Теория адаптивного физического воспитания
Исходя из опыта коррекционной педагогики, процесс обучения действию в АФВ должен проходить следующие этапы:
• определение понятий, создание представлений;
• анализ и выделение главных закономерностей;
• сравнение;
• обобщенная систематизация накопленного материала;
• моделирование;
• прогнозирование результата;
• выработка умения преодолевать проблемные ситуации.
При стойком дефекте той или иной системы организма нарушается весь алгоритм обучения двигательному действию. При этом может снижаться или отсутствовать мотивация к двигательной активности в целом или к определенному виду деятельности, к общению с преподавателем или к занятиям в группе. Проблемным вопросом для преподавателя представляется сфера познавательного интереса аномального ребенка. При врожденных дефектах нередко нарушаются волевые качества: целеустремленность, настойчивость. Ученик может быть не в состоянии осуществить общий логический проект действия, испытывать трудности с осмыслением задач и целей, выделением основных моментов действия и его составляющих, испытывать проблемы с анализом условий выполнения требуемого элемента действия. В результате дефекта может быть нарушен сенсорный анализ или процесс осмысления построения действия. Поражение нервной, мышечной систем или костей скелета приводит к нарушениям качественных характеристик движения.
Выявление интересов обучаемого ребенка осуществляется доброжелательным вдумчивым наблюдением, выяснением того, что его интересует: какие предметы, виды деятельности, физические качества, приоритеты ценностей, цели, стремления, желания. По педагогическим наблюдениям, дети стремятся приобретать не столько специальные знания, сколько учиться тому, что раскрывает их возможности и индивидуальные способности, обогащает их личность
Пути повышения интереса к занятиям:
• обращение к актуальной на данный момент для ученика проблеме;
• смена целевых установок, содержания задач, сюжетов;
• обращение к умениям и навыкам социального значения;
• применение умений и навыков на практике в житейских ситуациях.
Пути повышения интереса к выполнению физических упражнений:
• изменение исходных положений;
• изменение темпа, интенсивности нагрузок;
• изменение музыкального сопровождения, инвентаря, оснащения, места проведения занятий;
• привлечение учеников к взаимопомощи, самостоятельному руководству занятиями;
• проведение соревнований;
• необычные по форме и содержанию задания;
• использование упражнений, направленных на раскрепощение проявления инициативы, смелости.
При дефекте анализатора нарушается восприятие: информация, поступающая по поврежденной системе, или отсутствует вообще, или значительно повреждена, изменена. При этом человек ориентируется на другие сенсорные системы, сохранные. Качество восприятия зависит от качества стимула, времени действия стимула, количества стимулов.
Восприятие классифицируют по сенсорному характеру стимула: зрительное, звуковое, гравитационное, тактильное, обонятельное.
Восприятие можно классифицировать также по конечному результату:
• определение положения и направления своего тела в пространстве;
• определение положения разных частей собственного тела (одна относительно другой), пространственного отношения своего тела к стимулу и взаимодействия тела со стимулом;
• восприятие взаимодействия собственных сложных движений, определение самочувствия, его зависимости от факторов внешней среды.
По объему восприятие классифицируется как простое и сложное.
Восприятие зависит от предыдущего жизненного опыта, интересов, внимательности, привычек, имеет избирательный характер в зависимости от задач и мотивов.
Поскольку восприятие — это отображение предметов или действий в целостном образе, в результате дефекта анализатора той или иной системы общие представления часто деформируются
Создание представления о действии включает в себя создание представления: об общей цели и частных задачах данного действия, основных моментах действия и его составляющих, условиях выполнения.
Процесс создания у обучаемого представления о предмете обучения требует наличия у него определенного уровня внимания и наблюдательности. Наблюдательность отличается от простого восприятия активным и целевым характером. Условие развития наблюдательности — интерес к тому, за чем наблюдают. Таким образом, для того чтобы сделать ученика внимательным к действию (или предмету), следует создать для него проблемные условия, в решении которых изучаемое действие (или предмет) становятся целью.
Для облегчения процесса создания представления преподаватель (тренер) должен выделить: 1) всю информацию о действии (или предмете, с которым нужно действовать); 2) условия действия; 3) с чего начинается действие; 4) содержание действия; 5) последовательность действия.
Объяснения и демонстрация действия преподавателем (тренером) должны сопровождаться словесной (ассоциативной) фиксацией информации и формированием действия учеником. Поэтому этапы выполнения действия современная наука представляет в следующей последовательности:
1) физическое выполнение действия;
2) словесное выполнение действия (по памяти) вслух;
3) выполнение действия в воображении (про себя);
4) творческое переосмысление действия.
Обучение осуществляется в процессе решения последовательности задач, каждая из которых развивает предыдущую. От индивидуальных особенностей восприятия обучаемого зависит и сенсорный анализ выполняемого действия.
Рекомендуется следующая последовательность формирования пространственных представлений:
• формирование ориентиров: вертикальная и горизонтальная оси, понятия выше, ниже;
• анализ взаиморасположения частей собственного тела;
• прибавление дополнительного уровня по горизонтальной оси: формирование понятий ближе, дальше;
• формирование понятий перед, за;
• формирование представленный о пространстве сбоку: прибавление дополнительного уровня по вертикальной оси, понятия ближе, дальше, перед, за;
• анализ взаиморасположения объектов в окружающей среде;
• целостные представления о пространстве;
• формирование временных представлений;
• анализ времени
Объект анализа — анатомические структуры, их соотношение в пространстве, соотношение движения анатомических структур во времени, соотношение их во времени и пространстве.
В современной коррекционной педагогике пространство классифицируют следующим образом:
I уровень — пространство собственного тела,
II уровень — вокруг тела,
III уровень — речь.
В процессе обучения действию рассматриваются аналогии, устанавливаются причинные зависимости, делаются обобщения и выводы, проводится систематизация.
В процессе АФВ обязательно развивают мышление. Задача преподавателя (тренера) в развитии мышления ребенка состоит в выделении всех логических приемов, которые необходимы для изучения нового материала, и определении из них тех, которые являются новыми для учеников.
Вопросы, которые направляют внимание обучаемых, формулируются так, чтобы их можно было использовать и в других жизненных случаях:
• Чем интересно это задание?
• Какими способами было выполнено задание?
• Какой способ наиболее успешный (рациональный)?
• Какие двигательные закономерности выявлены?
• Можно ли рассматривать эту задачу как отдельный случай более общей задачи?
Чем слабее ученик, тем более конкретной должна быть работа с ним, т.е. необходимо более четко выделять приемы выполнения каждой операции и демонстрировать их на примерах. Не следует забывать правило, что знания усваиваются только тогда, когда ученик их использует.
Запоминание достигается активным и пассивным повторением в такой последовательности: 1) по содержанию; 2) создание ассоциаций по подобию; 3) создание ассоциаций по контрасту
По современным представлениям, действие, чтобы быть усвоенным, должно пройти такие этапы: материальную форму, речевую форму, обобщение.
Обобщение проверяется при помощи заданий "на перенос": умение предлагается реализовать в новых условиях. Через обобщение достигается длительность умения.
Умения и навыки формируются многократными повторениями с усовершенствованием точности и быстроты регуляции движений. Но однообразные задачи мешают удерживанию внимания учеников. Мастерство преподавателя состоит в придании этим повторениям разных форм, которые служили бы мотивацией к действию. С этой целью организовывают игры, эстафеты, танцы и т.п.
На процесс обучения влияют следующие психологические закономерности:
• сосредоточенность мобилизует к действию; напряжение ускоряет действие;
• монотонность снижает качество формирования навыка;
• утомление угнетает формирование навыка;
• стресс приводит к уклонению от действия;
• импульсивность мешает формированию навыка.