Кому принадлежит ключевая роль при реализации социально-экономических прав?

а. органам охраны труда

б. самому человеку

в. правительству.

5. Защита Республики Беларусь относится к:

а. Правам гражданина

б. Обязанностям гражданина

в. Ценностям человека и гражданина.

6. Свобода мнений и убеждений относится к:

а. Личным правам

б. Политическим правам

в. Социально-экономическим правам.

7. В Республике Беларусь:

а. Избиратель сам решает участвовать ли ему в выборах

б. Установлено наказание за неучастие в выборах

в. Голосование является открытым.

Какими мерами со стороны государства обеспечивается право человека на жизнь?

а. Борьба с преступностью

б. Создание рабочих мест

в. Профилактика дорожно-транспортных происшествий.

Нарушены ли в данной ситуации права человека? Если да, то какие и к какой группе прав они относятся?

Неизвестные похитили с дачи имущество (личные: неприкосновенность жилища).

Милиционер, при задержании подозреваемого, причинил ему тяжкие телесные повреждения, не соответствующие характеру опасности со стороны подозреваемого (личные: право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности).

Викторина «Правда ли, что..?»

Участники разбиваются на две–три команды. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за неправильный – 0 баллов.

1. Правда ли, что право на жизнь относится к социальной группе прав? НЕТ (к социальной группе прав).

2. Правда ли, что мать имеет больше прав и обязанностей в отношении своих детей? НЕТ (родители пользуются равными правами и обязанностями в отношении своих детей). (Кодекс о семье и браке, Ст.76).

3. Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления? НЕТ (отягчающим).

4. Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? НЕТ (с 16 лет, с 14 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления).

5. Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся вы помощи родителей? ДА (Кодекс о семье и браке, Ст.100).

6. Правда ли, что ребенок–инвалид не имеет права поступать в университет? НЕТ (Закон «О правах ребенка», С.31).

7. Правда ли, что все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка? ДА. («Всеобщая декларация прав человека», Ст.6).

8. Правда ли, что по достижении 16 лет ТОЛЬКО несовершеннолетние мальчики имеют право на трудовую деятельность? НЕТ (И девочки тоже, Закон «О правах ребенка», Ст. 24).

Блиц–опрос»

Участники разбиваются на две–три команды. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за неправильный – 0 баллов.

1. Ребенком, согласно Конвенции о правах ребенка, считается физическое лицо:

а) до 10 лет;

б) до 16 лет;

в) до 18 лет (1 балл);

г) до 21 года.

2. Какая из организаций по защите прав человека утвердила и провозгласила «Всеобщую декларацию прав человека»?:

а) Генеральная Ассамблея ООН (1 балл);

б) ЮНИСЕФ;

в) ЮНЕСКО;

г) ВТО.

3. Какой документ в Республике Беларусь имеет высшую силу?

а) Закон «О правах ребенка»;

б) Конституция Республики Беларусь (1 балл);

в) Уголовный кодекс;

г) Кодекс о семье и браке.

4. Государственным языком Республики Беларусь является:

а) русский (0,5 балла);

б) белорусский (0,5 балла);

в) русский и белорусский (1 балл);

г) русский, белорусский, английский.

5. В каком году была принята «Всеобщая декларация прав человека»?:

а) 1930;

б) 1960;

в) 1948 (1 балл);

г) 1989.

6. Согласно «Всеобщей декларации прав человека» начальное образование должно быть:

а) платным;

б) одинаково доступным для всех на основе способностей каждого;

в) общедоступным;

г) обязательным (1 балл).

7. За переход улицы на красный свет наступает:

а) уголовная ответственность;

б) административная ответственность (1 балл);

в) дисциплинарная ответственность;

г) гражданская ответственность.

8. ЮНЕСКО – это:

а) ООН по вопросам образования, науки и культуры (1 балл);

б) Детский фонд ООН;

в) Всемирная организация здравоохранения;

г) Международный валютный фонд.

9. Охрана природной среды согласно Конституции РБ считается:

а) обязанностью природоохранных органов;

б) обязанностью только граждан РБ;

в) долг каждого, кто находится на территории РБ (1 балл);

г) обязанностью правительства РБ.

10. Согласно Закону РБ «О правах ребенка» для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд с заявлением:

а) с 16 лет;

б) с 10 лет;

в) всегда;

г) с 14 лет (1 балл).

11. Согласно Закону РБ «О правах ребенка» дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы государства;

б) если ребенок сам этого захочет;

в) не могут (1 балл);

г) если есть согласие родителей.

12. Согласно Закону РБ «О правах ребенка» каждый ребенок определяет свое отношение к религии:

а) самостоятельно (1 балл);

б) с помощью родителей;

в) по совету друзей или взрослых;

г) его отношение к религии определяют государственные органы.

13. При предъявлении уголовного обвинения какой орган выносит приговор обвиняемому?

а) прокуратура;

б) суд (1 балл);

в) общественные организации;

г) оперативно–следственные органы.

14. Согласно Закону Республики Беларусь «О правах ребенка» в случае раздельного проживания родителей ребенок может выбирать, с кем из них о6н будет жить:

а) с 16 лет;

б) с 14 лет;

в) с 12 лет;

г) с 10 лет (1 балл).

15. Согласно «Всеобщей декларации прав человека» чем или кем могут быть ограничены права человека?

а) традициями общества;

б) старшими людьми;

в) законом (1 балл);

г) ничем и никем.

Занятие 8. Информационно–политическая культура молодежного лидера

Теория

1. Феномен политической культуры в современном обществе.

2.Типологии политической культуры.

3. Проблемы формирования политической культуры.

Практика

1. Как ты понимаешь высказывания?

2. Тест «Твоя информационная культура»

1. Феномен политической культуры в современном обществе

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Согласно С.Н. Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими ценностями,. К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.

Политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Определений политической культуры чрезвычайно много — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории “политическая культура” такие понятия, как “политическая идеология”, “национальный характер и дух”, “национальная политическая психология” и “фундаментальные ценности народа”. Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л. Дитмер). Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: “Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами”. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

2.Типологии политической культуры

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

ü Приходская культура;

ü Зависимая культура;

ü Культура участия.

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Во всех цивилизованных странах это отношение и все его колебания постоянно изучаются при помощи социологических исследований, опросов общественного мнения и т. д. ' Примером устойчиво позитивного отношения к власти является население Великобритании, страны, имеющей достаточно стабильную политическую систему. Это отношение основано на всеобщей вере в добрую волю властей и уверенности граждан в том, что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законом. Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность. Г. Алмонд и С. Верба назвали политическую культуру США и стран Западной Европы культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органичное сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Существуют различные точки зрения на проблему участия рядовых граждан в политической жизни общества. Интересна в этом плане “теория индустриальной политической демократии” Э. Фромма, который связывает нерешенные проблемы западного общества с политической пассивностью. По Фромму, активность является высшим критерием демократичности общества. “Участвуя в жизни общества, люди обнаруживают, что жизнь становится более интересной и стимулирующей. Действительно, подлинную политическую демократию можно было бы определить как демократию, при которой жизнь становится интересной”.

В истории были государства, в которых все граждане участвовали в принятии решений. В древних Афинах граждане собирались для решения важных вопросов на рыночной площади. Но для современного государства этот эксперимент невозможен. Поэтому на практике власть сосредоточена у небольшого числа людей. Воздействовать на политику, проводимую властями предержащими, рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Здесь можно выделить две формы “права на участие” во власти:

А) референдум (непосредственное участие граждан в осуществлении власти);

Б) голосование, являющееся одновременно актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтении.

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные выражают протест против каких-либо политических действий властей (либо— реже —их поддержку в противовес иным политическим силам). Среди этих форм участия можно назвать следующие:

А) политические забастовки, митинги, демонстрации, бойкоты, пикетирование и др.;

Б) подписи под петицией;

В) участие в деятельности политических партий или общественных движений;

Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.

Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества. Функция удовлетворения политических потребностей связана с ростом значения политики как социального феномена. Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок. Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и сипы. Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.

3. Проблемы формирования политической культуры

С рождения каждый человек обладает политическими правами, которые по мере достижения определенных возрастных критериев расширяются. Но субъектом политической культуры индивид становится не сразу, а лишь в результате политического развития, которое протекает во взаимосвязи с социальным, нравственным и профессиональным становлением его как личности. К моменту получения права избирать у большинства граждан чаще всего уже есть своя политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта.

Развитие личности связано с ее политической социализацией, под которой подразумевается усвоение идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, обусловленных политическим окружением, и формирование на этой основе необходимых личностных политических качеств, а также приобретение навыков политической деятельности. В процессе политической социализации людей происходит их взаимодействие с обществом, а социальным механизмом, обеспечивающим эту связь, является политическая культура общества.

Главными агентами политической социализации выступают различные общественно-политические институты: семья, школа, церковь, средства массовой коммуникации, политические партии и движения и пр. Формирование политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который представляет собой систему взаимодействующих элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт. Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается в политической культуре общества или группы. Прежде всего, человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей. Формой выражения политического опыта является политическая традиция. Политическая традиция — это особый вид социально-политической нормы. Она придает специфическое историческое, национальное, социальное содержание политическим ценностям. Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. Это эмпирически проверяемые показатели: а) уровень внимания к политическим событиям (исследования показали, что в более развитых странах уровень внимания выше); б) обладание информацией и наличие собственного мнения, например, способность определить лидеров политических партий и знание сути их программ; чем выше уровень политической культуры, тем теснее связь между уровнем информированности и наличием собственного мнения: в) уровень компетентности в сфере политики.

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. В этом отношении проблема политической культуры молодёжи тесно связана с проблемой нравственности. Молодой человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.

Практика

1. Как ты понимаешь высказывания:

1. Процессы социализации личности находятся под влиянием информационного пространства, виртуального мира, рекламы, образов, создаваемых средствами СМИ?

2. Человек – это бутылочное горлышко мировой коммуникации?

3. Интернет – это супермаркет идей?

4. Компьютер и интернет создали культуру, в которой в дефиците не информация, а ориентация?

5. У мирового сообщества нет больше географического места?

6. Телевидение – как погода: за него не с кого спросить, в основном оно плохое, и все им интересуются

2. Тест «Твоя информационная культура»

Насколько эффективно ты умеешь использовать получаемую информацию, каков уровень твоей информационной культуры? Ответить на эти вопросы тебе поможет данный тест.

На каждый из предложенных вопросов предлагаются три варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для тебя подходящие.

Утверждения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

Ответ («да» + ; «нет» -).

1. Из своих одноклассников с большим уважением я отношусь к тем, кто:

А) знает всё на свете и всегда рассказывает о самом интересном и необычном;

Б) интересуется чем-то определённым и досконально знает об этом;

В) знает далеко не всё, но интересуется многим и легко сочетает свои увлечения.

2. Думаю, что в библиотеке:

А) почти ничего, что нужно, никогда не найдёшь;

Б) далеко не всегда найдёшь, что нужно;

В) всегда можно найти, что нужно.

3. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:

А) книги по своей специальности;

Б) журналы по своей специальности;

В) книги по смежным специальностям.

4. Информатика в школе должна:

А) помочь только в обучении математике;

Б) научить программировать и пользоваться компьютером;

В) перевернуть весь учебный процесс.

5. Посещая один и тот же музей:

А) стараюсь каждый раз смотреть всё заново;

Б) выбираю что-нибудь интересное;

В) иду к чему-нибудь конкретному.

6. Когда бываю в библиотеке:

А) стараюсь пользоваться каталогом;

Б) изредка обращаюсь к каталогу;

В) вполне обхожусь и без каталога.

7. И в учёбе, и в жизни стараюсь:

А) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевидение, книги, телефонные разговоры), выбирая только то, что мне нужно;

Б) направлять на себя больше информации, чтобы ничего не пропустить;

В) ограничивать количество информации, используя только главное.

8. Я уважаю:

А) в равной степени учёного-теоретика и специалиста-практика;

Б) учёного-теоретика;

В) специалиста-практика.

9. Реклама – это дело:

А) очень полезное и нужное;

Б) полезное, но далеко не всегда;

В) у нас совершенно не нужное.

10. В своём родном городе:

А) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая интересные истории, которые знаю;

Б) если что-то и буду показывать гостю, то только не старину;

В) предпочту не играть роль гида.

Обработка результатов

Оцени твои ответы по следующим правилам:

- от вопроса №№ 1–5 включительно – а=0, б=5, в=10 баллов;

- от вопроса №№ 6–10 наоборот – а=10, б=5, в=0 баллов.

Если ты отметил два варианта, то возьми среднее арифметическое. Затем сложи все полученные цифры, сумма будет означать уровень твоей информационной культуры.

Интерпретация результатов

0 – 30 баллов. Тебе следует основательно подумать над повышением своей информационной культуры. Это становится серьёзной помехой в продвижении в перёд.

35 – 70 баллов. Уровень твоей информационной культуры соответствует твоему возрасту. И, тем не менее, не следует успокаиваться, нужно постоянно работать над собой.

75 – 100 баллов. Это свидетельствует об очень высоком уровне твоей информационной культуры. Тебе остаётся только закрепить уже имеющиеся навыки получения, обработки и использования информации. Всё остальное ты уже умеешь и понимаешь значение информации в современном мире. Успехов тебе!

Занятие 9. Основы экономических знаний

Теория

1. Теории денег

2. Составление семейного бюджета

Практика:

1. Викторина «Веселая экономика»

2. Дискуссия «Дети и деньги», «Нужны ли детям карманные деньги?» (прилагаются презентации)

1. Теории денег

Металлическая теория денег (XV—XVII вв.)

Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов (золото и серебро). Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развитию отношений обмена.

Номиналистическая теория денег (XVII—XVIII вв.)

Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания.

Первыми представителями раннего номинализма были англичане Дж. Беркли (1685—1753) и Дж. Стюарт (1712—1780). В основе их теории лежали два следующих положения: деньги создаются государством и стоимость денег определяется их номиналом.

Основной ошибкой номиналистов является положение теории о том, что стоимость денег определяется государством. А это означает отрицание теории трудовой стоимости и товарной природы денег.

Дальнейшее развитие номинализма (особенно в Германии) приходится на конец XIX — начало XX вв. Наиболее известным представителем номинализма был немецкий экономист Г. Кнапп (1842—1926). Деньги, по его мнению, имеют покупательную способность, которую придаёт им государство.

Эволюция номинализма проявилась в этот период в том, что Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При этом при анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты. Кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) он исключал из своего исследования, что обусловило несостоятельность его концепции по мере распространения кредитных денег.

Основная ошибка номиналистов состояла в том, что, оторвав бумажные деньги не только от золота, но и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путём акта государственного законодательства.

Большую роль номинализм сыграл в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег для финансирования Первой мировой войны. Однако период гиперинфляции в Германии в 1920-х гг. положил конец господству номинализма в теории денег.

Современные экономисты не разделяют основных взглядов Г. Кнаппа. Сохранив от номинализма отрицание металлической концепции теории трудовой стоимости, они стали искать определение стоимости денег не в декретах государства, а в сфере рыночных отношений путём субъективной оценки их «полезности», покупательной способности. В результате ведущую позицию в теории денег заняла количественная теория.

Количественная теория денег (конец XVII — начало XVIII вв.)

Теория гласит, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.

C=SV, где

C — количество денег, S — сумма цен товаров, V — скорость обращения денег.

Постепенно количественная теория денег трансформировалась в монетаристскую концепцию современной экономической теории.

Монетаризм

Основная статья: Монетаризм

Теория, в соответствии с которой находящаяся в обращении денежная масса играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М. Фридман. Монетаризм возник в 50-е годы XX века. Вершиной теоретических разработок монетаризма стала концепция стабилизации американской экономики и известная «Рейганомика», реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар.

Кейнсианская теория денег

Основная статья: Кейнсианство

Эта теория о сущности денег и их воздействии на производство была предложена английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Скорость обращения денег в движении доходов рассматривается как переменная величина, изменяющаяся совокупно с изменениями доходов, нормы процента и другими параметрами экономики.

Функциональная теория денег

Функциональная теория денег рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования. Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения.

Государственная теория денег

Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, государственная теория денег отрицает всякое значение для платёжной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

2. Составление семейного бюджета

Итак, бюджет — это смета доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени. В масштабах семьи этот период времени целесообразно определить как один месяц. Составление семейного бюджета на каждый следующий месяц следует начинать за пару недель до начала этого самого месяца. Пока что ничего сложного, а дальше – ещё проще.

Семейный бюджет составляется в виде таблицы. Это может быть таблица Excel, что довольно удобно, но не обязательно. Многие люди до сих пор считают, что то, что написано пером - не вырубишь топором. В этом случае берём бумагу, карандаш, калькулятор и приступаем.

Наша таблица будет иметь четыре столбца: наименование статьи, по плану, по факту и разница. Дальше заполняем строки в столбце «наименование статьи» по порядку:

П. Название статьи По плану По факту Разница
1-8 8-15 15-22 22-29 29-31
Доходы      
Экономия 20% от Доходов    
Квартплата      
Коммунальные      
Телефон      
Образование      
Детский сад      
Транспорт              
Выплата кредита      
Питание              
Хозяйство              
Врачи и лекарства              
Автомобиль              
Одежда              
Праздники              
Дни рождения              
Отпуск              
Прочие развлечения              
Непредвиденные 5% от Доходов            
Итого              

П1. Доходы. Здесь нужно указать ежемесячный доход своей семьи. Это зарплаты, пенсии, дивиденды, рента и прочие поступления.

П2. Сумма в счёт сбережений. Назовите её как угодно, - НЗ (неприкосновенный запас), экономия,- но планировать эту статью обязательно, иначе вся затея с составлением бюджета теряет смысл.

П3. В последующих строках перечисляем ежемесячные расходы. Начинать следует с тех статей расходов семейного бюджета, суммы которых неизменны из месяца в месяц. Это все счета, которые Вы обязаны оплачивать ежемесячно (квартплата, коммунальные услуги, телефон, образование, детский сад и т.п.), транспорт, выплата кредита и т.д., - у каждого свои варианты.

П4. Затем перечисляем расходы семейного бюджета, размеры которых могут меняться из месяца в месяц, но не сильно. Это питание, хозяйство, на врачей и лекарства, расходы на автомобиль, в общем, все расходы, которые приходится совершать для поддержания собственной жизнедеятельности.

П5. И, наконец, перечисляем те статьи расходов, которые могут быть не в каждом месяце. Это одежда, праздники, дни рождения, отпуск, прочие развлечения (индивидуально), и, обязательно, – непредвиденные расходы. Непредвиденные расходы – одна из особых статей семейного бюджета. На неё следует отвести 5% от суммы дохода.

П6. Со статьями определились – переходим к цифрам. Заполняем столбик «по плану», и когда будет готово, отнимаем от суммы доходов все суммы расходов и получаем сумму «Итого».

Если «Итого» вышла положительной (со знаком плюс), то Вас можно поздравить, потому что в Вашем семейном бюджете появился запланированный резерв, который можно использовать в случае дополнительно непредвиденных ситуаций. А ежели таковых не произойдёт, то отложить в счёт экономии.

Если «Итого» вышло с минусом, - не стоит расстраиваться. Возвращаемся к пункту 5 и сокращаем те расходы семейного бюджета, которые сократить уместно. (Кстати, экономия на одежде и развлечениях – тема отдельных статей этого сайта в разделе «ЭКОНОМИЯ»). Непредвиденные не трогаем, пусть так и будут 5%.

Если «Итого» всё равно с минусом, продолжаем сокращать расходы семейного бюджета, но уже в пункте 4, а чтобы реализовать это дело на практике, снова читаем статьи из раздела «ЭКОНОМИЯ».

В самом крайнем случае, чтобы выйти хотя бы в ноль по «Итого», можно пересмотреть пункт «экономия» (или «НЗ»). Снижаем эту сумму, но не более, чем до 10%. И в связи с этим грустным обстоятельством, уместно прочитать или перечитать статью «Как высвободить от 20 до 25% Вашего дохода» из раздела «ЭКОНОМИЯ».

Таблица семейного бюджета готова, но самое интересное впереди. Теперь в течение месяца Вам предстоит аккуратно заполнять столбец «по факту». Пока не выработается привычка, а случится это через пару недель (так уверяют психологи), будет немного трудно. Но потом, поверьте, Вы не сможете жить без этой процедуры, убедившись на собственном опыте, что речь идёт о Вашем благосостоянии, творцом которого Вы же сами и являетесь.

Для удобства организации учёта столбец «по факту» для некоторых затрат можно разбить на периоды. Это может быть неделя, а может даже день. Главное помните – учитывать необходимо ВСЕ потраченные средства.

Столбец «Разница» особенно важен, если по факту Вы превысили запланированную сумму. В этом случае неплохо бы написать пояснения, почему это случилось. Это поможет в конце месяца проанализировать принципы своих трат и даст пищу для раздумий над своими покупательскими привычками.

Практика

1. Викторина «Веселая экономика»

I.

1. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно?

(Деньги)

2. Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно.

(Свистеть)

Наши рекомендации