Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «ВСГАО»

Профилактика экстремизма

В молодежной среде.

Проблемы и решения

Иркутск, 2012 г.

УДК 301

ББК 60.542.15

П 84

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «ВСГАО»

П 84 Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения:научно-методический сборник//Под редакцией М.В. Паромоновой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012 - 72 с. –

ISBN 978-5-85827-773-6.

Авторы:

Баранова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии;

Паромонова М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии;

Салахова Л.М., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России;

Серебренников И.П., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России;

Скорова Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии.

Рецензенты:

Занданова Л. В., доктор исторических наук, профессор;

Карнышев А. Д., доктор психологических наук, профессор.

В сборнике рассматриваются вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде. Издание содержит теоретические и практические вопросы развития толерантности как основного средства профилактики экстремизма, а также варианты тренингов, практических занятий, теоретический материал, необходимый учителю для организации работы по проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде, методические рекомендации по использованию различных форм и методов. Особое внимание уделяется формированию уверенного поведения у молодежи.

Издание предназначено для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся проблемами профилактики экстремизма в молодежной среде.

УДК 301

ББК 60.542.15

ISBN 978-5-85827-773-6 © ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012

Содержание:

Введение (Серебренников И.П.)
Толерантность в вопросах и ответах (Баранова О.В., Скорова Л.В.)
Психологические тренинги  
Тренинг «Развитие толерантности» (Баранова О.В.)
Тренинг «Учимся понимать друг друга» (Баранова О.В.)
Тренинг уверенного (ассертивного) поведения (Паромонова М.В.)
   
Методы изучения толерантности  
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Скорова Л.В.)
Методика «Виды агрессивности» (Скорова Л.В.)
Технологии работы с молодежью по формированию толерантности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде(Салахова Л.М.)  
О критическом мышлении
Кейс-метод как способ осмысления социальных проблем
Методы изучения дискуссионных вопросов
Деловая игра «Как противостоять нетерпимости?»
Деловая игра «Пресс-центр»
   
   
   
   
   
   



ВВЕДЕНИЕ

И.П.Серебренников

Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus, что в переводе означает «крайний». В общем смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными руппами и сообществами. В более расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее, исторически изменяющееся социально-политическоге явление, представляющее собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти, противостоящим политическим образованиям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Активно осуществляемый, главным образом, в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.

В современной России экстремизм и его крайнее выражение – терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. Под воздействием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций. Молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик, всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Именно в этой среде наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала.

Необходимо выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и группах, где отсутствует уважение и уверенность в себе или же условия существования способствуют игнорированию прав личности.

Экстремизм характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

Зачастую распространение экстремистских идей осуществляют, целенаправленно внедренные в общественное объединение, члены экстремистских организаций.

Наиболее опасным периодом для вхождения в поле экстремистской активности, является двадцати двух лет. На это время приходится наложение наиболее важных психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, максимализма, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. Молодой человек озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по примитивной схеме «мы - они». Его психика неустойчива, он легко подвергается внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодежи этого возраста оказывается в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (собственность, перспективная постоянная работа, семья и др.). Многие молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, переезжают в другой город, оказываясь в ситуации, с одной стороны, свободы, с другой – социальной незащищенности. В таких условиях молодой человек мобилен, активен, открыт для экспериментов (участие в митингах, акциях, погромах). При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за низкого уровня его материальной обеспеченности.

Неудачные попытки найти смысл жизни, неуверенность в себе ведут к желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все свои беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать любое экстремистское объединение, предлагающее простые и конкретные ответы на многочисленные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Это все подтверждают данные МВД России: на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Кроме того, анализ статистических данных показывает, что более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет.

Вот почему так важно формировать начиная с подросткового возраста ассертивное (уверенное) поведение, адекватную самооценку, толерантность.

В молодежной среде наиболее ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический и религиозный. Под политическим экстремизмом понимаются крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на сегодняшний день – демократию), пропаганда насильственных и агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора.

Националистический экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, в актах геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка. При этом отвергаются подобные же права для других национальных и этнических групп. Националистический экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии.

Молодежный экстремизм в современной России является следствием снижения уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма, толерантности.

Как считают эксперты, проблема молодежного экстремизма в России при темпах ее развития может в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, следует выработать ряд общих и специальных мер по предупреждению явления опасного для общества, молодежного экстремизма.

В данном сборнике представлены материалы, которые направлены на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде, в частности на формирование толерантной и уверенной личности. Сборник состоит из теоретической и практической частей. В первой в виде вопросов и ответов дается представление о толерантности, нетерпимости, формах их проявления. В практическую часть включены методические рекомендации по проведению психологических тренингов, деловых игр, по использованию в работе кейс-технологий, технологий критического мышления, позволяющие развивать ассертивное (уверенное) и толерантное поведение, формировать способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

О.В. Баранова

Л.В. Скорова

Что такое толерантность?

В философском понимании толерантность человека основывается на его уверенности в своих позициях и проявляется в терпимости к иным взглядам, нравам, привычкам, при отсутствии боязни сравнения и конкуренции различных точек зрения, а также рассматривается как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

В социологическом понимании толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, различным мнениям, непредубежденность в оценке людей, наций и событий.

В психологическом понимании - это установка на диалог и сотрудничество. Это личностное свойство, это умение отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека. Толерантность предполагает корректную сопротивляемость, не уход от ситуации жесткого взаимодействия, а демонстрацию того, что вы способны в напряженной ситуации взаимодействия внутренне держать удар, не раскручивая эмоции, а вводя их в нужное русло.

Толерантность можно рассматривать как устойчивость личности, которая проявляется на психическом, социальном, психологическом уровнях.

- Психическая устойчивость – способность человека противостоять внешним воздействиям, выводящим человека из состояния нервно-психического равновесия.

- Социальная устойчивость - терпимость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным, мировоззренческим различиям, которая выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций.

- Психологическая устойчивость – особое проявление человеческого духа, нравственная сила.

Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром.

Толерантность связана с умением отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека.

О.В.Баранова

Тренинг предназначен для школьников подросткового возраста. Подростковый возраст - важный период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для формирования отношения будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования.

Цель тренинга: развитие толерантного поведения, развитие умений находить общие точки соприкосновения с другими, становиться на другую точку зрения. Программа тренинга рассчитана на 16 часов и предполагает проведение 4 занятий по 4 часа.

Вводная часть

Процедура проведения.Принимаются правила групповой работы. Затем ведущий рассказывает участникам, что такое толерантность и интолерантность (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.

Знакомство

Подготовка

Для каждого участника нужно приготовить карточку «Направленное интервью» (см. ниже).

1. Скажите следующее: «Сейчас у вас появится счастливая возможность лучше узнать других членов группы, задавая им вопросы в определенной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать с помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же».

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто — вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий - отвечающий меняются при каждом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.

После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

Карточка участника игры «Направленное интервью»:

1. Когда ты бываешь счастлив?

2. Что тебе особенно удается?

3. Какие качества ценят в тебе друзья?

4. Что ты сам больше всего ценишь в людях?

5. Чем ты гордишься?

6. Что ты больше всего любишь делать?

7. О чем ты мечтаешь?

8. Чему ты больше всего удивляешься?

9. Твое любимое занятие в свободное время?

10. Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

11. Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

12. Из-за чего ты волнуешься?

13. Твои сильные стороны?

14. Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

15. Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

16. Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, каковы бы они были?

Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения.Участники группы рассаживаются по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители земли, или мы одного роста и. т. д.): Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения.Ведущий предлагает участникам продумать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент, например: «Катя, у тебя замечательная прическа» или «Дима, ты добрый мальчик». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Основная часть

Упражнение «Лукошко»

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из киндер-сюрпризов, значками и т. п.).

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут по одному предмету. После этого каждому участнику предлагается найти связь между понятием «толерантность» и предметом, доставшимся ему. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку, например: «Мне достался мячик, он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Рефлексия занятия:

1. Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений вызвало наибольший отклик?

2. Представляется ли вам тема толерантности актуальной , и если да, то почему?

Разминка

Упражнение «Разыскивается»

Участникам предлагается оставить объявление о себе (примерный портрет, рост, цвет волос, хобби), завершить текст словами: «последний раз видели…». Повесить листы на стене. Участники группы пытаются найти автора каждого объявления.

Основная часть

Разминка

Упражнение «Это здорово»

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о каком-нибудь своем качестве, умении, желании или таланте (например: «Я обожаю танцевать», «Я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

Основная часть

Упражнение «Замороженный»

Задача: Совершенствование навыков эмоционального контакта.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй – «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить «замороженного». Он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимики. Критерии «размораживания» - изменение в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».

Разминка

Упражнение «Глаза в глаза»

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли и чувства партнера, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

1. Удалось ли кому-нибудь понять друг друга без слов?

2. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?

3. Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Упражнение «Рисунок в два этапа»

Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары и сесть напротив друг друга.Положить между собой лист ватмана и взять по одному фломастеру. Поставить фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закрыть глаза. В течение двух минут (пока звучит музыка) путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисовать во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана.

Потом открыть глаза и за 5 – 7 минут сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если есть желание, можно разговаривать друг с другом. Далее рисунок демонстрируется всей группе.

Вопросы для обсуждения:

1. Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?

2. Каким образом вы находили общий язык со своим партнером?

3. Как вы сотрудничали со своим партнером?

Основная часть

Упражнение «Любопытная история»(К. Фопель)

Материалы: бумага и карандаши для каждого игрока.

Процедура проведения:

1. Объясните участникам цели игры: мини-команды должны сочинить историю, при этом, наверняка, придется в полной мере задействовать свою фантазию.

2. Каждый игрок пишет на карточке любое слово, пришедшее ему на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие.

3. Группы делятся на команды по четыре человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединится и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова с имеющихся у них карточек. Объем текста не должен превышать страницу. Готовые истории в течение тридцати минут, должны быть названы и представлены в письменном виде.

4. После этого команды собираются вместе и каждая зачитывает свою историю.

5. В конце игры подведите итоги, отвечая на следующие вопросы:

-Какие слова были написаны на карточках и, какое из них было труднее включить в рассказ?

-Каким было настроение в команде во время работы?

-Доставило ли каждому участнику удовольствие творить вместе с другими?

-Были ли похожие истории, сходные сюжетные линии?

-Как можно охарактеризовать ту или иную команду (творческие способности ее членов, интересы, потребности), исходя из того, какая история написана?

Рефлексия тренинга.

- Что больше всего запомнилось в тренинге?

- Какая тема была особенно актуальной?

- Какие вопросы, касающиеся темы «Толерантность» было бы интересно обсудить в подобном цикле?

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

ТРЕНИНГ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА»

О. В. Баранова

Цель тренинга: Развитие способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Программа тренинга рассчитана на 16 часов и предполагает проведение 4 занятий по 4 часа.

Занятие 2. Эмпатия

Задачи: Знакомство с понятием эмпатии; развитие у участников навыков эмпатии; осознание необходимости эмпатийного отношения к другим.

Занятие 3. Сотрудничество.

Задачи: Осознание необходимости развивать навыки группового взаимодействия; развитие умения уважать достоинства других; развитие коммуникативных навыков.

Занятие 4. Я и мы

Задачи:Развитие у школьников социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека.

Примечание.Тренинг составлен на основе тренингов, разработанных Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, А.В.Макарчук А.В. («Искусство жить с непохожими людьми» - М., 2009) и И.К. Фопель («Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения» - М., 2002.).

Разминка

Основная часть

Упражнение «Глаза в глаза»

Процедура проведения.Участник разбиваются на пары. В течение трех минут смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли и чувства партнера, как бы общаясь глазами. Затем участник делятся своими ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

– Удалось ли понять друг друга без слов?

– Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?

– Возникают ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Рефлексия занятия

1. Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

2. Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Занятие 2. Эмпатия

Разминка.

Упражнение «Аплодисменты»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать (кататься на горных лыжах, смотреть сериалы и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Основная часть.

Упражнение «Школа эмпатии»

Процедура проведения. Ведущий говорит группе примерно следующее: «Давайте представим себе, что в некой Академии неопознанного есть лаборатория паранормальных возможностей человека. Эта лаборатория занимается изучением таких таинственных феноменов, как гипноз, предвидение будущего и другие. Недавно в этой лаборатории появилось новое направление исследований – эмпатия. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека. Это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так как, если бы они были вашими собственными. Этим даром обладают немногие люди – эмпаты. В жизни рядом с эмпатами человек чувствует себя услышанным, понятым, принятым. Поговорив с эмпатом, ты испытываешь облегчение. Принимая чужие радости и страдания как свои собственные, они всегда находят нужные слова, чтобы поддержать другого. Поскольку эмпаты очень тонко чувствуют внутренний мир другого человека, они часто могут предугадывать поведение людей. Один из первооткрывателей эмпатии, кстати, сам великий эмпат и психолог Карл Роджерс, писал: «Эмпатия означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Одним словом, эмпатия - весьма ценный дар.

Вскоре в лаборатории было сделано грандиозное открытие: оказалось, что эмпатия не является врожденным даром, любой человек при желании может развить у себя эту способность. Перед учеными встала задача – как можно человека научить эмпатии? Решая эту задачу, они решили создать школу эмпатии.

Ведущий предлагает участникам посетить несколько уроков в первой школе эмпатии.

Урок 1«Телесная поддержка»

Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары, стать спиной друг к другу и опереться на партнера плечами, поддерживая друг друга. Время проведения упражнения 5 – 10 мин.

Занятие 3. Сотрудничество

Разминка

Основная часть

Упражнение «Пары»

Процедура выполнения. Ведущий предлагает разбиться на пары участникам и выполнить следующие задания:

Вариант 1. В течение 4 минут молча смотреть друг на друга.

Вариант 2.В течение 4 минут рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами «Я вижу перед собой…», говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях, например, «добрый взгляд». Потом поменяться ролями.

Вариант 3.В течение5 минут рассказать своему собеседнику, каким он был, когда ему было 5 лет. Можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Слушателю необходимо отметить, что в рассказе было наиболее точно, а что не совсем так. После этого пары меняются ролями.

Вариант 4.Ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»

В заключение ведущий предлагаетвтечение 1 минуты представить своего партнера группе.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

- Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности?

- Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

Основная часть

Упражнение. «Ответы за другого»

Процедура выполнения.Ведущий обращается к участникам: «Проверим себя – насколько хорошо мы можем проникнуть в глубины души человека и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая уже у вас есть о человеке, предугадать, как он ответит на вопросы». Участникам предлагается разделить лист бумаги вертикально на три части. В верхней части среднего вертикального столбика запишите свое имя. Вверху левой части листа – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего, а через одного. Вверху правой – имя человека, сидящего справа. Таким образом, у каждого участника есть два человека, глазами которых он будет смотреть на мир. Участникам даются карточки с вопросами, на листе бумаге нужно записать ответы, которые, по их мнению, дадут участники. В средней части ответить за себя и записать.

Карточки:

1. Ваш любимый цвет

2. Ваше любимое мужское имя

3. Самая неприятная для вас человеческая черта?

4. Самое ценное качество?

5. Какого жанра книги вы предпочитаете?

6. С симпатией ли вы относитесь к домашним животным? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок?

7. Смотрите ли вы какой-нибудь телевизионный сериал?

По окончании нужно сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Вопрос для обсуждения:

– Легко ли было смотреть глазами другого человека и чувствовать его?

Упражнение «Конверт»

Процедура выполнения.Участники делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Участники выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик, пилочку для ногтей, губную помаду. Потом они отбирают пять вещей, которые кажутся наиболее интересными, и кладут их в конверт.

Каждая команда передает свой конверт другой группе и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.

У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки.

После этого команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.

Рефлексия занятия:

1. Что нового вы узнали о другом человеке и о себе?

2. Подтвердились ли ваши первоначальные представления о другом человеке?

3. Интересно ли было работать в группе?

Занятие 4. Я и мы

Разминка

Упражнение «Премьера»

Процедура выполнения.Участникам предлагается найти себе партнера, который ему интересен. Участники получают по 5 - 10 мин. Они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. С помощью рисунков каждый участник должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе.

В заключение каждый участник представляет своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить рассказ.

Основная часть

Рефлексия тренинга.

Упражнение «Обратная связь»

Процедура выполнения.Ведущий обращается к участникам: «Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате».

Варианты неоконченных предложений:

- Я научился…

- Я узнал, что….

- Я нашел подтверждение тому, что…

- Я обнаружил, что…

- Я был удивлен тем, что…

- Мне нравиться, что…

- Я был разочарован тем, что…

- Самым важным для меня было…

После завершения работы ведущий зачитывает все ответы.

М.В.Паромонова

Данный тренинг предназначен для социальных педагогов, психологов, классных руководителей, имеющих первичные психологические знания по возрастной и социальной психологии и работающие с молодежью в возрасте от 16 до 20 лет.

Тренинг направлен на формирование уверенного (ассертивного) поведения. Трудоемкость тренинга составляет 16 аудиторных часов.

Режим работы: 4 аудиторных часа в день. Целесообразнее проводить тренинг методом погружения – занятия проводятся ежедневно.

Рекомендованное число участников 12 -16 человек.

Состав группы может быть как моногамным, так и полигамным. Обязательными условиями являются: добровольное участие и постоянство состава группы. Содержание тренинга носит рекомендательный характер.

День первый

Тема дня: Признаки и последствия неуверенного поведения.

Введение (5 мин.)

Если тебя часто вынуждают делать то, что тебе не нравится…

Если ты испытываешь дискомфорт, а иногда и страх в преддверии публичного выступления…

Если тебя не понимают и не принимают в коллективе…

Если тебе сложно убедить оппонентов в своей правоте, то пришло время задать себе вопрос: «почему это происходит со мной?»

Все это результат неуверенности в себе!

Неуверенность, неуверенное поведение не позволит тебе построить успешную карьеру, не даст возможности быть рядом с тем, с кем бы тебе хотелось. Неуверенное поведение может привести тебя в асоциальную компанию, исключит возможность быть самим собой. Неуверенное поведение – это путь к зависимости, агрессивности или пассивности.

Если вы хотите сами управлять своей судьбой, сохранять свою независимость и неприкосновенность, то надо что-то изменить в себе!

В течение нескольких дней мы будем диагностировать степень вашей уверенности, изучать, чем отличается уверенность, агрессивность и неуверенность; формировать уверенное тело, уверенный голос, уверенное поведение.

Чтобы наши встречи привели к желаемому результату, необходимо оговорить несколько правил.

Правила работы в тренинге:

«Замкнутость круга». Если вы решили изменить себя, то надо быть на занятиях всегда. Не пропускать, не опаздывать. Целостная, закрытая группа способствует самораскрытию и позволяет эффективно формировать навыки уверенного поведения. Только люди, которым ты доверяешь, могут подсказать тебе, как сделать лучше и от чего целесообразнее отказаться.

«Здесь и сейчас». Суть этого правила заключается в том, что каждый участник говорит от первого лица и обсуждает события, происходящие в данное время и в данном месте.

«Конфиденциальность». Каждый из участников тренинга берет на себя обязательство неразглашения информации об участниках и событиях, происходящих в аудитории.

На заметку тренеру: Правила могут дополняться участниками. Каждое правило обсуждается и должно быть принято каждым участником.

Если кто-то из участников не согласен, то правило корректируется.

Упражнение 1 «Снежный ком»

Время проведения: 10 мин.

Цель:Знакомство участников и создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ход упражнения: Участник называет свое имя и качество личности, отличающее его от других участников. Качества личности не должны дублироваться. Каждый последующий участник повторяет имя и качество личности предыдущих членов г

Наши рекомендации