Монофтонгизация дифтонгов как причина радиксоидности некоторых корней русского языка

Научный руководитель: д-р филол. наук, проф. Миронова А.А.

Челябинский государственный педагогический университет

Изучение основ, известных в употреблении только в связанном виде, представляется одной из важных задач современного словообразования, при этом причины радиксоидности следует искать в истории языка. Попытка классификации слов со связанным корнем видится с точки зрения наличия/отсутствия безаффиксного производящего, функционировавшего в языке в какой-либо период его истории, начиная с момента принятия письменности. Следует понять, является ли связанность индоевропейским/праславянским наследием, или же её появление подготовлено процессами, происходившими в какой-либо период развития русского языка.

Сравним историю связанных корней *uи *vyk. Первый корень находим в примерах обуть, разуть, второй – в словах привычка, навык, учить, наука, обычай.

В этимологическом словаре под редакцией О.Н. Трубачева отмечается, что корень *u в свободном употреблении в славянских языках не зафиксирован и встречается только в сочетании с префиксами: *obuti, *orzuti, *onutja, *jьzuti. Данная корневая морфема восходит к и.-е. *ou/*eu'надевать, быть одетым в', т.е. представляет собой дифтонг, переживший монофтонгизацию в период действия закона открытого слога в закрытой позиции. Вследствие действия того же закона изменяется через метатезу и удлинение и.-е. префикс *orz в приставку раз-. Глагол изути сохраняется до XVII в.

Точки зрения лингвистов разнятся относительно происхождения элемента *on в слове онуча. П.Я. Черных различает здесь два компонента: приставку о- и элемент -n-, отошедший к слову в результате разложения древнего предлога *vъn после падения редуцированных гласных в слабой позиции, т.е. это период XII-XIII вв. Тогда, применяя к данной этимологии хронологический критерий, получаем следующее несоответствие: до эпохи падения редуцированный корень мог существовать в свободной форме, что языком не зафиксировано. Против этой версии свидетельствует и семантический критерий: обувают не «в ногу», а «на ногу», т.е. действие направлено не внутрь предмета, а совершается около него, на его поверхности, разве что -н- могло возникнуть по аналогии, как отмечает в своем словаре А.Г. Преображенский, но это опять же будет противоречить хронологическому критерию. О.Н. Трубачев, Г.П. Цыганенко, Н.М. Шанский считают, что элемент *on восходит к и.-е. приставке *an, соответствующей русской на, тогда данный префикс представляет собой унификс, так как это «единственный случай встречаемости префикса *on-».

Рассмотрение точек зрения на этимологию связанного корня *uпозволяет сделать вывод о том, что в русский язык он пришел уже в связанном виде, поэтому понимание причин его радиксоидности стоит искать в и.-е. истоках праславянского *-uti, а именно в дифтонгическом происхождении. Монофтонгизация могла быть причиной связанности, если учесть еще и то, что после неё корень стал равен одной фонеме, и сросся семантически с префиксами, которых в силу специфики значения оказалось не так много. Но это лишь семантическое, родившееся в результате перераспределения значения сращение все же членится формально в силу вхождения слов обуть, разуть в двойные ряды соотношений. В слове обувь, по мнению Е.А. Земской, произошло опрощение, т.к. такого вхождения в современном русском языке нет. Опрощение – более поздний процесс, по сравнению с монофтонгизацией, так как дублетность, существовавшая в древнерусском языке обеспечивала вхождение слова обувь в двойные ряды соотношений.

Рассматривая эволюцию исторического корневого гнезда *u, можно заметить следующие изменения: оттеснение в диалект к XVIII в. дублетов с общим значением «обувь»: обутие, обувение, обувище, обувишко, обутка, обутки, обуток, обуща, онучишка, онучки, онуща, устранение глагола изути, дублетного по отношению к разути, устранение лексем, обозначающих предметы для снятия и надевания обуви: обувальник, разувайка, разувала.

Первоначально корень *vyk тоже содержал в себе дифтонг и выглядел так: *auk (древнерусское укъ – «учение»). Чередование у//ы в словах учить, привычка объясняется законом перехода количественных изменений в качественные: ы из ū. Затем перед корнями на [ы] развивается протетическое [в]: выкнуть. Изменение фонетического облика стало поводом для расхождения семантики. В XI-XVII вв. данный корень еще оказывается способным употребляться без приставки и с приставками на-, при-, с-, в-, от-, не-, из-.В XIX в. идет дальнейшее развитие префиксального словообразования, в результате чего корень начинает употребляться с другими приставками: раз-, пере-, об-, недо-, по-, под-, со-.До нашего времени данный корень сохранился в сочетании с пятью приставками: при-, на-, от-, с-, об-. Данный корень все же существует в языке в беспрефиксной форме в глаголе учить, но фонетические изменения оттолкнули его от исследуемой группы лексики и привели к деэтимологизации.

Таким образом, из сравнения судьбы двух связанных корней видим, что причины связанности одного кроются в монофтонгизации дифтонгов, для другого же они с этого только начинаются, влекут за собой ряд других фонетических, а затем и семантических изменений, приводя к деэтимологизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. И. Словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Цитадель, 1998.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. М.: СПб.: Азбука, 1996.

Тихонова У.О.

Наши рекомендации