Теория политической системы Г. Алмонда

Базовое понятие в концепции Алмонда – роль (вместо группы, института и пр.): это стандартизованная или “организованная часть ориентаций” актора, которая составляет и определяет его участие в процессе политического взаимодействия. (Например, судья - это роль, суд - структура ролей.) Сам политический процесс выступает как совокупная деятельность всех акторов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

ПС - это сложное, иерархическое образование в котором Алмонд выделяет три широких класса объектов:

1) специфические роли и структуры ( законодательные и исполнительные органы или бюрократии);

2) носители ролей, такие, как монархи, законодатели и администраторы;

3) конкретные публичные мероприятия, решения или исполнение решений.

Функции политической системы.

I. Функции преобразования, конверсии. Цель - обеспечить превращение требований и поддержки в политические решения или действия. Г.Алмонд и Б.Пауэлл выделяют шесть таких функций:

- выявлении интересов и требований

- их интегрирование и гармонизации

- разработка обязательных правил

- проведение их в жизнь,

- судебная функция

- политическая коммуникация

2. Функция адаптации, приспособления. Давление требований, создает постоянный фактор несбалансированности. Противостоят этому две функции системы:

- набор политического специализированного персонала

- политической социализации.

3. Способности (в отношениях между ПС и ее окружением)

- мобилизовать ресурсы для нормального функционирования системы;

- регулировать деятельность людей, находящимися на территории, управляемой системой;

- распределять предоставление услуг, статуса, вознаграждения и др.

- поддерживать символику - т.е. проведение действий по приданию чему-либо законной силы, празднование дат, событий, связанных с общественными ценностями, способствующих достижению согласия;

- слушать, т.е. умение понять и принять требования до того, как они породят серьезное напряжение в обществе.

Информационно-кибернетическая модель К. Дойча.

Карл Вольфганг Дойч (1912-1992) –нем. социолог и политолог чешского происх. («Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966)

Представляет модель ПС как совокупности инф.потоков, построенных на принципе обратной связи в упрощенном варианте выглядит как четыре блока, связанные с различными фазами прохождения инф-коммуникативных потоков: получение и отбор инф. обработка и оценка инф. принятие решений - осуществление решений с обратной связью.

Дойч выделяет 3 основных типа коммуникаций в политической системе:

1) личные, неформальные коммуникации (персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке;

2) коммуникации через организации (контакт с правительством посредством партий, групп давления и др.,

3) коммуникации через СМИ.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

- это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве),

- способ организации и функционирования его полит/ системы, который отражает отношения власти и общества.

- характеризуется мерой участия граждан в управлении, отношением гос/институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с т.зр. социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Тоталитарный режим

- система правления, при которой одна партия держит в своих руках всю политическую, экономическую, вoeнную и судебную власть в стране.

Признаки тоталитарных режимов (З. Бжезинский):

1. Тоталитарная идеология.

2. Одна партия.

3. Организованный террор.

4. Монополия на средства коммуникации.

5. Монополия на оружие.

6. Жесткий цeнтрализованный контроль над экономикой.

Авторитарный режим

- когда власть стремится жестко контролировать только политическую сферу, не вмешивается (или слабо контролирует) в культуру, экономику, личную жизнь гpаждан.

Политическая власть в условиях авторитаризма:

- концентрируется в руках одного человека (монарха) или группы лиц (хунта).

- опирается на армию, использует политические репрессии.

- права и свободы граждан значительно ограничены,

- невозможно существование серьезной легальной оппозиции, все полит/партии и профсоюзы находятся под контролем гос. власти.

- власть, порядок, и повиновение становятся во главу угла, оставляя мало места свободе и участию народа.

- разрешаются некоторые изменения в социально политической системе, тогда как при тоталитаризме они однозначно невозможны.

Наши рекомендации