О некоторых общих свойствах языка
Язык – это система, которая обеспечивает общение и передачу информации между людьми и даже между поколениями, разделенными значительными промежутками времени, например, через письменность, а в настоящее время и через другие способы документирования происходящего: средства кино и другие формы технической записи.
Кроме того, язык одновременно является и средой, при помощи которой информация обрабатывается.
Понятия и определения, составляющие основу языка, являются мощнейшим аппаратом обучения людей и программирования общественного сознания. Отсюда получается, что применяемые в языке понятия и определения влияют на взаимоотношения людей между собой, на процессы, которые идут в обществе. Даже влияют на взаимодействие общества и природы.
Если принять, что мораль – это свод правил, законов, обычаев (формальных и неформальных), реально регулирующих взаимоотношения людей в обществе, то становится понятным и такое важное положение: от используемых в обществе определений, понятий напрямую зависит состояние морали в обществе.
Более того, анализ понятийного аппарата, описывающего область соприкосновения населения нашей страны с разного рода интоксикантами (в том числе и в историческом разрезе), однозначно показывает: в России никогда не было морали Трезвости. Были зоны Трезвости, в разное время и по разным причинам существовавшие на территории России, но общепринятой морали Трезвости не было.
Распространенность самоотравления интоксикантами (табаком, алкоголем и другими) сильно зависит именно от состояния информационной среды в обществе, и одно из основных условий распространения самоотравления – «язык ломехуз».
Поэтому разработка и освоение языка утверждения и сохранения Трезвости, свободное владение его понятиями – необходимое условие становления морали Трезвости в обществе. И, соответственно, необходимое условие утверждения и сохранения Трезвости во всех слоях населения России.
Язык Трезвости – явление относительно новое, и появился он вместе с работами Г.А. Шичко, который заложил фундамент «Теории Трезвости». А вместе с ней в Трезвость пришли и первые базовые понятия и определения в виде «Основного словаря трезвенника» (словарь Шичко). Но идет время, семена теории Трезвости дают всходы, развиваются, а вместе с этим развивается и язык Трезвости. Как и любой другой, он включает в себя базовые понятия и определения. Что же мы будем понимать под словами «определение» и «понятие».
В «определении» слова имеют такое же значение, как символы в формуле. В определении нет лишних и случайных слов. В определении каждое слово «необходимо», а все вместе они «достаточны» для точного описания смысла определения. Как иногда говорят – «с определением не спорят». Для изменения даже одного слова в определении нужны очень веские обоснования.
В «понятии» же слова связаны менее жестко и служат для пояснения глубинного смысла, который пока еще плохо описывается существующим запасом слов и определений имеющегося языка. В процессе познания, в процессе развития языка, понятия часто распадаются на ряд определений, которые, как мы установили выше, имеют жесткую и вполне точную структуру.
Чем разнообразнее круг определений и понятий, охватываемых языком, чем точнее они отражают истину и окружающую действительность, тем более широкий круг вопросов общество способно успешно решать. Для общей картины эволюции языка характерно появление «локальных языков», в той или иной степени «разлитых» внутри «основного языка».
Степень «разлитости» разных языков в обществе разная. Например, язык химии в обществе присутствует минимально. В основном им пользуются химики в своей научной и производственной деятельности. Язык математики «разлит» уже в большей степени, то есть основные его понятия и определения для решения повседневных задач использует очень большое количество людей. Например, все умеют считать и, следовательно, пользуются языком математики, называя цифры, числа, производя над ними действия. А это и есть понятия и определения математики.
Но в обществе решаются не только задачи полезные всем. Часть граждан в обществе решают свои узкие групповые задачи и тоже имеют свою «науку», «традиции» и свой понятийный аппарат. Например, одно время был в продаже «Словарь воровского языка». Эти люди также заботятся, чтобы их язык был как можно более распространен в обществе. Поэтому выпускаются и сборники «блатных» песен, и звучат на радиоволнах и в записи «блатные» напевы.
К такой же «блатнине» относится и «теория культурного умеренного пития», через которую люди программируются на самоотравление тем или иным ядом (табаком, алкоголем и другими). Соответственно, она «разливает» в языке свои понятия и определения. К ним относятся хотя бы такие, как: «спирт – специфическое пищевое вещество», «качественные вина», «послевкусие» и т.д. Этот «язык ломехуз» программирует людей на самоотравление различными ядами. В настоящее время известно около 3000 ядов, на которые можно человека «отдрессировать», и он будет самоотравляться, отдавая за отравление свои деньги.