Методическое обеспечение программы
Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств обучаемых, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, - на поддержку личности, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана.
При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся[1], нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России[2], специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке[3].
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующихпринципов:
•гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности;
•приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
•непрерывности образования и воспитания;
•учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
•обеспечение комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
•содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Реализация данной программы включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у обучающих:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия с окружающими в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
- трудолюбия, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
Все вышеизложенное и определяет концепцию данной программы, основные положения которой включают:
· духовно-нравственное становление-осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров; развитие общей культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; усвоение профессионально-этических норм поведения; качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
· политико-правовое сознание–глубокое понимание конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
· патриотическое воспитание–активная гражданская позиция, потребность в достойном служении Отечеству в условиях военной или иной, связанной с ней, государственной службой;
· профессионально-деятельностное становление–ответственное отношение к труду, стремление к профессионально-трудовой самореализации и выполнению служебных обязанностей;
· психологическая устойчивость –готовность к выполнению сложных и ответственных задач в нестандартных ситуациях, умение снять психологическую напряженность, стресс;
· обеспечение социальных гарантий – программа является своеобразной предпосылкой эффективности социально-педагогического влияния на личность, что конкретизирует цели деятельности учреждения дополнительного образования в целом как открытой педагогической подсистемы.
Все перечисленные положения органически взаимосвязаны, объединены в процессе реализации программы общей целью и задачами.
Важнейшее требование к занятиям:
· дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
· формирование у обучающих навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.
Дидактические принципы построения образовательного процесса.
1. Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия с ведущими спортсменами, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию обучающихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
6. Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие обучающихся в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
7. Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.