Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Информационно-аналитические формы | |
Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. | |
Анкетирование | Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. |
Интервью и беседа | Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). |
Познавательные формы | |
Цель:повышение психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | |
Практикум | Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. |
Лекция | Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. |
Круглый стол | Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого. |
Родительская конференция | Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. |
Общие родительские собрания | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей. |
Групповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. |
Вечера вопросов и ответов | Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей. |
Родительские вечера | Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. |
Родительские чтения | Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. |
Семейная гостиная | Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. |
Дни добрых дел | Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями. |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию. |
Ознакомительные дни | Для родителей, дети которых не посещают ДОУ. |
Эпизодические посещения | Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми. Непрерывной образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. |
Досуговые формы | |
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми | |
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. |
Совместные походы и экскурсии | Укрепляют детско-родительские отношения. |
Наглядно-информационные формы | |
Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитании детей в условиях ДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. | |
Информационно- ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада». |
Информационно- просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. |
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
«Социально-коммуникативное развитие» |
Ø Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). Ø Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. Ø Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания. Ø Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. Ø Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по району, создание тематических альбомов. Ø Повышение правовой культуры родителей. Ø Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение». Ø Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.). Ø Психологическое консультирование |
Познавательное развитие |
Ø Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: • Чему мы научимся (Чему научились). • Наши достижения. • Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ. • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.). Ø «Практикум для родителей». Цели: • Выявление психолого-педагогических затруднений в семье. • Преодоление сложившихся стереотипов. • Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. • Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком. Ø Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов. Ø Открытые мероприятия с детьми для родителей. Ø Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. Ø Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей. Ø Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.). Ø Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Волшебный сундучок Осени», «История вещей», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников. Ø Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Как мы отдыхаем» и др. Ø Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год» и т.п. Ø Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда. Ø Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг. Ø Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы. Ø Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д. Ø Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём. Ø Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках. Ø Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх. |
Речевое развитие |
Ø Информирование родителей о содержании деятельности ДОУ по развитию речи, их достижениях и интересах: • Чему мы научимся (Чему научились). • Наши достижения. • Речевые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ. • Аудиозаписи детской речи (описательные, творческие рассказы, интересные высказывания и т.п.). Ø «Практикум для родителей». Цели: • Выявление психолого-педагогических затруднений в семье. • Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах коммуникативного развития дошкольников. • Пропаганда культуры речи в семье и при общении с ребенком. Ø Открытые мероприятия с детьми для родителей. Ø Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире и обогащение словаря детей, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств. Ø Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.) с целью развития речевых способностей и воображения. Ø Совместные досуги, праздники, литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей («Веселый этикет», «В королевстве правильной речи», «АБВГДейка», «Страна вежливых слов», «Путешествие в сказку», «День рождения А.С. Пушкина»). Ø Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа по наглядным материалам. Ø Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей. Ø Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии). |
Художественно-эстетическое развитие |
Ø Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. Ø Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества. Ø Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. Ø Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.). Ø Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). Ø Участие родителей и детей в театрализованной деятельности6 совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. Ø Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника. Ø Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. Ø Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия. Ø Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. Ø Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям. Ø Совместное издание литературно-художественного журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями). Ø «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями. |
Физическое развитие |
Ø Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, беседы с родителями и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка. Ø Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье: • центры двигательной активности; • закаливающие процедуры; • оздоровительные мероприятия и т.п. Ø Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Ø Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Ø Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей. Ø Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма. Ø Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п. Ø Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга. Ø Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями. Ø Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей. Ø Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Ø Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ø Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей. Ø Определение и использование здоровьесберегающих технологий. |
Конкретное содержание работы с родителями на текущий учебный год раскрывается в годовом плане работы ДОУ и рабочих программах воспитателей групп общеразвивающей направленности.