Воспитание здорового образа жизни в студенческой среде.
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Ф. Камалеева
«Методическое пособие для тьюторов»
Издательство
Томского политехнического университета
Томск – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Содержание работы тьютора, его задачи и обязанности...............…...3
Особенности отношений «тьютор студент»…………….. …………….5
Воспитание здорового образа жизни в студенческой среде…………..8
Особенности взаимодействия со студентами первого курса……….11
Взаимодействие со студентами с отклоняющимся поведением……14
Бесконфликтное взаимодействие………………………………………18
Профилактика профессионального выгорания……………………...25
Список использованной литературы………………………………….31
Введение
Данное методическое пособие предназначено для тьюторов ТПУ.
Цель:
Оказание помощи тьюторам во взаимодействии со студентами.
В данном методическом пособии освещаются следующие вопросы:
1. Рекомендации по взаимодействию со студентами с отклоняющимся поведением;
2. Советы по бесконфликтному взаимодействию;
3. Рекомендации по эффективному взаимодействию со студенческим активом и со студентами-первокурсниками;
4. Приемы снятия стресса, профилактика профессионального выгорания;
5. Рекомендации по профилактике здорового образа жизни в студенческой среде.
Содержание работы тьютора, его задачи и обязанности
«Тьютор» в переводе с английского «tutor» значит – наблюдаю, забочусь, а в качестве глагола переводится как обучать, давать уроки, наставлять. В западном понимании «тьютор» – наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего собственного образовательного направления [12]. Тьюторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемой сотрудниками ТПУ [16].
Существует несколько трактовок термина «тьютор», но все они едины в главном – тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, ориентируясь на его интерес. Так, Т.М. Ковалева отмечает, что осуществлять тьюторскую деятельность можно только в открытом образовательном пространстве [7].
Основной формой работы тьютора является индивидуальная работа с каждым студентом в общежитии. Деятельность тьютора направлена на помощь в адаптации первокурсников в общежитии, на их всестороннее культурное развитие, привлечение студентов к культурно-массовым и общественным мероприятиям. Для проведения воспитательной работы он использует собрания, индивидуальные беседы со студентами и т.д.
В задачи и обязанности тьютора ТПУ входят следующие виды деятельности:
1. Знакомство студентов с правилами внутреннего распорядка и режима в общежитиях, обеспечение должного уровня порядка и правопорядка в студенческих общежитиях университета;
2. Доведение до сведения студентов и разъяснение приказов и распоряжений ректора университета, касающихся жизни и быта студентов в общежитиях;
3. Обеспечение воспитательного и внеучебного процесса в общежитиях университета;
4. Развитие студенческого самоуправления;
5. Формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и ответственности в студенческой среде;
6. Развитие у студентов мотивации к здоровому образу жизни;
7. Создание условий для всестороннего развития студентов, проживающих с общежитиях университета [16].
Также тьютор оказывает помощь в подготовке и проведении культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий в общежитии и обеспечении участия студентов, проживающих в общежитии, в проводимых мероприятиях. Для этого ему необходимо знать каждого студента: его духовные потребности, индивидуальные особенности, склонности и увлечения [12].
Следует отметить, что, поскольку тьютор должен оказывать психологическую поддержку, а это невозможно без определенных знаний в области психологии, тьютор, безусловно, должен иметь соответствующую подготовку [7].
Особенности отношений «тьютор – студент»
Повсеместное внедрение командной работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляет повышенные требования к социализации человека. В связи с этим, воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования, и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого сотрудника университета. В том числе и тьютора.
Социально-воспитательная работа в вузе – это процесс, направленный на формирование у студентов высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств.
Тьюторская деятельность ориентирована на обеспечение социально-воспитательной работы в общежитиях университета. Тьюторы в процессе своей деятельности формируют атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и ответственности в студенческой среде. Их задачами являются создание условий для всестороннего развития студентов, проживающих в общежитиях; поддержание должного уровня правопорядка; развитие студенческого самоуправления [2].
Одним из ключевых моментов в осуществлении вышеописанных задач является стиль общения, который использует тьютор. Очень важно создать комфортные условия общения со студентом, от этого зависит удовлетворенность обоих процессом взаимодействия.
Стили общения бывают разными:
· Автократический стиль – единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, предъявление к студентам требований и осуществление жесткого контроля за их исполнением;
· Демократический стиль – внимание к мнению студентов, стремление понять их, убедить, а не приказывать, диалог на равных. При демократическом стиле тьютор учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Этот подход можно назвать личностным;
· Игнорирующий стиль – стремление как можно меньше вмешиваться в жизнь студентов, деятельность ограничивается лишь формальным выполнением своих обязанностей, лишь передачей информации;
· Попустительский, конформный стиль – тьютор устраняется от общения со студентами, либо идет на поводу у них;
· Непоследовательный стиль – тьютор в зависимости от обстоятельств или своего эмоционального состояния применяет любой из названных стилей, это ведет к бессистемности и ситуативности отношений.
При демократическом стиле возникающие проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такой стиль – самый продуктивный.
Совместное общение, совместная деятельность в процессе решения острых проблем являются действенным методом воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление в общежитиях выступает мощным фактором воспитательного процесса [17].
Какой линии поведения следует придерживаться тьютору при взаимодействии со студенческим активом и студентами-активистами? Нельзя навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые они вправе решать, даже если кажется, что ваше собственное решение более правильное. Полезно давать студентам-активистам разнообразные поручения, перебрасывая с одного вида деятельности на другой. Это дает возможность приобщать активистов к разнообразным видам деятельности. Также необходимо помнить об уважительном отношении к личности студента, о позиции студента как равноправного партнера. Наибольший воспитательный эффект достигается тогда, когда тьютор работает над решением проблем совместно со студентами-активистами.
Университет нуждается в студентах с творческими способностями, лидерскими качествами. Какие же навыки, приемы и умения помогут тьютору активизировать у студентов эти качества?
Помогут решить эту задачу такие навыки, как фасилитация и модерирование.
Фасилитация – это такой тип общения, который включает принятие, понимание, доверие. Фасилитатор ставит студентов в позицию помощников на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора на свое решение. При этом тьютор-фасилитатор оказывает поддержку, в результате которой студент проявляет ответственность, активность, реализует свои замыслы.
Хочу заметить, что важно поощрять студента. Причем акцентировать внимание не на хорошем результате, а на проявленных студентом усилиях в преодолении препятствий. Акцент на ценности усилий приведет к формированию установки на овладение мастерством.
Модерация – это процесс, направленный на помощь в нахождении решения проблемы. Тьютор, использующий при взаимодействии со студентов модерацию, должен помнить, что модератор:
· Выслушивает и согласовывает различные точки зрения;
· Активизирует процесс совместного обсуждения проблемы;
· Вопросами наталкивает на возможные варианты решения проблемы;
· Поощряет креативные и необычные варианты;
· Обращает внимание студентов-активистов на групповую и индивидуальную ответственность за результат.
Ключ к тесту
0—3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы
4—7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Советы по организации работы:
· Во время работы не следует постоянно сидеть или стоять, через каждые 30-40 минут однообразной позы необходимо размяться в течение пяти минут для оживления кровотока, поменять положение спины, ног.
· Следует избегать чрезмерного подгибания ног под сиденье стула или класть ногу на ногу, так как это неблагоприятно влияет на кровоток в ногах.
· Вредная для мышц шеи привычка – держать телефонную трубку наклоненной набок головой.
· На рабочем месте желательно иметь настольную лампу, расположенную слева. Освещение должно быть достаточным.
· Существенное значение в предупреждении радикулита и остеохондроза имеет правильная осанка: работать следует с выпрямленной спиной.
· Одежда, ремень, браслет часов, не должны быть тугими.
Рекомендации профилактики синдрома эмоционального выгорания:
· Ведите активный образ жизни. Прежде всего, важна физическая активность. Физическая выносливость напрямую влияет на эмоциональную, повышает стрессоустойчивость, помогает избавиться от лишней нервозности. Даже если нет возможности полноценно заниматься спортом – делайте хотя бы зарядку.
· Уделяйте внимание своему физическому здоровью.Периодически проходите общий курс массажа, устраивайте пешие прогулки на свежем воздухе, соблюдайте перерывы во время работы на отдых и еду (на каждый прием пищи выделяйте не менее 30 минут). Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков – это повышение степени риска развития эмоционального выгорания.
· Следите за циклом сна-бодрствования.Спать рекомендуется в хорошо проветренной комнате, любые источники освещения лучше исключить (спать в абсолютной темноте).
· Устраивайте себе «дни лени». Полезно иметь в неделю хотя бы один день, полностью свободный от работы. Это день, когда вы абсолютно ничего не делаете.
· Не бойтесь перемен. Сделайте что-то несвойственное вам, поменяйте привычный стереотип жизни, измените стиль одежды, прическу.
· «Рабочий халат». Выберите одежду, которую вы одеваете только на работу, и по приходу домой переодеваете, оставляя с ней все рабочие эмоции.
· Практикуйте релаксацию.Когда наваливается много проблем, возникает желание лечь и уснуть. Но это не удается сделать, так как необходимо продолжать работать. Достигнуть быстрого отдыха можно, выполняя релаксационное упражнения. Для этого вам необходимо на 10-20 минут оставить все дела, сесть в удобную для вас позу, закрыть глаза. Состояние релаксации достигается сильным напряжением мышц тела и полным их расслаблением. Начинать следует с самых «нижних» мышц – стоп ног, затем поднимаясь выше к голени, бедрам, мышцам живота, до мышц шеи и плеч. Поочередно сильно напрягайте мышцы и полностью расслабляйте. Дышите глубоко и спокойно. Когда вы почувствуете идущее от мышц тепло, переходите на мышцы, находящиеся «выше». Вы должны достигнуть такого состояния, когда все ваше тело будет окутано приятным теплом и спокойствием. При выполнении релаксационного упражнения, можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка должна быть медленная, негромкая, успокаивающая.
· Регулируйте свое эмоциональное состояние при помощи дыхания.Дыхание поможет быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе. Для этого рекомендуется использовать ритмичное полное дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой, которая и задает дыхательный ритм. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять. По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, выдох - с ее торможением, поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций нервной системы. Если же вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта. Итак, схема дыхания, способствующая быстрому расслаблению такова: укорочение вдоха, удлинение выдоха и пауза после него. Выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.
· Практикуйте медитацию.Приведу в пример упражнение «Концентрация». Упражнение можно выполнять где угодно, когда угодно. Для начала можно заниматься дома: рано утром или вечером перед сном.
1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы занимаетесь, не было никого.
2. Сядьте на табуретку, стул (не опираясь на спинку!). Сядьте удобно так, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрытыми в течение всего сеанса, чтобы ваше внимание не отвлекалось).
4. Дышите через нос, не напряженно. Сосредоточьтесь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
5. Два варианта концентрационных упражнений:
Ø Концентрация на счете.Мысленно медленно считайте от 1 до 10. Сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начинайте считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Ø Концентрация на слове.Выберите какое-нибудь слово (желательно двусложное), которое вызывает у вас положительные эмоции или с которым у вас связаны приятные воспоминания (название любимого блюда, прозвище, которым вас звали в детстве, имя любимого человека). Если слово двусложное, мысленно произносите первый слог на вдохе, а второй на выдохе. Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет для вас персональным сигналом для концентрации. Именно такая концентрация приводит к релаксации мозговой деятельности.
6. Выполняйте концентрационное упражнение в течение нескольких минут, пока не почувствуете, что оно приносит вам удовольствие.
7. Закончив упражнение, проведите руками по векам, не спеша откройте глаза, потянитесь. Еще несколько минут спокойно посидите на месте. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.
· Старайтесь мыслить позитивно.Необходимо поменять свою реакцию на стресс, поменять свои негативные жизненные установки. Мир, если верить восточным мудрецам не разделен на хорошее и плохое, дает оценку тем или иным событиям сам человек. Если проблема нам дана, значит, мы можем ее преодолеть. Необходимо принимать трудности, как испытания на прочность, которые мы сможем преодолеть.
· Реально оценивайте событие. При стрессе необходима реальная оценка события. Сядьте и проанализируйте ситуации. Задайте себе вопросы: Что произошло? Каковы факты? Запишите на листе все части проблемы, отметьте те части, которые мы в состоянии изменить и начните работу над теми частями, которые вам подвластны. Так вы сделаете то, что реально можете в данный момент. А сознание того, что вы двигаетесь в направлении разрешения проблемы принесет вам успокоение.
· Не зацикливайтесь на раздражителях.Если что-то не срастается – решите, как вы сегодня себе это компенсируете. Некоторые идут гулять всей семьей, некоторые читают книги. Т.е. негативные эмоции необходимо направить в «мирное русло». Сделать что-то позитивное для Дела или для домашних. Достичь не этой, так другой цели. Завершить чей-то негатив позитивно для себя.
· Придайте своей жизни смысл.Стрессы преодолевать намного легче, если жизнь осмысленно. Задайте себе вопрос, «а зачем, я живу?», «чего я хочу в жизни?», «каковы мои цели, мечты, как я могу их реализовать?». Эти вопросы могут показаться слишком глобальными, но они чрезвычайно важны, потому что они придают жизни наполненность и осмысленность [1, 10].
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Ф. Камалеева
«Методическое пособие для тьюторов»
Издательство
Томского политехнического университета
Томск – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Содержание работы тьютора, его задачи и обязанности...............…...3
Особенности отношений «тьютор студент»…………….. …………….5
Воспитание здорового образа жизни в студенческой среде…………..8
Особенности взаимодействия со студентами первого курса……….11
Взаимодействие со студентами с отклоняющимся поведением……14
Бесконфликтное взаимодействие………………………………………18
Профилактика профессионального выгорания……………………...25
Список использованной литературы………………………………….31
Введение
Данное методическое пособие предназначено для тьюторов ТПУ.
Цель:
Оказание помощи тьюторам во взаимодействии со студентами.
В данном методическом пособии освещаются следующие вопросы:
1. Рекомендации по взаимодействию со студентами с отклоняющимся поведением;
2. Советы по бесконфликтному взаимодействию;
3. Рекомендации по эффективному взаимодействию со студенческим активом и со студентами-первокурсниками;
4. Приемы снятия стресса, профилактика профессионального выгорания;
5. Рекомендации по профилактике здорового образа жизни в студенческой среде.
Содержание работы тьютора, его задачи и обязанности
«Тьютор» в переводе с английского «tutor» значит – наблюдаю, забочусь, а в качестве глагола переводится как обучать, давать уроки, наставлять. В западном понимании «тьютор» – наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего собственного образовательного направления [12]. Тьюторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемой сотрудниками ТПУ [16].
Существует несколько трактовок термина «тьютор», но все они едины в главном – тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, ориентируясь на его интерес. Так, Т.М. Ковалева отмечает, что осуществлять тьюторскую деятельность можно только в открытом образовательном пространстве [7].
Основной формой работы тьютора является индивидуальная работа с каждым студентом в общежитии. Деятельность тьютора направлена на помощь в адаптации первокурсников в общежитии, на их всестороннее культурное развитие, привлечение студентов к культурно-массовым и общественным мероприятиям. Для проведения воспитательной работы он использует собрания, индивидуальные беседы со студентами и т.д.
В задачи и обязанности тьютора ТПУ входят следующие виды деятельности:
1. Знакомство студентов с правилами внутреннего распорядка и режима в общежитиях, обеспечение должного уровня порядка и правопорядка в студенческих общежитиях университета;
2. Доведение до сведения студентов и разъяснение приказов и распоряжений ректора университета, касающихся жизни и быта студентов в общежитиях;
3. Обеспечение воспитательного и внеучебного процесса в общежитиях университета;
4. Развитие студенческого самоуправления;
5. Формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и ответственности в студенческой среде;
6. Развитие у студентов мотивации к здоровому образу жизни;
7. Создание условий для всестороннего развития студентов, проживающих с общежитиях университета [16].
Также тьютор оказывает помощь в подготовке и проведении культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий в общежитии и обеспечении участия студентов, проживающих в общежитии, в проводимых мероприятиях. Для этого ему необходимо знать каждого студента: его духовные потребности, индивидуальные особенности, склонности и увлечения [12].
Следует отметить, что, поскольку тьютор должен оказывать психологическую поддержку, а это невозможно без определенных знаний в области психологии, тьютор, безусловно, должен иметь соответствующую подготовку [7].
Особенности отношений «тьютор – студент»
Повсеместное внедрение командной работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляет повышенные требования к социализации человека. В связи с этим, воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования, и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого сотрудника университета. В том числе и тьютора.
Социально-воспитательная работа в вузе – это процесс, направленный на формирование у студентов высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств.
Тьюторская деятельность ориентирована на обеспечение социально-воспитательной работы в общежитиях университета. Тьюторы в процессе своей деятельности формируют атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и ответственности в студенческой среде. Их задачами являются создание условий для всестороннего развития студентов, проживающих в общежитиях; поддержание должного уровня правопорядка; развитие студенческого самоуправления [2].
Одним из ключевых моментов в осуществлении вышеописанных задач является стиль общения, который использует тьютор. Очень важно создать комфортные условия общения со студентом, от этого зависит удовлетворенность обоих процессом взаимодействия.
Стили общения бывают разными:
· Автократический стиль – единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, предъявление к студентам требований и осуществление жесткого контроля за их исполнением;
· Демократический стиль – внимание к мнению студентов, стремление понять их, убедить, а не приказывать, диалог на равных. При демократическом стиле тьютор учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Этот подход можно назвать личностным;
· Игнорирующий стиль – стремление как можно меньше вмешиваться в жизнь студентов, деятельность ограничивается лишь формальным выполнением своих обязанностей, лишь передачей информации;
· Попустительский, конформный стиль – тьютор устраняется от общения со студентами, либо идет на поводу у них;
· Непоследовательный стиль – тьютор в зависимости от обстоятельств или своего эмоционального состояния применяет любой из названных стилей, это ведет к бессистемности и ситуативности отношений.
При демократическом стиле возникающие проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такой стиль – самый продуктивный.
Совместное общение, совместная деятельность в процессе решения острых проблем являются действенным методом воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление в общежитиях выступает мощным фактором воспитательного процесса [17].
Какой линии поведения следует придерживаться тьютору при взаимодействии со студенческим активом и студентами-активистами? Нельзя навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые они вправе решать, даже если кажется, что ваше собственное решение более правильное. Полезно давать студентам-активистам разнообразные поручения, перебрасывая с одного вида деятельности на другой. Это дает возможность приобщать активистов к разнообразным видам деятельности. Также необходимо помнить об уважительном отношении к личности студента, о позиции студента как равноправного партнера. Наибольший воспитательный эффект достигается тогда, когда тьютор работает над решением проблем совместно со студентами-активистами.
Университет нуждается в студентах с творческими способностями, лидерскими качествами. Какие же навыки, приемы и умения помогут тьютору активизировать у студентов эти качества?
Помогут решить эту задачу такие навыки, как фасилитация и модерирование.
Фасилитация – это такой тип общения, который включает принятие, понимание, доверие. Фасилитатор ставит студентов в позицию помощников на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора на свое решение. При этом тьютор-фасилитатор оказывает поддержку, в результате которой студент проявляет ответственность, активность, реализует свои замыслы.
Хочу заметить, что важно поощрять студента. Причем акцентировать внимание не на хорошем результате, а на проявленных студентом усилиях в преодолении препятствий. Акцент на ценности усилий приведет к формированию установки на овладение мастерством.
Модерация – это процесс, направленный на помощь в нахождении решения проблемы. Тьютор, использующий при взаимодействии со студентов модерацию, должен помнить, что модератор:
· Выслушивает и согласовывает различные точки зрения;
· Активизирует процесс совместного обсуждения проблемы;
· Вопросами наталкивает на возможные варианты решения проблемы;
· Поощряет креативные и необычные варианты;
· Обращает внимание студентов-активистов на групповую и индивидуальную ответственность за результат.
Воспитание здорового образа жизни в студенческой среде.
Еще одним аспектом в воспитательной деятельности тьютора является актуализация у студенческой молодежи установок на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это сочетание внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека, которые способствуют укреплению здоровья, а также гармоничному развитию личности. Это разносторонняя деятельность, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья и работоспособности человека, и создание возможности полноценно и активно заниматься учебной, трудовой и общественной деятельностью. Важно, чтобы студент понимал, что сам человек должен думать и заботиться о своем здоровье и его поддержании.
ЗОЖ включает в себя следующие элементы:
· Двигательный режим, все возможные виды двигательной активности (физкультура, прогулки, физический труд, утренняя гимнастика, ходьба);
· закаливание организма (солнцем, водой, воздухом);
· рациональное питание;
· гигиена труда и отдыха;
· личная и общественная гигиена;
· гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;
· охрана окружающей среды (в быту, в учебном заведении).
Ряд факторов, вызывающих заболевания, являются результатом ведения неправильного образа жизни человеком. А именно: неправильный трудовой режим; неправильные условия быта и отдыха; вредные привычки; стресс; нарушение сна; неправильное питание; низкий уровень физической активности.
Какие же меры необходимо предпринять, чтобы повысить ценность здоровья среди студентов:
· Выявление уровня знаний студенческой молодежи о ЗОЖ;
· Регулярное информирование студентов о важности заботы о собственном здоровье и ведении здорового образа жизни;
· Разъяснение принципов ЗОЖ;
· Профилактика вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует делать акцент не столько на пагубном влиянии вредных привычек на здоровье (так как большинство студентов в той или иной мере информированы об их последствиях), сколько на безнравственном поведении человека, страдающего зависимостью и вреде, который наносит зависимость родным и близким;
· Организация досуга студентов в общежитиях. Необходима яркая реклама для мотивации студентов на участие в конкурсах и мероприятиях, проводимых в общежитии, институте, университете;
· Знакомство студентов с оптимальным сочетанием труда и отдыха. Разумная организация учебы и труда является важным компонентом ЗОЖ. Она должна способствовать максимальной эффективности учебной деятельности при минимальных физических и нервно-психических затратах. Для этого труд, учеба должна чередоваться с отдыхом. Во время отдыха от учебы все функции организма приходят к нормальному состоянию. Если отдых недостаточный, то возникает переутомление. Также важно, чтобы студент организовывал свою учебную деятельность в соответствии со своими возможностями и чередовал трудную учебную деятельность с легкой. Смена видов деятельности предотвращает переутомление, накопление усталости, повышает работоспособность, сохраняет здоровье;
· Информирование молодых людей о важности здорового питания. Привычка правильно питаться играет значительную роль в формировании ЗОЖ. Но большинство молодых людей не имеет необходимых знаний о правильном питании. От того, насколько правильно питается человек, зависит его физическая и умственная деятельность, работоспособность. Факторами развития многих заболеваний являются избыточная калорийность пищи, избыточное употребление жиров, белка, соли, злоупотребление алкоголем;
· Избыточное питание особенно вредно при минимальной физической активности. Поэтому необходимой частью воспитания в студенческой молодежи привычки вести здоровый образ жизни является мотивирование на занятия физкультурой, спортом и участие в спортивных мероприятиях общежития и ВУЗа. Занятия спортом – средство оздоровления, укрепление физического и нервно-психического здоровья человека. И спортивный образ жизни должен быть неотъемлемой частью культуры молодого человека;
· Для социальной нормы характерны социальная адаптированность, целостность личности, последовательность в деятельности, способность критически оценивать свои поступки и действия окружающих. Именно эти качества должны быть центром индивидуальной воспитательной работы [14].
Особенности взаимодействия со студентами первого курса
Взаимодействие со студентами первого курса необходимо строить с учетом психологических особенностей этого возрастного периода.
Вот что говорят о студенчестве некоторые авторы. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым решительным», т.к. именно этот период, определяя будущее человека, является очень активным временем интенсивной работы над собой. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
Студент первого курса — вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении. В этом возрасте молодые люди находятся в поисках своего места в жизни, обществе, стремятся к пониманию себя, более критичному отношению к себе и к действительности.
Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому. Эта задача определяет то, каким должен быть молодой человек, какими навыками должен обладать. Студент-первокурсник осваивает новые социальные роли, проявляет такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность [18].
С одной стороны, студентам первого курса присущи общие психологические особенности их возраста, с другой – новое поколение студентов имеют другие качества, стандарты общения и отношения к учебе. Ниже приведены психологические особенности, характерные для современных студентов-первокурсников:
· Повышенная тревожность, пониженная устойчивость к стрессам. В большинстве ситуаций первокурсники чувствуют себя беспомощными и им необходима руководящая и направляющая помощь взрослого;
· Выраженный индивидуализм, ставит свои интересы выше других, готовность их отстаивать, быть независимым и самостоятельным;
· Зачастую не прилагает усилий для выполнения принятых в обществе норм поведения;
· Беспечность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам;
· Трудности в организации своего времени, целей своей деятельности, продумывании программы своих действий. Часто меняет свои цели [5].
Трудности, с которыми может столкнуться студент первого курса, разнообразны. И, в первую очередь, перед ним стоит цель адаптироваться к новым социальным условиям – к учебе в ВУЗе. Адаптация – это приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Важным моментом в адаптации является принятие человеком своей роли.
Наиболее активно адаптация протекает на первом курсе университета. Эффективность образовательной деятельности, нравственное, психическое здоровье молодого человека зависит от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям. Причем адаптация у студентов, проживающих в общежитиях вдалеке от родителей, протекает гораздо тяжелее [19]. Вот почему тьюторам важно знать, какие трудности возникают у студентов-первокурсников в процессе адаптации:
· Налаживания быта и самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие;
· Поиск оптимального режима труда и отдыха;
· Неумение осуществлять психологическое саморегулирование деятельности без привычного ежедневного контроля педагогов и родителей;
· Неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
· Отрицательные переживания, связанные с уходом из привычного классного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой [19].
Сигналы наличия у студента-первокурсника трудностей в адаптации могут быть следующими:
· Преобладание подавленного настроения;
· Заторможенность или, наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины;
· Снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли;
· Тревожность;
· Частые пропуски занятий.
В связи с этим молодому человеку требуется направляющая и руководящая помощь взрослых. Как же помочь вчерашнему школьнику адаптироваться в новых условиях? И что делать в случае наличия трудностей?
· Ознакомить студентов первого курса с расположением учебных корпусов, общежитий студенческого городка, а также с сотрудниками общежития;
· Знакомство со студентами, выявление способностей, возможностей каждого и последующее вовлечение их в работу кружков и клубов в общежитии, а также к мероприятиям, проводящимся в общежитии;
· Привлечение студентов с трудностями в адаптации к психологическим тренингам, проводящимся в общежитии;
· В случае возникновения трудностей у студента-первокурсника помогает доверительная беседа о проблемах студента. При беседе тьютор должен показать, что в состоянии помочь. В ходе беседы недопустимо запугивание и подавление студента авторитетом. Это может вызвать намерение действ