Занятия по формированию трезвых убеждений
Первым и очевидным видом деятельности организаций, входящих в состав «Трезвого Урала», является проведение для населения «Занятий по формированию трезвых убеждений». Иногда этот вид занятий называется «Занятия по освобождению от табачно-алкогольной зависимости». Впрочем, в названиях занятий возможны и другие варианты, например, «Школа Трезвости» и др.
Занятия по формированию трезвых убеждений имеют большое значение для общества и организаций, входящих в состав «Трезвого Урала».
Для общества.
Ширится круг людей, являющихся сознательными трезвенниками. В их семьи возвращается спокойствие, порядок, достаток. Улучшается воспитание детей и их здоровье. Такие семьи становятся образцом для подражания. Они лучше работают. Здраво рассуждают, что улучшает общий настрой и психологический климат в обществе. С ростом числа сознательных трезвенников становится легче управлять страной в созидательном направлении. Так как сознательный трезвенник в массе своей – созидатель.
Для организаций, проводящих занятия польза в основном заключается в следующем.
После занятий и прохождения кандидатского стажа часть людей выражают желание войти в состав организации. Таким образом, организация укрепляется подготовленными людьми.
Кроме того, если организация ведёт занятия, то она превращается в своеобразную лабораторию, в которой изучаются те или иные практические приёмы информационной помощи населению. Появляются предпосылки для выполнения научных исследований, в ходе которых члены организации повышают свой образовательный и творческий потенциал. В такой атмосфере легче готовится преподавательский и лекторский состав организаций.
Говоря о занятиях нужно отметить, как минимум, два обстоятельства. Это качество подготовки занимающихся и их количество.
Эффективность занятий по освоению теории Трезвости по методике Г.А.Шичко высока. Если занимающийся имеет желание и выполняет домашние задания добросовестно, то результат равен 100%. На практике по разным причинам занимающиеся не всегда до конца выполняют домашние задания, либо выполняют их формально. По этой причине общий результат занятий находится в пределах 50-70%. Это примерно на порядок лучше, чем официальные результаты других методик.
Количественные показатели. Они сильно зависят от конкретных условий. Например, от численности населения в данном населённом пункте, традиций и других условий. Например, «Трезвая Тюмень» за 20 лет своего существования провела через свои занятия свыше 8000 человек. То есть, если судить по минимальной эффективности, Тюмень получила около 4000 человек сознательных трезвенников. Каждый из них вольно или невольно (то есть своим примером) способствует возникновению и распространению «Волн Трезвости».
Лекторская работа
Наиболее доступной для организаций «Трезвого Урала» формой создания «Волн Трезвости» является лекторская работа. Для этого в организациях создаются лекторские группы, с которыми ведутся дополнительные занятия, так как имеются особенности в подаче материала в зависимости от состава аудитории, её возраста и других параметров. Чаще всего лекции проводятся в учебных заведениях (школах, Вузах, ПТУ и т.д.). Значительно реже на предприятиях. В учебных заведениях практикуются занятия с родителями. Иногда занятия проводятся чисто с преподавательским составом.
Эффективность лекторской работы. В сравнении с занятиями по формированию трезвых убеждений, лекторская работа имеет эффективность много ниже, если оценивать их по проценту освободившихся от табачно-алкогольной зависимости. Процент освободившихся, с учётом долговременной перспективы, составляет менее одного процента.
Такой результат легко объясняется тем, что длительность лекции в среднем составляет около часа, редко больше. В то время как полноценный курс занятий по формированию трезвых убеждений составляет 30-40 часов. Кроме того, к очной программе добавляются домашние занятия, календарная продолжительность которых составляет шесть месяцев. Они идут по графику, а продолжительность, выраженная в часах, колеблется в пределах 150-200 часов.
Но эффективность лекторской работы состоит не в проценте освободившихся, хотя и это очень важно. Здесь важен охват. Дело в том, что люди, прослушавшие лекции по теории Трезвости, как правило, перестают враждебно относиться к Трезвости и к трезвенникам, хотя сами и остаются людьми зависимыми. В результате в обществе возникает среда, в которой гораздо легче возникают и распространяются «Волны Трезвости».
Об эффективности плановых занятий по теории Трезвости в учебных заведениях
В дореволюционной России в учебных заведениях (школах) проводились в плановом порядке уроки Трезвости. Для их проведения в качестве учебных пособий существовали «Учебники Трезвости» и «Школа Трезвости».
Эффективность таких учебных занятий выявилась в некотором роде случайно.
По инициативе полковника милиции к.ю.н. Ф.Н.Петровой в Тюменском юридическом институте в период с 2004 по 2006 гг. согласно утверждённой программе, проводились плановые занятия по теории Трезвости. На программу было отведено 36 часов учебного времени. Расписание было составлено так, что эти 36 часов равномерно распределялись в первое полугодие учебного процесса. Занятия проводились в плановом порядке силами лекторской группы «Трезвой Тюмени».
При этом цель – освободиться от табачно-алкогольной зависимости перед студентами не ставилась и не оглашалась. Тому были свои причины. Дело в том, что согласно методике Г.А.Шичко, занятия гарантированно позволяют освободиться от табачно-алкогольной зависимости при наличии четырёх условий:
– На занятия гражданин должен прийти сам и заниматься не по принуждению, а добровольно.
– Должны выполняться домашние задания. Соответственно для этого нужны условия, так как домашние задания должны выполняться строго перед сном.
– Занимающийся должен быть психически здоров.
– Процесс табачно-алкогольной деградации не должен перейти роковую грань, которая наступает, когда у человека остаётся примерно 10-15% функционально пригодной коры головного мозга.
Понятно, что студенты юридического института были психически здоровы, и у них отсутствовала табачно-алкогольная деградация. Но добровольность занятий и условия для выполнения домашних заданий были под вопросом, так как студенты юридического института находились на казарменном положении, и действовал воинский распорядок дня.
Именно поэтому цель освобождения перед студентами не ставилась.
Но занятия дали интересный практический результат. В ходе их было получено представление об эффективности уроков Трезвости.
На потоке было несколько групп. Сами лекторы об освобождении от табачно-алкогольной зависимости вопросов студентам не задавали.
Но в одной из групп студенты сами вышли с просьбой. В группе было 14 юношей имеющих табачную зависимость. В этой группе юноши обратились к лекторам от «Трезвой Тюмени» с просьбой.
Суть просьбы состояла в том, что из 14 юношей, после нескольких занятий, 9 прекратили табачные самоотравления. Из оставшихся 5 юношей группы 3-е пожелали прекратить табачные самоотравления и спрашивали совета, что они должны сделать, чтобы прекратить табачные самоотравления. Данная просьба явилась поводом для дополнительных занятий, в ходе которых все юноши (по их заявлениям) прекратили табачные самоотравления.
Из данного факта следует важный практический вывод. Наши деды и прадеды, жившие в дореволюционной России, знали о высокой эффективности уроков Трезвости в учебных заведениях, когда создавали учебники для таких занятий, вводили уроки Трезвости в школьные программы.
Следовательно, и в настоящее время можно и нужно пользоваться этим обстоятельством. Можно и нужно проводить уроки Трезвости в учебных заведениях.
Конечно, при этом нужно выполнить ряд условий. Программа занятий должна быть составлена правильно, а сами преподаватели должны быть сознательными, убеждёнными трезвенниками. В противном случае эффект будет обратным. Печальный опыт в этом направлении есть. Практически все современные методики «Профилактики и предупреждения алкоголизма, курения и наркомании» на практике способствуют программированию на самоотравление указанными интоксикантами.
Большой опыт анализа и выпуска грамотных методических пособий есть у «Трезвого Ставрополя». Ставропольской краевой администрацией при участии «Трезвого Ставрополя» выпущено несколько удачных методических пособий для учебного процесса.