Глава 28. Социальное поведение.
Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.
Определение рассматриваемого феномена таково: это -- совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, социальных институтов, государств.
Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:
1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;
2) компетентная, или когнитивная, базируемая на знании и размышлении;
3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.
В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является "элементарное социальное поведение". Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.
Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в "зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность "принять роль другого". Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.
П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.
Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий". На поведение человека оказывают влияние : 1) система ожиданий партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие акты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.
Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.
В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.
Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как "нормальные", т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлением девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними, видов поведения, выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.
Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или другом городе, другие - нормой, даже - героизмом). А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры - наоборот.
Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося поведения:
1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.
2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3) Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:
а) поступка (ударил по физиономии женщину);
б) деятельности ( постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни ( преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма "Самоубийство", продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причин отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.
В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.
Структурно-логические схемы/
1. Бихевиористская модель поведения
Поведение | ||||
Эмоциональная реакция | Когнитивная реакция | Прямое реагирование |
2. Модель поведения, разработанная в теории обмена (Дж. Хоманс)
вознаграждение
обмен
наказание
3. Модель поведения "Зеркальное Я" (Ч. Кули).
С2 |
4. Модель поведения, разработанная Дж. Г. Мидом.
интересы | ум | Я-концепция | умения | навыки |
5. Сорокинская модель социального поведения.
чувства | идеи | образы | воля | настроение | действия | |||||||||||
Обмен взаимный | ||||||||||||||||
любовь | дружба | сострадание | вражда | ненависть | ||||||||||||
6. Модель поведения, разработанная Т. Парсонсом.
С1 | Ценности, нормы | Ожидания | Типы ролей | Поведенческие элементы | С2 | |||||
Социальное окружение |
7. Теоретическая модель социального поведения.
Проблемная ситуация | |||||||||||||||||||||||||||||
Объективные условия | |||||||||||||||||||||||||||||
Возможные варианты выбора | Нормы и ценности | Решение о выборе и способе поведения | |||||||||||||||||||||||||||
Субъективные особенности личности | |||||||||||||||||||||||||||||
8. Основные типы девиантного поведения.
Асоциальное | Деструктивное | |
Противоправное |
9. Основные формы девиантного поведения.
Девиация | Поступки | ||||
Деятельность | |||||
Образ жизни |
10. Основные причины отклоняющегося поведения.
Аномия | Отклоняющееся поведение | |
Материальные символы успеха | ||
Социально-экономический кризис | ||
Конфликт целей и средств их достижения |
11. Основные последствия коллективного поведения.
Коллективное поведение | Формирует качества личности | ||||
Влияет на социальные функции | |||||
Формирует социальные роли | |||||
Создает условия возникновения нового строя |
ГЛАВА 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие “деятельность” употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.
Определение этого социального процесса таково: Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.
Итак, деятельность осуществляет:
1) воспроизводство человека как общественного существа;
2) преобразование природного и социального мира;
3) производство материальных и духовных ценностей.
Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: 1) отношение человека к предмету – ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.; 2) его отношение к другому человеку – к людям, их группам, обществу в целом; 3) его отношение к природе; 4) его отношение к самому себе.
Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.
Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение)
В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:
1) материально-преобразовательная ( ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);
2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);
3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);
4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;
5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;
6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей – художественных образов стилей, форм и т.д.;
7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;
8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях.
9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;
10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования , совершенствования, достижения заданной цели;
11) природоохранная, связанная с охраной природы.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. .С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущноснтые силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.
Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения выделял два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией "социального действия". Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:
1) целерациональные;
2) ценностнорациональные;
3) традиционные;
4) аффективные.
В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:
1) субъект действия - актор;
2) ситуационное окружение;
3) совокупность сигналов и символов;
4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.
Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:
1) поведенческая подсистема;
2) личностная подсистема;
3) культурная подсистема;
4) социальная подсистема.
Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизводство образца; 4) интеграция.
Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.
Структурно-логические схемы/
1. Основные функции, осуществляемые социальной деятельностью.
Воспроизводство человека как социальной системы | ||
Деятельность | Преобразование природного и социального мира | |
Производство материальных и духовных ценностей |
2. Виды отношений, реализуемых в процессе деятельности
Отношение человека к предмету | Отношение человека к другому человеку | |||
Деятельность | ||||
Отношение человека к природе | Отношение человека к самому себе |
3. Структура социальной деятельности
Осознанная цель | Средства |
Процесс деятельности | Результат деятельности |
4. Специфические признаки деятельности.
Деятельность | Осознанность (целеполагание) | ||||||||||||
Общественно обусловленный характер | |||||||||||||
Продуктивность (целедостижение) |
5. Основные типы социальной деятельности
Материально-преобразующая | Художественная | |||
Познавательная | Оздоровительная | |||
Ценностно-ориентационная | Деятельность | Спортивная | ||
Коммуникативная | Политическая | |||
Информационная | Управленческая |
|
.6. Типы деятельности, дифференцируемые по наличию в них элементов творчества.
Репродуктивная | Продуктивная (творческая) |
7. Характерные признаки осмысленного действия
Действие | Наличие определенного смысла | ||||||||||||||
Направленность на достижение осознаваемых целей | |||||||||||||||
Средства действия адекватны его целям |
8. Основные типы социальных действий в зависимости от степени их рациональности (по М. Веберу)
Действия | Целерациональные | |
Ценностно-рациональные | ||
Традиционные | ||
Аффективные |
9. Основные элементы социального действия (по Т. Парсонсу)
Субъект действия- актор | Действие | |
Ситуационное окружение | ||
Совокупность сигналов и символов | ||
Система правил, регулирующих действия |
10.Система социального действия и его основные функции (по Т. Парсонсу)
Подсистемы | Преимущественные функции |
Социальная | Интеграция |
Культурная | Воспроизводство образца |
Личностная | Целедостижение |
Поведенческий организм | Адаптация |
Источник: Т. Парсонс. Система современных обществ. М.1998.с.16.
11. Типы социальной деятельности, дифференцируемые в зависимости от социальной значимости их результатов.
Благодеяние |
Социальная деятельность |
Злодеяние |
ГЛАВА 30. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Содержание понятия «социальное движение» связано стакими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивление им, конфликтное противодействие соперничающих групп, слоев и классов. Все эти социальные процессы обусловлены групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих групп и общностей. Исходя из этого можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и потребностей и направленные на социальные изменения или противление им в конфликтном противодействии с другими общностями.
Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах. В отличие от этого социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.
Для социологического изучения социальных движений существенное значение имеет их типологизация. Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Характерные особенности общих движений сводятся к следующему.
1. Общие социальные движения проявляются в стремлении множества людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Следовательно, их становление и развитие связано с возникновением новых интересов, предположений и ориентации, новых представлений людей о самих себе и с формулированием неудовлетворенности существующей ситуацией. Именно таким образом складывалось рабочее, а затем и женское движение.
2. Становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений деятельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых попыток достичь желаемых изменений.
3. Такие движения направляют свою деятельность на различные сферы общественной жизни. Женское, например, вторгается и в сферу культуры, и в область семьи, быта, досуга, и в сферу политики и прав человека, причем в каждой из этих сфер ищет таких перемен, которые повышали бы социальный статус женщины.
4. Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально. Средствами их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, митинги, следование определенным образцам поведения. Чаще всего они оказываются достаточно рас