А.. 39
Игра «Салка и мяч». 40
Игра «Охотники и лисицы». 41
Приложение Б.. 44
ВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией, и на ее основе формируются и развиваются психические процессы. Речь считается молодой функцией, и поэтому она наиболее подвержена воздействиям внешней среды и эндогенным факторам [12, с. 65].
Из исследований различных ученых, связанных с изучение психоречевой деятельности младших школьников, мы можем видеть, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушение речевого развития, увеличивается [14, с.480]. В связи с этим актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение.
При задержке речевого развития происходит задержка психического развития, а это в свою очередь приводит к отставанию в двигательной сфере, ухудшает психоэмоциональное состояние, недоразвитию моторики, неуверенности в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность. В следствии, необходимо раннее начало коррекции речевых нарушений, такими специалистами как логопеды, психологи и инструкторы лечебной физической культуры [20, с. 122]. Коррекция речевых нарушений у детей включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые будут оказывать благоприятное влияние на коррекцию речевых нарушений у детей, так как чем больше ребенок проявляет двигательную активность, тем лучше развивается его речь, а также будут способствовать укреплению нервной системы [17, с. 32].
Таким образом, данное исследование является актуальным так как, из года в год процент детей с нарушением речевого развития увеличивается, а разработанная программа физкультурно-оздоровительных мероприятий способна скорректировать имеющиеся нарушения у детей, благодаря увеличению их двигательной активности. Благодаря данной программе возможно повышение уровня развития двигательного потенциала, оздоровление, укрепление организма в целом, улучшение психоэмоционального статуса, что косвенно способствует речевому развитию и избавляет ребенка от неправильного отношения к своему дефекту речи.
Цель исследования – разработка и научное обоснование программы физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой теме.
2. Изучить влияние физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников 7-9 лет с дисграфией на динамику речевого развития.
3. Разработать и внедрить программу физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с нарушением речи.
4. Оценить эффективность применения разработанной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий и проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – нарушения речевого развития у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования –особенности влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий на речевую функцию детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Гипотеза -предполагается, что использование разработанной нами программы, направленной на коррекцию речевых нарушений, позволит уменьшить дефекты речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие речи у детей
Речь – форма общения людей, с помощью словесных конструкций, которые возникают на основе определенных правил.
Развитие речи у детей это тяжелый процесс, который проходит много этапов. Дети не сразу осваивают лексико-грамматический строй, словоизменения, словообразование, звукопроизношение и слоговую структуру.
По мнению А.Н. Леонтьева, в развитии речи детей следует выделить 4 этапа [8, с. 280]:
1-й – подготовительный (с рождения - до 1 года);
2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Подготовительный этап иначе называется дословесным. Связанно это с тем, чтов младенческом возрасте ребенок не произносит слова. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, а до этого для проявления своих потребностей и своего самочувствия ребенок использует звуки [15, c. 150].
Выделяют сенситивный период развития речи детей, и таковым является преддошкольный этап.На данном этапе развития ребенка, все функции центральной нервной системы, в процессе их естественного формирования, наиболее легко тренируются и воспитываются [32, с. 130]. Важным условием при формировании речи является создание благоприятных условий, при наличии неблагоприятных условий, в период развития ребенка, формирование речевой функции искажается, и в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. В конце преддшкольного этапа практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает необходимыми грамматическими формами родного языка, набирает лексический запас слов [18, c. 43-50].
На дошкольном этапе происходит наиболее усиленное речевое развитие детей. Словарный запас резко увеличивается, к концу этапа ребенок почти полностью овладевает разговорной речью, его фонетикой, лексикой и грамматикой в рамках, необходимых для устного общения на различные темы в этот возрастной период [18, c. 43-50].
В школьный периодпродолжается развитие связной речи. Дети осознанно изучают грамматические правила оформления свободных высказываний, овладевают звуковым анализом и синтезом. В течение всего периода формируется письменная речь [18, c. 43-50].
На всех этапах развития детской речи одни элементы языка оказываются освоенными полностью, а другие – лишь частично. Изучение фонетики взаимосвязано с формированием лексико-грамматической структуры русского языка [18, c. 43-50].
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Определение показателей развития психики школьников 7-9 лет. (Психологические методики: методика запоминания (А.Р. Лурия), тест Бурдона, тест на выявление дисграфии).
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы статистической обработки данных.
1.Теоретический анализи обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы
Проводилась работа по выбору и анализу методической литературы по исследуемой теме. При обзоре научно-методической литературы нами были определены основные виды нарушений речи. На основе литературных источников мы смогли разработать программу занятий для детей с нарушениями речи.
2. Определение показателей развития психики школьников 7-9лет
Для этого нами были использованы психологические методики, направленные на выявления развитости психических процессов (память, внимание, речь): методика запоминания, тест Бурдона, тест на выявление дисграфии.
Для проверки памяти мы использовали методику запоминания (А.Р. Лурия). Данная методика заключается в исследовании памяти с помощью серии картинок. Серия содержит в себе 20 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки показывают обследуемому с интервалом в две секунды.
Серия картинок: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик.
После показа картинок делают перерыв на десять секунд, затем проверяют, сколько слов запомнил испытуемый. Слова можно называть в любом порядке. Проводящий регистрирует называемые предметы и следит за возможными повторениями и привнесением новых слов, которых не было.
Внимание мы проверяли, используя корректурную пробу (тест Бурдона). Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.
Материал: бланк для выполнения задания, секундомер.
Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 30 сек по команде «стоп» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 3 мин.
Результаты тестирования: для оценки внимания рассчитывают продуктивность внимания, по формуле: К = m:n * 100 %
Оценка результатов:
0 - 20% - очень плохое внимание
21 - 40% - плохое внимание
41 - 60% - среднее внимание
61 - 80% - хорошее внимание
81 - 100% - отличное внимание
Тест на выявление дисграфии.
Инструкция обучающемуся:
Для работы необходимо иметь ручку и цветные карандаши.
Тест содержит шесть заданий (вставить пропущенные буквы в слове, написать рядом с картинкой с какой буквы начинается слово, написать правильную букву в слове). Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни одного.
Если задание не удаётся выполнить сразу, можно перейти к следующему.
После выполнения всех заданий, попробовать сделать те задания, которые пропустил.
1. Вставь пропущенную букву «а» или «я» в слова.
м…ч, к…ша, д…дя.
2. Подчеркни синим карандашом слоги с буквой «с», зелёным – слоги с буквой «з»: за, са, зы, сы, су, зо, зе, зи, си, сё, зё.
3. Напиши рядом с картинкой букву, с которой начинается слово (б или п).
___ ____ _____ ____
____ ____ ____
4. Напиши рядом с картинкой букву «д» или «т», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
____ ____ ____
5. Напиши рядом с картинкой букву «ж» или «ш», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
____ ____ ____
6. Напиши рядом с картинкой букву «г» или «к», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
___ ____ _____
3. Педагогический эксперимент
Была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которой были использованы следующие средства: комплекс общеразвивающих и коррекционных физических упражнений, речедвигательная гимнастика.
Занятия проводились для школьников с речевыми нарушениями в ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Возраст занимающихся составил 7-9 лет.
Нами была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников 7–9 лет на основе речедвигательной ритмики Мухиной А. Я.
Отличием разработанной нами методики является включение в программу физкультурно-оздоровительные мероприятий общеразвивающие и специальные упражнения для развития речи, дыхательную гимнастику, речедвигательную гимнастику.
Занятия проводились в период летних каникул с июля по август, во время лагерных сборов. Занятия проходили пять раз в неделю, по 45 минут. Три раза в неделю со школьниками выполнялся комплекс физических упражнений, два раза в неделю – речедвигательная гимнастика. Комплекс физических упражнений чередовался с речедвигательной гимнастикой.
4. Методы статистической обработки данных
Статистическая обработка полученных результатов выполнена при помощи программ Statistica 10.0.
Для сравнения исследуемых параметров в некоторых случаях изменение этих величин рассчитывались в процентах.
Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (2014-2015 гг.) была выбрана тема работы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цели, задачи, предмет и объект исследования, рабочая гипотиза, подобраны методы исследования, разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий.
На втором этапе (2015-2016 гг.) проводили исследование. Были выявлены показатели развития психики школьников 7-9 лет с речевыми нарушениями до и после проведения физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В исследовании приняли участие 14 школьников в возрасте от 7 до 9 лет: 8 мальчиков и 6 девочек. Исследование было проведено на базе ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Школьники были разделены на 2 группы по 7 человек. В первой группе было 4 мальчика и 3 девочки. Во второй группе также принимали участия 4 мальчика и 3 девочки. Экспериментальная группа занимались по программе, разработанной нами, а контрольная группа занималась по учебному-воспитательному плану лагеря.
Занятия проводились 5 раз в неделю по 45 минут: комплексы физических упражнений – на спортивной площадке, речедвигательная гимнастика – в комнатах отдыха.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проведена обработка полученных результатов, сделаны выводы.
Таблица 1 – Показатели методики запоминания младших школьников 7-9 лет с дисграфией до и после эксперимента
n | Количество запомненных слов в контрольной группе | Количество запомненных слов в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 42,71 | 42,86 | 53,43 | ||
M | 3,83 | 4,04 | 3,69 | 2,70 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
В таблице 1 представлены показатели методики запоминания до и после эксперимента. В результате статистического анализа было установлено, что у младших школьников 7-9 лет с дисграфией до начала эксперимента выявлены более низкие показатели развития памяти, равное 42,71±3,83 в контрольной группе, и 43,53±3,69 в экспериментальной, по сравнению с показателями после эксперимента, которые составили 42,86±4,04 в контрольной группе и 53,43±2,70 в экспериментальной (p≤0,01). То есть данный показатель статистически недостоверно изменился на 5,29%.
В результате проведенного тестирования в начале нашего исследования самый низкий показатель в экспериментальной группе составлял 35%, а после проведения занятий по составленной нами методики произошло увеличения данного результата до 48%. Отсюда следует вывод, что разработанная нами методика оказала положительное влияние на свойства памяти и повысила их результаты (таблица 1).
Таблица 2 – Показатели корректурной пробы (тест Бурдона) младших школьников 7-9 лет с дисграфией до и после эксперимента
N | Продуктивность внимания в контрольной группе | Продуктивность внимания в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 48,29 | 49,29 | 48,57 | 55,43 | |
m | 3,06 | 3,01 | 3,07 | 3,31 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
Вторым исследуемым показателем являлась продуктивность внимания. Результаты представлены в таблице 2. Показатели внимания до эксперимента составили 48,29±3,06 в контрольной группе, и 48,57±3,07 в экспериментальной. По завершению эксперимента можно наблюдать улучшение данного показателя: в контрольной группе значение возросло до 49,29±3,01; в экспериментальной группе показатель увеличился более значительно – продуктивность внимания составила 55,43±3,31, т.е. данный показатель статистически достоверно изменился на 3,93%. В ходе проведения эксперимента был зафиксирован самый низкий показатель в экспериментальной группе 37%, после проведения эксперимента результат улучшился до 41%, что свидетельствует о положительной динамике.
Таблица 3 – Показатели тестирования диагностики дисграфии младших школьников 7-9 лет до и после эксперимента
n | Диагностика дисграфии в контрольной группе | Диагностика дисграфии в экспериментальной группе | |||
До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | До проведения эксперимента | После проведения эксперимента | ||
M | 40,57 | 45,71 | 51,57 | ||
M | 2,50 | 2,29 | 2,71 | 2,86 | |
P | ≤0,01 | ≤0,1 |
Также в ходе проведения эксперимента анализировались показатели дисграфии младших школьников 7-9 лет. Данные тестирования приведены в таблице 3. Показатели речи до эксперимента составили 40,57±2,50 в контрольной группе, и 45,71±2,71 в экспериментальной. После проведения эксперимента показатели возросли и составили 43±2,29 и 51,57±2,86 соответственно, т.е. данный показатель статистически достоверно изменился на 4,14%. Данную динамику можно объяснить положительным воздействием физкультурно-оздоровительных мероприятий на организм ребенка, так как дыхательная, речедвигательная гимнастика и специальные упражнения способствуют улучшению функционирования артикуляционного аппарата.
Таким образом, на основании полученных нами результатов, мы можем видеть улучшения, которые произошли преимущественно в экспериментальной группе. В контрольной группе нами значительных изменений выявлено не было. Обусловленность значительных позитивных изменений в экспериментальной группе заключается в том, что в данной группе проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые включали в себя занятия по разработанной нами методике, а именно речедвигательная и дыхательная гимнастики, а также общеразвивающие и специальные упражнения.
Рисунок 1 – График прирост среднегрупповых показателей развития психических процессов детей 7-9 лет в ходе педагогического эксперимента
Как нами ранее было замечено, такие психические процессы, как внимание память и речь имеют прямолинейную зависимость, т.е. при замедленном развитии одного из процессов, происходит более медленное развитие остальных двух. Эту зависимость мы можем наблюдать на графике прироста, который мы составили, опираясь на полученные данные. На данном графике мы отобразили динамику изменений после проведения эксперимента в процентах.
Так, показатель методики запоминания, в контрольной группе увеличился на 0,15%, а в экспериментальной на 10,43% по сравнению с показателями до эксперимента. Показатель внимания, в контрольной группе увеличился на 1%, а в экспериментальной 6,86%, по сравнению с показателями до эксперимента. По результатам диагностики дисграфии, в контрольной группе показатели увеличились на 2,43%, в экспериментальной на 5,86%, по сравнению с показателями до эксперимента.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что младшие школьники
7-9 лет с дисграфией, находящиеся в контрольной группе в летний период не получили должного обеспечения речевого развития, по причине того, что с ними не проводились какие-либо коррекционные занятия, и в соответствии с этим улучшений речи не произошло. В результате чего мы можем, судить, что речевое развитие младших школьников 7-9 лет проходило в более замедленном темпе, нежели, у младших школьников в экспериментальной группе.
А в экспериментальной группе проводилась работа коррекционной направленности, за счет проведения нами физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая дала положительный результат.
После проведения повторного тестирование младших школьников 7-9 лет, мы смогли увидеть, что дети стали более внимательные, что выразилось в лучшей концентрации и устойчивости, объем памяти увеличился, как и её прочность и точность, а речь, как письменная, так и устная, стала более понятной.
При письме уменьшилось количество типичных и повторяющихся ошибок стойкого характера, не связанных с незнанием правил и норм языка. К таковым ошибкам можно отнести смещение или замену сходных букв или звуков, искажение структуры слова и предложения.
Кроме этого, произошли изменения в скорости письма, дети с дисграфией стали писать быстрее. Школьникам с дисграфией свойственен трудно различимый почерк, после проведенных занятий почерк школьников стал более понятным.
Анализируя представленные результаты, можно говорить о положительной динамике показателей речевого развития младших школьников 7-9 лет с дисграфией, при применении дополнительных занятий физкультурной направленности.
Меньшие показатели отображены в контрольной группе, которые обусловлены отсутствием дополнительных занятий физкультурной направленности.
Результаты наших наблюдений и исследований показали, что используемые физкультурно-оздоровительные мероприятия способствовали улучшению речевого развития младших школьников 7-9 лет с дисграфией, и уменьшению нарушения речи.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования применения физкультурно-оздоровительных мероприятий среди младших школьников 7-9 лет с дисграфией можно сделать следующие выводы:
1. В результате анализа литературных сведений было установлено, что
дисграфия является распространенным заболеванием среди младших школьников, что обусловлено слабой подготовкой детей в детском саду. Так как около 50% детей поступают в школу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. Причиной дисграфии также может, служит недоразвитие или поражение головного мозга, вследствие патологии беременности, родовой травмы, асфиксии, менингита и энцефалита, инфекций и тяжелых соматических заболеваний, вызывающих истощение нервной системы ребенка.
2. По результатам исследования, направленного на изучение влияния физкультурно-оздоровительных мероприятий у младших школьников 7-9 лет с дисграфией нами было выявлена положительная динамика речевого развития. Мы можем судить об этом по тому, как изменились данные показателей тестирования диагностики дисграфии младших школьников 7-9 лет до и после эксперимента. По результатам данного теста мы видим, что произошли положительные изменения. Помимо тестирования, мы могли наблюдать изменения у школьников на письме: изменилась скорость письма, почерк, уменьшилось количество типичных ошибок во время письма
3. После внедрения, разработанной нами программы мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности было выявлено, что положительные изменения произошли как в речевом развитии, так и в психическом развитии младших школьников 7-9 лет с дисграфией. При изучении результатов тестов было зафиксировано, что при выполнении психологических методик (методика запоминания – для выявления уровня развития памяти, и проба Бурдона – на внимание) до эксперимента школьники показали более низкие результаты. А по завершению эксперимента те же показатели изменились в лучшую сторону, что свидетельствует о том, что занятия физкультурно-оздоровительной направленности благоприятно воздействуют на развитие психики младших школьников.
4. При оценке эффективности применения физкультурно-оздоровительных мероприятий у младших школьников 7-9 лет с дисграфией можно сделать вывод, что их применение оказывает положительное влияние на психическое и речевое развитие младших школьников, что мы можем наблюдать в результатах нашего исследования.
ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Рекомендовать выполнение комплекса лечебной гимнастики (Приложение А) младшим школьникам с дисграфией в ходе учебного процесса, а также в каникулярный период не реже 3 раз в неделю и занятие речедвигательной гимнастики не реже 2 раз в неделю (Приложение Б).
2. Рекомендовать педагогическому составу создавать для школьников условия для самостоятельной двигательной активности детей.
3. Рекомендовать педагогическому составу формировать у школьников желание к каждодневным занятиям физкультурной направленности.
4. Рекомендовать для младших школьников организацию лекций по здоровому образу жизни и оптимизации режима физических нагрузок во время учебной деятельности.
5. Рекомендовать использование полученных результатов исследования в ходе учебного процессамладших школьников на разных этапах учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов, Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам/ Р.А. Абзалов // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 3. - С.39-40.
2. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар. - 1996. - № 1(4). - С.22-44.
3. Атропова, М.В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей/ В.А. Бородкина, Л.Г. Манке, Н.А. Параничева // Народное образование. 1998. - № 9/10. - С. 171- 214.
4. Баландин, В.А. Динамика физического развития детей 6-10 лет. Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды НИИ проблем физической культуры и спорта КубГАФК / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Р.Н. Соленова - Краснодар, 1998. - С.24-36.
5. Бальсевич, В.К. Проблемы совершенствования процесса физического воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Сов.педагогика. - 1993. - № 8 - С. 18-21.
6. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В.К. Бальсевич, 2000. -408с.
7. Бгуашев, А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7-12 лет: Автореф. дис..канд. пед. наук / А.Б. Бгуашев. - Майкоп, 2000. - 23с.
8. Богомолов, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. – СПб, 2004. - 280 с.
9. Боровой, М.Я. Использование нестандартного оборудования на уроках физкультуры для детей с тяжелыми нарушениями речи / М.Я. Боровой // Дефектология. - 1999. - №4.- С. 37-40.
10. Васильков, В. Главное - здоровье детей / В. Васильков // Народное образование. - 2000. - №3. - С. 175-177.
11. Ващук, Л.Н. Об исправлении тяжелых нарушений речи / Л.Н. Ващук // Специалист. - 1994. - №1.- С. 11-12.
12. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов Издание пятое/ Л. С. Волкова. - 2006 – 65 -67с.
13. Воробьева, Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике/ Т. А. Воробьева, П.А. Воробьева. - С.-Пб.: Литера, 2014. – 35 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 1991.- 420-480 с.
15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1976.- 150 с.
16. Гребняк, Н.Т. Оптимизация обучения первоклассников на основе коррекции функциональных систем / Н.Т. Гребняк //Гигиена и санитария. - 1990. - № 11. - С. 46-48.
17. Дмитриев, А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся/ А.Д. Дмитреев //Гигиена и санитария. - 1994.- № 8. - С. 32.
18. Дудьев, В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Дефектология. - 1995.- №4.- С. 43-50.
19. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№1, - С. 2-7.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: КнигоМир, 2014. – 122 - 128 с.
21. Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии / С.В. Исханова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 85 – 91 с.
22. Касаткин, В.М. Комплексная программа здоровья./ В.М. Касаткин// - 1997.- №3. - С. 7-19.
.
23. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации/ Л.И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996 - № 1. – С.11-18.
24. Лызарь, О.Г. Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис…кан.пед.наук / О.Г. Лызарь – Краснодар, 1998. - 30с.
25. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях/ Н.Г. Метельская. - М.: Сфера, 2014. – 154 – 160 с.
26. Мотылянская, Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.И. Двигательная активность - важнейшее условие здорового образа жизни/ Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 12. - С. 14-22.
27. Неверкович, С.Д.. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С.Д. Неверкович, С.П. Киршев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С.12-16.
28. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М.: Посвещение, 1969. - 644 с.
29. Скворцова, И.В. Логопедические игры / И.В. Скворцова. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2015. – 76 – 83 с.
30. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев //школа здоровья. - 1997. - № 1. - С. 7-14.
31. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная пед. академия, 1995.-368 с.
32. Хрущев, С.В. Медицинские аспекты проблем оптимизации физического воспитания подрастающего поколения. Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие современного человека / С.В. Хрущев. - М.: 1983. - 130-136 с.
33. Эльконин, Б.Д. Психология игры / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 306с.
34. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников : Книга для учителя / Ю.А. Янсон. - Ростов-на-Дону, 1993. - 184 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Примерный комплекс лечебной гимнастики для младших школьников 7-9 лет с дисграфией.
Вводная часть (3-5 минут):
1. Разновидности ходьбы: на носках, на пятках, перекаты с пятки на носок, с махами рук на каждый шаг.
2. Разновидности бега: на носках с волнообразным движением расслабленных рук, с захлестом голени, галопом правым-левым боком, с высоким подниманием бедра.
3. Пальцевая гимнастика:
a. Сгибание пальцев. И.п. – стойка, руки перед грудью, ладони сложены вместе. Упражнение выполняется плавно, при несколько ускоренном дыхании, 16 раз.
Поочередно сгибать пальцы левой-правой руки между пальцев.
b. Прогибание пальцев. И.п. - стойка. Упражнение выполняется ритмично с максимальной амплитудой. По 10 раз.
Сложить руки ладонями перед грудью. Дыхание нормальное. Вдох через нос. Растопырить пальцы, разъединить кисти. Быстрый выдох через рот. Прижать пальцы обеих рук друг к другу, прогибая их. Вдох через нос. Разъединить пальцы, оставив в прижатом состоянии только их кончики.
c. Сгибание и разгибание пальцев. И.п. – стойка руки в замок. Упражнение выполняется ритмично 10-12 раз, представляя себе картину набегающих и убегающих волн.
Волнообразное движение кистей и пальцев влево-вправо.
Основная часть (30-35 минут):
Игра «Горячий мяч»
Инвентарь: мяч
Инструкция. Дети стоят в кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо учащемся, затем передается в обратную сторону.
Дыхательные упражнения:
«Ветки»
Дети поднимают руки вверх и делают глубокий вдох, затем плавными движениями опускают руки вправо, затем влево с глубоким выдохом, имитируя качание веток на ветру.
«Баян»
Дети сжимают руки в кулак у груди и делают глубокий вдох, затем раздвигают руки и разжимают кулак в стороны с глубоким выдохом, с протяжным произношением музыкальных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, имитируя игру на баяне.
«Певец»
Дети делают глубокий вдох, приподнявшись на носочки и потянув руки вверх. Затем при выдохе громко и протяжно произносят по предварительной команде учителя гласные буквы. В завершении - выдох «ХА»
Дыхательные упражнения:
«Насос»
Стоя, ноги вместе, руки опущены.Вдох, наклон туловища вправо, выдох,встать прямо, произносить «с-с-с-с-с». Тоже – влево.
«Регулировщик»
Стоя, ноги на ширине плеч.Одну руку поднять вверх, другую – в сторону.Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохоми произношением звука «р-р-р-р-р-р» (4-5 раз).
«Мячи»
Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх,хорошо подтянуться, Подняться на носки –вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню –
выдох, произнося «у-х-х-х-х» (4-5 раз).
Игра «Охотники и лисицы»
Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего - «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие - «лисицы».
«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.
Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».
Дыхательные упражнения:
«Самолетик»
Рассказывать стих, а ребенок выполняет движения в ритме стиха:
Самолет – самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Постою и отдохну (стоит прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево).
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставлены,руки опущены, размахивая руками вперед,назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз).
«Трубач»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх,медленны