Технологии педагогической импровизации и экспромта в процессе организации праздничного досугового взаимодействия
Педагогическая импровизация – это творчество аниматора непосредственно во время общения с детьми, в момент осуществления педагогического замысла. В его основе – интерпретация материала, подготовленного к занятию, воспитательному мероприятию, в данных обстоятельствах деятельности в свете творческих педагогических установок и ощущений аниматора. Импровизация подразумевает способность аниматора оперативно оценивать ситуации, поступки воспитанников, собственную деятельность, принимать решения на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции, интуитивного поиска и работать в меняющихся обстоятельствах, корректируя в соответствии с ними собственную деятельность.
Педагогическая импровизация осуществляется в такой последовательности:
· оперативный анализ ситуации, выбор средств воздействия;
· само воздействие (импровизация);
· оценочная стадия, на которой осмысливаются и переживаются результаты импровизации и которая часто связана с определением последующих задач деятельности.
Успешность импровизации зависит от серьезной творческой подготовки аниматора, в том числе и психолого-педагогической; умения управлять своими психическими состояниями и навыков самоанализа; умения общаться с детской аудиторией, в частности от хорошего знания конкретного коллектива и каждого ребенка
Исследователи выделяют пять вариантов педагогической импровизации в зависимости от источника ее возникновения.
Первый вариант (косвенную импровизацию) вызывают корректирующие факторы педагогического творчества (ситуация, воспитательная проблема, неожиданно возникшая в коллективе). В импровизации этого типа важную роль играет импровизационная готовность аниматора, включающая в себя:
1) ощущение возможных импровизационных моментов в предстоящей деятельности в период подготовки к ней;
2) ощущение неизбежности импровизационных моментов в первые минуты непосредственного общения с коллективом
3) немедленная и адекватная реакция на неожиданно возникающую педагогическую задачу.
Второй вариант связан с тем, что аниматор находит в себе самом нужный материал для импровизации: неожиданную ассоциацию, воспоминание, аналогию и т. п. Этот вариант педагогической импровизации – своеобразная импровизация изнутри, возможная при условии глубокой, искренней увлеченности.
Этот вариант имеет в значительной мере эмоционально-чувственный характер, но опирается на значительную подготовительную работу, мобилизующую всю творческую структуру личности аниматора.
Третий вариант вызывается логикой изложения учебного материала: импровизация диктуется внезапным возникновением таких зависимостей в логике развития материала, которые не были предусмотрены. Необходимо отметить, что источник импровизации этого типа имеет логико-педагогический характер, и в импровизации активно участвует мышление.
Четвертый вариант импровизации связан с критическим отношением аниматора к тому, что он делает сам, и к тому, как его действия воспринимают воспитанники. Этот вариант воплощает в себе известное единство логико-педагогического и эмоционально-чувственного начал.
Пятый вариант педагогической импровизации связан со сложностью творческого поиска аниматора. В частности, важную роль здесь играет механизм интуиции. Такова природа неожиданных «озарений», когда возникает наиболее плодотворное решение педагогической проблемы, не найденное в процессе подготовки, но явившееся следствием длительной мыслительной работы. Это не противоречит идеям о возможности управления творческим процессом.
Педагогическая импровизация – важнейшая составляющая творческого процесса аниматора. Если педагогическое общение позволяет переносить творческий процесс аниматора на воспитанников и наоборот и организовать взаимодействие этих творческих процессов, то педагогическая импровизация является средством уточнения творческого процесса аниматора, корректирующим моментом во взаимодействии творческих процессов его и воспитанников.
Аниматору необходимо уметь моментально находить решения. Такая ситуация требует активного интуитивного мышления. Интуиция проявляется как предвидение, предвосхищение результатов действия. Согласно П. К. Анохину, предвосхищение есть проявление высших психических творческих функций человека, которое обеспечивает целенаправленность поведения, его активность. Таким образом, успешно решить педагогические задачи, опираясь на интуицию, можно только, когда: а) определены цели, б) выделены ориентиры в важных и неважных действиях для данной задачи, в) усвоены алгоритмы и эвристики продуктивного решения задач в предшествующем опыте.
Интуиция – это форма непосредственного познания, заключающаяся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий, способность на основе накопленного опыта и приобретенных знаний угадывать истину, открывать новое, как бы минуя промежуточные логические рассуждения. В деятельности тренера можно выделить три типа интуиции: интеллектуальную, эстетическую, этическую (Н. В. Кузьмина, Н. А. Персианова).
Интеллектуальная интуиция в педагогическом творчестве означает целостный охват задачи или ситуации без использования развернутых аналитических средств. У воспитанников интеллектуальная интуиция проявляется как основательная, разумная догадка при выполнении конкретных творческих действий.
Эстетическая интуиция в воспитании и обучении помогает оценивать формы наглядности, создавать новые, оформлять возможные источники воздействия и формировать эстетические вкусы у воспитанников.
Этическая интуиция аниматора есть не что иное, как выражение этического или морального чувства. Этическая интуиция часто проявляется как педагогический такт.
В педагогической деятельности интуиция постоянно подчиняется задачам, сознательно поставленным перед собой аниматором.
Интуиция как моментальная эмпирическая оценка ситуации и решение педагогических задач, определение содержания того или иного фактора, воплощающее в гипотезе предполагаемую структуру педагогического явления или взаимодействия, осуществляется на основе научных психолого-педагогических знаний и личностного опыта аниматора как носителя творческой индивидуальности и всегда воплощает в себе момент самовыражения этой творческой педагогической индивидуальности.
Способность к интуитивному постижению педагогических явлений формируется в процессе педагогической деятельности и углубления творческих и практических знаний о предмете труда, в результате углубления и повышения интенсивности творческих переживаний и ощущений аниматора, восприятия им обстоятельств своей деятельности.
Обе эти способности в одинаковой степени необходимы организаторам педагогического процесса.
Творческая фантазия – это способность комбинировать данные опыта в соответствии с творческой задачей. Однако творческая фантазия оказывается продуктивной только в сочетании с воображением, а работа воображения состоит в том, чтобы комбинации, создаваемые фантазией, делать объектами чувственного переживания.
Если фантазия – игра ума, то воображение – игра чувств.
Оба процесса протекают одновременно. Непрерывным потоком протекают в воображении комбинации, «поставляемые» фантазией. Продукты ума и органов чувств переплетаются друг с другом, взаимодействуют и настолько проникают друг в друга, что оторвать одно от другого уже невозможно.
Важными составляющими данного процесса являются также чувство времени и чувство пространства в их динамическом сочетании и единстве. Важность этих факторов определяет специфика педагогической фантазии и педагогического воображения, призванных воспроизводить жизнь в непрерывном движении, в потоке изменяющихся форм. С этим связано также огромное значение чувства ритма в педагогическом творчестве аниматора.
Без наблюдательности нет знания жизни, а без знания жизни нет педагогического творчества, нет педагогического искусства. «Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью, – писал К. С. Станиславский, – Они, помимо воли, подмечают и крепко запечатлевают в памяти все, что происходит вокруг. При этом они умеют выбирать из наблюдаемого наиболее важное, интересное, типичное и красочное. Слушая таких людей, видишь и понимаешь то, что ускользает от внимания людей малонаблюдательных, которые не умеют в жизни смотреть, видеть и образно говорить о воспринятом».
Для представителей различных родов искусств характерны различные виды наблюдательности. Так, у художника наиболее развита зрительная наблюдательность, у скульптора – осязательная, у музыканта – слуховая.
Поскольку искусство педагога состоит в воспроизведении в жизни разумного человеческого поведения, объектом его наблюдательности является главным образом человек во всех его проявлениях. Наблюдая человеческое поведение, аниматор мобилизует все органы чувств, в особенности зрение и слух. Это не отличает его от представителей других видов искусства. Но аниматор должен владеть и еще одним способом восприятия, который специфичен именно для педагогической наблюдательности и в педагогической деятельности имеет важнейшее значение. Этот способ восприятия может быть назван мышечным, или моторным.