Теория политической системы Г. Алмонда
Базовое понятие в концепции Алмонда – роль (вместо группы, института и пр.): это стандартизованная или “организованная часть ориентаций” актора, которая составляет и определяет его участие в процессе политического взаимодействия. (Например, судья - это роль, суд - структура ролей.) Сам политический процесс выступает как совокупная деятельность всех акторов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
ПС - это сложное, иерархическое образование в котором Алмонд выделяет три широких класса объектов:
1) специфические роли и структуры ( законодательные и исполнительные органы или бюрократии);
2) носители ролей, такие, как монархи, законодатели и администраторы;
3) конкретные публичные мероприятия, решения или исполнение решений.
Функции политической системы.
I. Функции преобразования, конверсии. Цель - обеспечить превращение требований и поддержки в политические решения или действия. Г.Алмонд и Б.Пауэлл выделяют шесть таких функций:
- выявлении интересов и требований
- их интегрирование и гармонизации
- разработка обязательных правил
- проведение их в жизнь,
- судебная функция
- политическая коммуникация
2. Функция адаптации, приспособления. Давление требований, создает постоянный фактор несбалансированности. Противостоят этому две функции системы:
- набор политического специализированного персонала
- политической социализации.
3. Способности (в отношениях между ПС и ее окружением)
- мобилизовать ресурсы для нормального функционирования системы;
- регулировать деятельность людей, находящимися на территории, управляемой системой;
- распределять предоставление услуг, статуса, вознаграждения и др.
- поддерживать символику - т.е. проведение действий по приданию чему-либо законной силы, празднование дат, событий, связанных с общественными ценностями, способствующих достижению согласия;
- слушать, т.е. умение понять и принять требования до того, как они породят серьезное напряжение в обществе.
Информационно-кибернетическая модель К. Дойча.
Карл Вольфганг Дойч (1912-1992) –нем. социолог и политолог чешского происх. («Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966)
Представляет модель ПС как совокупности инф.потоков, построенных на принципе обратной связи в упрощенном варианте выглядит как четыре блока, связанные с различными фазами прохождения инф-коммуникативных потоков: получение и отбор инф. обработка и оценка инф. принятие решений - осуществление решений с обратной связью.
Дойч выделяет 3 основных типа коммуникаций в политической системе:
1) личные, неформальные коммуникации (персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке;
2) коммуникации через организации (контакт с правительством посредством партий, групп давления и др.,
3) коммуникации через СМИ.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
- это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве),
- способ организации и функционирования его полит/ системы, который отражает отношения власти и общества.
- характеризуется мерой участия граждан в управлении, отношением гос/институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с т.зр. социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Тоталитарный режим
- система правления, при которой одна партия держит в своих руках всю политическую, экономическую, вoeнную и судебную власть в стране.
Признаки тоталитарных режимов (З. Бжезинский):
1. Тоталитарная идеология.
2. Одна партия.
3. Организованный террор.
4. Монополия на средства коммуникации.
5. Монополия на оружие.
6. Жесткий цeнтрализованный контроль над экономикой.
Авторитарный режим
- когда власть стремится жестко контролировать только политическую сферу, не вмешивается (или слабо контролирует) в культуру, экономику, личную жизнь гpаждан.
Политическая власть в условиях авторитаризма:
- концентрируется в руках одного человека (монарха) или группы лиц (хунта).
- опирается на армию, использует политические репрессии.
- права и свободы граждан значительно ограничены,
- невозможно существование серьезной легальной оппозиции, все полит/партии и профсоюзы находятся под контролем гос. власти.
- власть, порядок, и повиновение становятся во главу угла, оставляя мало места свободе и участию народа.
- разрешаются некоторые изменения в социально политической системе, тогда как при тоталитаризме они однозначно невозможны.