Нормирование физических нагрузок в ходе занятий с детьми школьного возраста.
Используемые до сих пор в практике методы нормирования физических нагрузок для школьников основываются на интуиции учителя физкультуры и его индивидуальном педагогическом опыте, что далеко не всегда приводит к позитивному результату. Слова о том, что нагрузки должны быть "доступны", "оптимальны" и т.д., лишены конкретного смысла, когда предварительное планирование с указанием для всего класса конкретных количественных показателей не базируется на индивидуальных функциональных показателях учеников. Очевидно, что в этом случае одни и те же физические нагрузки для одних учеников будут низкими, а для других - высокими. В первом случае положительный эффект будет отсутствовать, а во втором может быть получен негативный результат. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо учащегося бледнеет или краснеет, с его лба струится обильный пот, у него появляется отдышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к занятию.
В условиях урока физической культуры о соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма, можно судить по пульсу перед началом очередного занятия. Это делается следующим образом: до начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3-х минут, а затем подсчитать количество сердечных сокращений за 1 минуту. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48-60 ударов в минуту оценивают, как отличную, 60-74 удара - как хорошую, 74 - 89 - как удовлетворительную, более 90 уд/мин - как неудовлетворительную (Дутов В.С., Северин А.Е. и др.)
Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким, чтобы обеспечивалась физиологически оправданная нагрузка, направленная на развитие определенных двигательных качеств. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше ЧСС. Для определения интенсивности нагрузки используются не абсолютные, а относительные показатели ЧСС. Относительная рабочая ЧСС (% ЧСС макс.) - это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧСС макс. можно рассчитать по формуле: ЧСС макс = 220 - возраст (лет).
Следует иметь ввиду довольно значительные различия ЧСС макс для разных детей одного возраста. В ряде случаев у школьников с низким уровнем физической подготовки ЧСС макс = 180 - возраст (лет) (Л.Е.Любомирский).
При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются два показателя: пороговая и пиковая ЧСС. Пороговая ЧСС - это наименьшая интенсивность ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая ЧСС - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате занятий.
ПРИМЕР: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГОВОГО И ПИКОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЧСС
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.
ЧСС макс. = 180 – 9 = 171 ( для учащихся возраста 9 лет)
Пиковая ЧСС = 75% от ЧСС макс. = 128,25 = 128 уд/мин
Пороговая ЧСС = 95% от ЧСС макс. = 162,45 = 162 уд/мин
Заключение:
нагрузка для учащихся с удовлетворительной оценкой функционального состояния организма должна дозироваться с учетом пульсового режима:
при ЧСС ниже 128 уд/мин эффекта от работы практически не будет;
при ЧСС выше 162 уд/мин будет наблюдаться переутомление .
Поэтому, оптимальной будет считаться нагрузка при пульсовом режиме от 128 до 162 уд/мин.
Соответственно, при повышении функциональной оценки организма, нагрузка будет меняться в сторону повышения.
Примерные показатели ЧСС у относительно здоровых людей, занимающихся физкультурой, могут быть: пороговая - 70 - 75% от ЧСС макс., пиковая - 90 - 95 % от ЧСС макс.
Для нормирования циклических упражнений, используемых на уроках физической культуры, важно выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течении продолжительного времени без значительного увеличения кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время.
Для оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:
1. зона низкой интенсивности(20 - 30 %). Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает 100 - 120 уд/мин, сюда относят режимы выполнения упражнений с низкой интенсивностью и малой скоростью.
2. зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки). Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130 - 160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между функциями ССС, дыхания и двигательного аппарата.
3. зона большой интенсивности (70%). Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4 - 5 минут у младших школьников, и 10 минут - у старших.
4. зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).
Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа мышц сердца и других органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок у младших школьников 50секунд, у старших - 1 минута и более.
5. зона максимальной интенсивности (100%).
Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью, предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10 секунд. За столь малое время функциональные сдвиги ССС, дыхания и других функций не достигают высоких величин.
Зоны работы по частоте сердечных сокращений:
· до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен
· до 120 - 140 - восстановительно-поддерживающая
· до 140 - 160 - развивающая выносливость, аэробная
· до 160 - 180 - развивающая скоростную выносливость
· более 180 - развитие скорости.
Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности. Так, у первоклассников ЧСС в покое составляет в среднем 88 уд/мин. В 10 лет - 79 уд/мин, в 16 лет - 72 уд/мин. При этом индивидуальный разброс нормальных значений может достигать + 10 уд/мин., а иногда и больше. АД у детей 7 - 10 лет 90/50 - 100/55 мм.рт.ст.; 10 - 12 лет - 95/60 - 110/ 60; у 13 - 14 летних - 105/60 - 115/60; у 15 - 16 летних - 105/60 - 120/70. При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности ЧСС увеличивается, у детей и подростков может превышать 200 уд/мин. У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30 - 50%, увеличение макс. АД на 10 - 20 мм.рт.ст., снижение минимального АД на 4 - 10 мм.рт.ст. Обычно через 1 - 2 мин. ЧСС и АД восстанавливаются. Такая реакция ССС оценивается как благоприятная. Резко сниженная или наоборот, повышенная ЧСС может указывать на патологические изменения в сердце или нарушение его нейрогуморальной регуляции. Учащение пульса на следующий день после физкультурных занятий, особенно если оно сопровождается плохим самочувствием, нарушением сна и т.д., свидетельствует об утомлении (В.В.Роженцов).
Эффективным методом оценки степени восстановления после занятии, для планирования дальнейшей нагрузки является ортостатическая проба.
Ученик отдыхает лежа на спине 5 мин., затем подсчитывается ЧСС в положении лежа за 1 мин. После этого ученик встает, отдыхает стоя 1 минуту, снова замеряется пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице ЧСС стоя и лежа судят о реакции ССС на нагрузку при изменении положения тела. Другим вариантом пробы является проба Руфье с приседаниями: испытуемый ложится на спину , через 5 мин. определяется ЧСС за 15 с. (пересчитывается за 1 мин.) (Р1), затем, в течении 45 с. ученик выполняет 30 приседаний и вновь ложится, сразу же определяется ЧСС за 15 с. (Р2); затем за последние 15 с. с 1-й мин восстановления (Р3) . Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона
ПРИМЕР: ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА.
Ортостатическая проба:
Прирост ЧСС | Состояние физической тренированности |
От 0 до 12 уд. | хорошее |
От 13 до 18 уд. | удовлетворительное |
От 19 до 25 уд. | Неудовлетворительное, отсутствие ФТ. |
Более 25 уд. | Переутомление или заболевание |
Проба Руфье - Диксона
Проба оценивается по индексу Руфье - Диксона
ИРД = (Р2 – 70) + (Р3 – Р1)
Величина индекса | Оценка функционального состояния |
До 2,9 | хорошая |
От 3 до 6 | средняя |
От 6 до 8 | удовлетворительная |
Выше 8 | плохая |
Для того, чтобы правильно подбирать нагрузку , учителю необходимо хотя бы 2 – 3 раза в год проводить диагностику функционального состояния организма учащихся.
Такой подход позволяет определять индивидуальные показатели физических нагрузок, рассчитанных на основании результатов тестирования УФЗ учеников. При этом класс делится на группы с близкими показателями УФЗ, и для каждой группы рассчитываются показатели физической нагрузки. В этом случае в рамках решения общих для всего класса задач реализуется дифференцированный подход, обусловленный генеральным критерием - состоянием физического здоровья каждого ученика.
Идеальным вариантом стало бы проведение тестирование УФЗ в конце каждой учебной четверти, с тем, чтобы на основании полученных результатов корректировать индивидуальные физические нагрузки и состав групп.
Заключение
Чтобы правильно построить занятия физическими упражнениями и
спортом для лиц различного возраста и пола, необходимо знать биологические особенности организма ребенка, подростка, юноши, девушки и лиц среднего и старшего возраста.
В спортивной медицине на основе возрастных и половых анатомо-
физиологических особенностей разработаны определенные требования и
рекомендации по построению учебно-тренировочного процесса с тем или иным контингентом занимающихся. Для того чтобы правильно использовать
физические упражнения, преподаватель (тренер) должен знать эти требования и рекомендации.
В зависимости от возрастных и половых особенностей занимающихся
физической культурой и спортом имеются некоторые различия в проведении
медицинских исследований и оценке их результатов, о чем также должен знать преподаватель (тренер).
В зависимости от поставленных целей и состояния здоровья
занимающегося создается индивидуальная программа, охватывающая не только процесс тренировки, но и контроль за её эффективностью, состоянием здоровья занимающегося, питанием
В задачи врачебного контроля должны также входить не только контроль,
но и частые беседы с занимающимися, контакт с лечащим врачом, слежение за выполнением назначений, витаминизация, достаточное пребывание на воздухе, своевременное вмешательство в случае ухудшения состояния и появления жалоб.
Список использованной литературы
1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
2. А.М. Максименко "Основы теории и методики физической культуры" 2001;
3. В.И. Дубровский Спортивная медицина: Учебник для высш. Учеб.заведений
4. "Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников" под ред. Л.Е.Любомирского
5. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий под ред. В.В.Орехова. 1987 г.
6. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. Романенко В.А.; Максимович В.А. 1986 г. Изд. "Физкультура и спорт".
7. Утомление при занятиях физической культурой и спортом. Изд. "Советский спорт". Роженцов В.В.; Полевщиков М.М. 2006 г.
8. Спортивная медицина. Учебник для институтов физкультуры. изд. "Физкультура и спорт" 1987г.
9. Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы. В.И.Лях. Изд."Просвещение" Москва 2007г.
10. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.1-4 класс. Ковалько В.И. Москва изд."Вако" 2004 г.
11. Объективные критерии выбора оптимального метода физических нагрузок у детей в период школьного обучения. Материал Всероссийской научно-практической конференции. Алексеева Ю.А., Борисова М.А. и др.; .Москва , 11-12 ноября 2003 год.