Формы работы, соответствующие видам детской деятельности
1. Совместная деятельностьстроится:
• на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
• на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
• на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;
• на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе — наличие/отсутствие интереса.
2. Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
3. В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
4. Индивидуальная работа — это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
5. Самостоятельная деятельность (самодеятельность):
• предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
• обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
• позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
• содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
• позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Планирование образовательного процесса по структурным компонентам
Совместная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с семьей, социальными партнерами | ||
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Индивидуальная работа с детьми | ||
Детские виды деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. | Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, музыкальную и коммуникативную активность детей. | Психолого-педагогическое просвещение. Сотрудничество. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов. | ||
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непрерывная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
• Игровая беседа с элементами движений; • интегрированная деятельность; • утренняя гимнастика; • совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; • игра; • контрольно-диагностическая деятельность; • экспериментирование; • занятие по физической культуре; • спортивные и физкультурные досуги; • спортивные состязания; • проектная деятельность. | • Игровая беседа с элементами движений; • интегрированная деятельность; • утренняя гимнастика; • совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; • игра; • контрольно- диагностическая деятельность; • экспериментирование; • занятие по физической культуре; • спортивные и физкультурные досуги; • спортивные состязания; • проектная деятельность. | • Двигательная активность в течение дня; • игра; • утренняя гимнастика; • самостоятельные спортивные игры и упражнения и др. |
Игровая деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непрерывная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
• Наблюдение; • чтение; • игра; • игровое упражнение; • проблемная ситуация; • беседа; • совместная с воспитателем игра; • совместная со сверстниками игра; • индивидуальная игра; • праздник; • экскурсия; • ситуация морального выбора; • проектная деятельность; • интегрированная деятельность; • коллективное обобщающее занятие. | • Игровое упражнение; • совместная с воспитателем игра; • совместная со сверстниками игра; • индивидуальная игра; • ситуативный разговор с детьми; • педагогическая ситуация; • беседа, • ситуация морального выбора; • проектная деятельность; • интегрированная деятельность. | • Сюжетно- ролевая игра; • игры с правилами; • творческие игры. |