Система оценки результатов освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом.
Периодичность проведения педагогической диагностики – два раза в год (сентябрь-октябрь и апрель-май)
В сентябре-октябре педагогическая диагностика проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка), в рамках которого определяются:
• достижения;
• индивидуальные проблемы, проявления, требующие педагогической поддержки;
• задачи работы;
• при необходимости индивидуальная работа или индивидуальный маршрут развития ребенка на год.
В апреле-мае педагогическая диагностика проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса.
Формы и методы педагогической диагностики:
• наблюдение;
• беседы;
• анализ продуктов детской деятельности.
Воспитатели ДОУ в своей работе используют диагностическое пособие Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса в первой младшей (второй младшей, средней, старшей, подготовительной) группе дошкольной образовательной организации».
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся воспитателями в диагностическую таблицу, где горизонтальные ячейки помогают «увидеть» общую ситуацию конкретного ребенка, а вертикальные ячейки отражают картину всей группы в целом.
Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:
• 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
• 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
• 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
• 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
• 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) проводится квалифицированным специалистом – педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.