Система оценки результатов освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом.

Периодичность проведения педагогической диагностики – два раза в год (сентябрь-октябрь и апрель-май)

В сентябре-октябре педагогическая диагностика проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка), в рамках которого определяются:

• достижения;

• индивидуальные проблемы, проявления, требующие педагогической поддержки;

• задачи работы;

• при необходимости индивидуальная работа или индивидуальный маршрут развития ребенка на год.

В апреле-мае педагогическая диагностика проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса.

Формы и методы педагогической диагностики:

• наблюдение;

• беседы;

• анализ продуктов детской деятельности.

Воспитатели ДОУ в своей работе используют диагностическое пособие Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в первой младшей (второй младшей, средней, старшей, подготовительной) группе дошкольной образовательной организации».

Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся воспитателями в диагностическую таблицу, где горизонтальные ячейки помогают «увидеть» общую ситуацию конкретного ребенка, а вертикальные ячейки отражают картину всей группы в целом.

Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:

• 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

• 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;

• 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;

• 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

• 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) проводится квалифицированным специалистом – педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.

Наши рекомендации