Глава 28. Социальное поведение.

Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.

Определение рассматриваемого феномена таково: это -- совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, социальных институтов, государств.

Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базируемая на знании и размышлении;

3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является "элементарное социальное поведение". Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.

Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в "зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность "принять роль другого". Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.

П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.

Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой "системой взаимных ожиданий". На поведение человека оказывают влияние : 1) система ожиданий партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие акты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

Если интегрировать все приведенные теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.

В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как "нормальные", т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлением девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними, видов поведения, выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.

Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или другом городе, другие - нормой, даже - героизмом). А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры - наоборот.

Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося поведения:

1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.

2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3) Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил по физиономии женщину);

б) деятельности ( постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни ( преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма "Самоубийство", продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причин отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.

Структурно-логические схемы/

1. Бихевиористская модель поведения

    Поведение      
       
Эмоциональная реакция   Когнитивная реакция   Прямое реагирование

2. Модель поведения, разработанная в теории обмена (Дж. Хоманс)

вознаграждение

 
 

обмен

 
 

наказание

3. Модель поведения "Зеркальное Я" (Ч. Кули).

 
 


 
С2

4. Модель поведения, разработанная Дж. Г. Мидом.

       
   
 
 


интересы   ум   Я-концепция   умения   навыки

5. Сорокинская модель социального поведения.

чувства   идеи   образы   воля   настроение   действия
                   
Обмен взаимный      
                     
любовь   дружба   сострадание   вражда   ненависть      
                                 

6. Модель поведения, разработанная Т. Парсонсом.

С1   Ценности, нормы   Ожидания   Типы ролей   Поведенческие элементы   С2
  Социальное окружение  

7. Теоретическая модель социального поведения.

           
   
     
 
 
 
 
 

Проблемная ситуация

                 
                 
        Объективные условия          
  Возможные варианты выбора         Нормы и ценности   Решение о выборе и способе поведения  
                 
                 
            Субъективные особенности личности      
                   
                                       

8. Основные типы девиантного поведения.

 
 


Асоциальное       Деструктивное
      Противоправное

9. Основные формы девиантного поведения.

 
 

Девиация

  Поступки
   
  Деятельность
   
  Образ жизни

10. Основные причины отклоняющегося поведения.

Аномия       Отклоняющееся поведение
   
Материальные символы успеха  
 
Социально-экономический кризис  
   
Конфликт целей и средств их достижения  

11. Основные последствия коллективного поведения.

 
 

Коллективное поведение

  Формирует качества личности
   
  Влияет на социальные функции
   
  Формирует социальные роли
   
  Создает условия возникновения нового строя

ГЛАВА 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие “деятельность” употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.

Определение этого социального процесса таково: Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Итак, деятельность осуществляет:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: 1) отношение человека к предмету – ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.; 2) его отношение к другому человеку – к людям, их группам, обществу в целом; 3) его отношение к природе; 4) его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение)

В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная ( ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей – художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях.

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования , совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. .С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущноснтые силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения выделял два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией "социального действия". Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:

1) целерациональные;

2) ценностнорациональные;

3) традиционные;

4) аффективные.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

1) субъект действия - актор;

2) ситуационное окружение;

3) совокупность сигналов и символов;

4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:

1) поведенческая подсистема;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизводство образца; 4) интеграция.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.

Структурно-логические схемы/

1. Основные функции, осуществляемые социальной деятельностью.

Воспроизводство человека как социальной системы
 
Деятельность Преобразование природного и социального мира
 
Производство материальных и духовных ценностей

2. Виды отношений, реализуемых в процессе деятельности

Отношение человека к предмету       Отношение человека к другому человеку
       
    Деятельность    
       
Отношение человека к природе       Отношение человека к самому себе

3. Структура социальной деятельности

 
 


Осознанная цель     Средства
Процесс деятельности     Результат деятельности

4. Специфические признаки деятельности.

     
 
 
 
 
 

Деятельность

  Осознанность (целеполагание)
   
  Общественно обусловленный характер
   
  Продуктивность (целедостижение)

5. Основные типы социальной деятельности

Материально-преобразующая       Художественная
         
Познавательная       Оздоровительная
         
Ценностно-ориентационная   Деятельность   Спортивная
       
Коммуникативная       Политическая
         
Информационная       Управленческая

Природно-охранная

.6. Типы деятельности, дифференцируемые по наличию в них элементов творчества.

Репродуктивная Продуктивная (творческая)

7. Характерные признаки осмысленного действия

       
 
 
   
 
 

Действие

  Наличие определенного смысла
   
  Направленность на достижение осознаваемых целей
   
  Средства действия адекватны его целям

8. Основные типы социальных действий в зависимости от степени их рациональности (по М. Веберу)

  Действия   Целерациональные
   
  Ценностно-рациональные
   
  Традиционные
   
  Аффективные

9. Основные элементы социального действия (по Т. Парсонсу)

Субъект действия- актор   Действие
   
Ситуационное окружение  
   
Совокупность сигналов и символов  
   
Система правил, регулирующих действия  

10.Система социального действия и его основные функции (по Т. Парсонсу)

Подсистемы Преимущественные функции
Социальная Интеграция
Культурная Воспроизводство образца
Личностная Целедостижение
Поведенческий организм Адаптация
   

Источник: Т. Парсонс. Система современных обществ. М.1998.с.16.

11. Типы социальной деятельности, дифференцируемые в зависимости от социальной значимости их результатов.

Благодеяние    
Социальная деятельность    
Злодеяние    

ГЛАВА 30. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Содержание понятия «социальное движение» связано стакими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивление им, конфликтное противодействие соперничающих групп, слоев и классов. Все эти социальные процессы обусловлены групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих групп и общностей. Исходя из этого можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и потребностей и направленные на социальные изменения или противление им в конфликтном противодействии с другими общностями.

Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах. В отличие от этого социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Для социологического изучения социальных движений существенное значение имеет их типологизация. Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Характерные особенности общих движений сводятся к следующему.

1. Общие социальные движения проявляются в стремлении множества людей развить новую точку зрения на свое положение в обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Следовательно, их становление и развитие связано с возникновением новых интересов, предположений и ориентации, новых представлений людей о самих себе и с формулированием неудовлетворенности существующей ситуацией. Именно таким образом складывалось рабочее, а затем и женское движение.

2. Становление общих социальных движений протекает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений деятельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых попыток достичь желаемых изменений.

3. Такие движения направляют свою деятельность на различные сферы общественной жизни. Женское, например, вторгается и в сферу культуры, и в область семьи, быта, досуга, и в сферу политики и прав человека, причем в каждой из этих сфер ищет таких перемен, которые повышали бы социальный статус женщины.

4. Общие социальные движения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально. Средствами их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, митинги, следование определенным образцам поведения. Чаще всего они оказываются достаточно рас

Наши рекомендации